МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

«Здоровые дети — здоровая нация!»

.

.

.
МЕНЮ

Истоки самоуважения

Возникновение суждений о себе начинается с самого раннего периода нашей жизни — младенчества. Чаще всего, самые первые, кто нас встречает в этом мире, это наши родители.

В самом начале жизненного пути значимыми фигурами для ребёнка являются мать и отец. Они не изолированны, а воспринимаются им как «целостные фантазии и ожидания по поводу взаимодействия со значимым другим» (М. Якоби). При этом формируется внутреннее знание ребёнка, собранное из опыта того, как действия «другого» (матери) влияли на его состояние через стимуляцию, удовлетворение потребностей, страх и боль. Позже эти реакции, первоначально произошедшие в присутствии «другого», воспроизводятся независимо от него.

В свою очередь у матери ребёнка есть то же самое переживание относительно своей матери, а у неё – о своей… Такой бесконечный замкнутый круг. Следовательно, формирование здоровой самооценки зависит от достаточно хорошего «подбора» и «взаимной настройки» между матерью и ребёнком. В идеале должно быть достаточно слабого намёка, чтобы привлечь внимание матери к непосредственным нуждам ребёнка (кормление, смена подгузника и т. п.). Но кроме этого очень важна её чувствительность к тому, что ребёнок хочет иногда остаться один, ему необходимо «личное время», чтобы без пристального внимания заниматься «своими делами». Иначе говоря, младенцу надо давать инициативу, возможность выбирать, как и когда проявлять двигательную и познавательную активность.

«Только когда он одинок (даже в присутствии “другого”), ребёнок может обнаружить свою собственную личную жизнь. Патологической альтернативой является ложная жизнь, построенная на реакциях на внешние стимулы» (Винникотт).

Матери не всегда способны дать ребёнку это свободное пространство, потому что сами нуждаются в постоянном подтверждении любви от ребёнка, а ослабить контролирующую опеку над ребёнком им не позволяет тревога. У таких тревожных мам дети вырастают с определёнными паттернами взаимодействия с окружающими. Один из них: «От меня хотят демонстрации любви и заботы о других. Спонтанность опасна, всё должно быть под контролем». Такой шаблон поведения приводит к зависимости от других людей, общей пассивности и недостатку инициативы.

Относительно частым оказывается ещё один паттерн, когда качество отношений «мать – ребёнок» сильно зависит от её настроения. Если у матери плохое настроение, тогда период гармоничной взаимности внезапно разрушается и ребёнок лишается родительского внимания и заботы. В результате подобных процессов паттерны взаимодействий у ребёнка могут быть окрашены базовым недоверием, ощущением ненадёжности «другого» и самого себя. На этом и основано возникновение базового недоверия к людям, миру и потеря уверенности в себе, страх быть отвергнутым.

Таким образом, самоуважение, самооценка – это та ценность, которую мы придаём своей личности. От негативного оценивания возникают самоуничижение и чувство неполноценности, а в дальнейшем формируется комплекс неполноценности. Решающую роль в формировании самоуважения и адекватной самооценки играют ранние паттерны взаимоотношений.

И если самооценку кардинально изменить нельзя, то есть отличное решение — менять способ мышления. Сейчас становится очень популярным такое направление, как позитивная психология. Менять привычки можно и нужно! Если вы начнете себя вести как счастливый и успешный человек, то скоро почувствуете, что жизнь налаживается. При намеренной смене привычных действий образуются новые нейронные связи, поскольку происходит выход из зоны комфорта. Благодаря этому процессу вы легче сможете переносить любые перемены, т.е. вырабатывается стрессоустойчивость. Но и здесь решающую роль играют родители. Ведь именно у них ребёнок заимствует способ мышления. Ведь состояние внутренней гармонии не зависит от количества денег, от наличия других людей и их действий. Оно уже есть в нас самих. И его не нужно объяснять, ему нельзя научить — это чувство передаётся на бессознательном уровне от родителей детям.

Гирис Татьяна Васильевна, клинический психолог центра, дружественного подросткам, "Ювентус", УЗ "17-я городская детская клиническая поликлиника" г. Минска

Научиться любить себя

Люблю ли я себя? Принимаю ли я себя таким, какой я есть? Вероятно, каждый из нас не раз задавался этим вопросом. Попробуем разобраться вместе.

Тренируем счастье!

«Говорить будем о счастье – просто и честно». Что оно из себя представляет? Как его найти? И не потерять? Об этом рассуждает Александр Суворов в своей книге «Система счастья. Практическое руководство по тренировке счастья». Он не психолог и не спикер, а предприниматель, основатель компании Pet Technologies. Спойлер: бизнесмен утверждает, что счастье, как и человеческое тело, нужно ежедневно тренировать. И объясняет, как это сделать.

Научно-методический журнал «Здоровый образ жизни»

220070, г.Минск,
ул. Кальварийская, 25, офис 603

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 270 16 86

Журнал в социальных сетях