МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

«Здоровые дети — здоровая нация!»

.

.

.
МЕНЮ

Технологии мобильного обучения на уроках физической культуры и здоровья

Как сделать так, чтобы использование гаджетов на уроке было направленно на обучение, а не на развлечение? Предлагаем вашему вниманию опыт формирования теоретических знаний у учащихся V–VII классов на уроках физической культуры и здоровья посредством технологии мобильного обучения.

 Информация – основа развития любого процесса, в особенности образовательного. Специфика у каждого учебного предмета своя, но задача учителя физической культуры и здоровья состоит в том, чтобы создать условия для практического усвоения доступных каждому учащемуся физкультурных и спортивных знаний, необходимых для травмобезопасных, организованных и самостоятельных занятий; использования на практике приобретённых физкультурных знаний во время организованных и самостоятельных игр, физкультурных занятий, спортивно-массовых мероприятий.

Основополагающей идеей своей педагогической деятельности считаю создание оптимальных условий для раскрытия познавательного, интеллектуального потенциала учащихся путём их вовлечения в систематическую работу по изучению и практическому освоению теоретических знаний в области физической культуры как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Работа в этом направлении состоит из следующих этапов:

  • предварительный (поиск эффективных средств, форм и методов изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье»; анализ передового и собственного опыта для изучения и практического освоения теоретического материала учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье»);
  • основной (коррекция собственной деятельности, применение новых идей в собственной практике, формирование и совершенствование собственной системы формирования теоретических знаний посредством технологии мобильного обучения);
  • заключительный (осмысление нового опыта и выделение его сущностных сторон).

На мой взгляд, учителем должна проводиться обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся системы теоретических знаний для изучения и практического освоения теоретического материала.

Чтобы достигнуть поставленной цели, очень важно создать для учащегося определённые условия, которые помогли бы обрести уверенность в своих знаниях, позволили бы ему раскрыться, способствовали бы формированию его мировоззрения.

На мой взгляд, удовлетворяет названным условиям технология мобильного обучения, в основе которой лежит исследовательская и познавательная деятельность учащихся. Благодаря внедрению этой технологии появляется возможность углублять и закреплять теоретические знания на уроках, факультативных и дополнительных занятиях.

Технология мобильного обучения (mobile learning, m-learning) – это использование мобильных сервисов – как обособленно, так и в совокупности с другими информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), вне зависимости от места и времени. Данная технология предполагает, что образовательный процесс организуется с помощью мобильных устройств, а также ноутбуков и планшетов, и позволяет обеспечить доступ учащихся к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), мобильным приложениям, веб-сайтам, наладить связь с другими пользователями, создать интерактивный контент в спортивном зале, учебном классе и за его пределами.

Выбор технологии мобильного обучения в качестве дополнения к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих её от других методов. Использование этой технологии нацелено на то, чтобы внести новшество в образовательный процесс, сделать урок современным. Нужно увлечь учащего, акцентировать его внимание на чём-то. Но будет ли он слышать? Запомнит ли? Использование наглядности с помощью QR-кодов или в виде мобильной версии сайта позволяет расширить кругозор учащихся, улучшить взаимодействие и взаимопонимание учителя и ученика.

Чтобы использовать технологию мобильного обучения, учителю самому необходимо научиться сопоставлять и анализировать собранный материал, находить связи и закономерности – всё то, что в совокупности описывает обработку большого объёма материала, подготовку всего необходимого для усвоения учащимися материала в короткое время.

В своей работе я опиралась на электронный образовательный ресурс – сайт «Физическая культура и спорт», созданный нами в качестве базы материалов для учащихся. Информация на сайте обновляется и используется в основном учащимися V–XI классов. Для учащихся V–VII классов используется дидактический материал в виде карточек с QR-кодами, которые предоставляют быстрый доступ к готовой информации, без переходов по страницам сайта.

ЭОР «Физическая культура и спорт»

 

В урочной форме работы теоретический материал озвучиваю устно на каждом уроке, уделяя на ознакомление и разъяснение не более 5 минут. Теоретический материал разделён по разделам, которые изучаются в каждой четверти согласно календарно-тематическому планированию. Для закрепления знаний предоставляю каждому учащемуся в конце урока карточки с QR-кодами для выполнения проверочных тестов, викторин. Это особенно удобно в тех случаях, когда образовательный процесс по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» вынужденно организован в учебном кабинете (карантин, неблагоприятные погодные условия).

Тест для VI классов

В своей практике я использую различные формы работы с учащимися на уроке.

  • Фронтальная форма работы ознакомление всех учащихся с материалом в подготовительной части урока (после сообщения задач урока, проведения пульсометрии, перестроений и т. д.). Рациональнее использовать для ознакомления с темами о здоровом образе жизни, правилах техники безопасности и профилактике травматизма, для формирования гигиенических знаний, правил самостоятельных занятий и самоконтроля. В основной части урока данная форма организации работы эффективна для разъяснения техники выполнения двигательных действий, демонстрации отдельных элементов, ознакомления с основными ошибками в выполнении, с условиями выполнения тестовых упражнений.
  • Групповая форма работы формирование умения использовать на практике приобретённые физкультурные знания. Например, тема урока – гимнастика, акробатика. Одна из задач – ознакомить и разучить опускание в мост и вставание с моста с помощью (девочки). Предлагаю заранее двум-трём учащимся (в основном тем, кто ходит на тренировки или ранее занимался гимнастикой) подготовить дома демонстрацию данного элемента акробатической комбинации. В помощь им предоставляется QR-код с описанием, картинками и видеозаписью выполнения. Учащиеся дома готовятся к занятию и в основной части урока оказывают мне помощь в демонстрации выполняемого элемента.
  • Индивидуальная форма работы – подготовка докладов, рефератов и презентаций по темам изучаемого материала в данной четверти. Например, тема урока – лёгкая атлетика. Учащийся готовит сообщение на 2–3 минуты о классификации горизонтальных прыжков в лёгкой атлетике и рассказывает в основной части урока, на этапе закрепления прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги», что есть ещё и другие способы прыжка. Подготовка осуществляется через QR-код, в котором закодирована ссылка на документ с нужной информацией.

При использовании таких форм организации работы существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель уже не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник, а учащийся становится активным участником познавательного процесса. Учащийся открывает для себя новые знания – учитель рекомендует источники знаний; учащийся отвечает за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности; учащийся активен – учитель создаёт условия для проявления активности.

Тест по разделу «Гимнастика. Баскетбол»

На стимулирующих занятиях теоретический материал преподносится мною устно, а для закрепления полученных знаний предлагаю использовать QR-код для повторения дома.

ЭОР используется учащимися в течение всего учебного года. С его помощью учащиеся готовятся к теоретическим занятиям, самостоятельным работам, а также к теоретическому туру олимпиады по предмету «Физическая культура и здоровье». ЭОР позволяет учителю акцентировать самое важное при проведении теоретической части урока, ссылаясь на нужную информацию по QR-коду.

Во внеурочной деятельности данная технология используется с целью освещения спортивной жизни школы – участия команд в спортивных соревнованиях города и района, проведения спортивно-массовых мероприятий и Дней здоровья, физкультурно-оздоровительных мероприятий.

При диагностике успешности данного направления в работе можно выделить следующее:

  • положительное влияние использования технологии мобильного обучения на успеваемость учащихся по предмету. Это показывает положительная динамика качества знаний по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» на протяжении трёх лет (приложение 2);
  • динамика роста показателей среднего балла по предмету и среднего балла уровня физической подготовленности класса за учебный год;
  • положительная динамика показателей среднего балла класса по результатам проведённой тестовой работы по разделу «Основы физкультурных знаний» (приложение 1);
  • результативность выступлений учащихся VVII классов в спортивных, интеллектуальных конкурсах и предметных олимпиадах.

Проанализировав итоги и результативность деятельности по формированию теоретических знаний у учащихся, я сделала следующие выводы:

  1. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе позволяет учителю заинтересовать учащихся новым способом подачи информации, рационально развивать не только физические и двигательные, но также интеллектуальные и творческие способности.
  2. Технология мобильного обучения в работе проста и доступна, позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов учебных программ посредством самостоятельной внеурочной учебной работы учащихся.
  3. Данная технология может быть использована в любой части урока учителем, полезна в период карантина, большой загруженности зала, на первых уроках четверти и при изучении новых разделов программы. Позволяет на уроке работать с учащимися, временно освобождёнными от физических нагрузок по состоянию здоровья, использовать их устройства не для развлечения, а для обучения, посредством использования мультимедийных форм представления информации, аудиоматериалов и текстового сопровождения.

При использовании технологии мобильного обучения на уроках по предмету «Физическая культура и здоровье» нередки затруднения, которые пока сложно решить:

  1. Запрет на использование планшетов и мобильных телефонов на уроках (оговаривается заранее, что информация находится на сайте, куда можно перейти через QR-код или по ссылке на сайт в свободное время).
  2. Обеспеченность интернетом и его доступность (не всегда тарифный план позволяет пользоваться мобильным интернетом, не у всех есть доступ к wi-fi).
  3. Организация хранения исходных данных и трудоёмкость подготовки дидактических материалов (много времени уходило на подготовку информации, её кодирование).

Но, несмотря на эти моменты, я считаю, что при организации и проведении современного урока физической культуры и здоровья учителю и учащимся необходимо уметь правильно и целенаправленно использовать технологию мобильного обучения, что позволит успешно совместить не только физическую, но и умственную работу, необходимую для усвоения доступных физкультурных и спортивных знаний, важных для организованных и самостоятельных занятий.

Приложение 1

Тест по теме «Лёгкая атлетика. Олимпийские чемпионы и призёры в лёгкой атлетике»

  1. Чем отличается стайер от спринтера?

а) размером обуви

б) весом

в) длиной пробегаемой дистанции

г) весом метаемого снаряда

  1. Бег на длинную дистанцию – это…

а) пентатлон

б) триатлон

в) дуатлон

г) марафон

  1. Янина Провалинская-Карольчик – чемпионка Олимпийских игр в…

а) толкании ядра

б) метании диска

в) метании копья

г) метании молота

  1. Место приземления ядра, диска, молота, копья, гранаты, мяча называется…

а) сектор

б) площадка

в) спортивное ядро

г) коридор

  1. Выберите спортсмена, участника четырёх олимпиад, уроженца Гродненской области, завоевавшего серебро и бронзу в метании молота.

а) Игорь Астапкович

б) Андрей Кравченко

в) Ирина Ятченко

г) Иван Тихон

  1. Как называют спортсмена, задающего темп во время забегов на средние и длинные дистанции?

а) доместик

б) спринтер

в) фаворит

г) стайер

д) пейсмейкер

  1. Какой легкоатлетический снаряд метают двумя руками?

а) ядро

б) копьё

в) молот

г) диск

  1. Бег на короткие дистанции – спринт – условно подразделяется на четыре фазы. Какая из перечисленных фаз не входит в этот перечень?

а) старт

б) стартовый разбег

в) ускорение

г) бег по дистанции

д) финиширование

  1. Стипль-чез – беговая легкоатлетическая дисциплина, в которой атлет преодолевает препятствия на дистанции длиной…

а) 1500 м

б) 3000 м

в) 1000 м

г) 800 м

  1. Какой вид лёгкой атлетики является ациклическим (техническим)?

а) ходьба

б) бег с барьерами

в) прыжок в высоту

г) марафонский бег

  1. Кто должен поднять эстафетную палочку, упавшую во время её передачи?

а) передающий участник

б) судья на дорожке

в) принимающий участник

г) участник, к которому она ближе лежит

д) поднимать запрещено

  1. С чего начинается бег на 200 м?

а) с низкого старта

б) с опорой на одну руку

в) с хода

г) по свистку главного судьи

  1. Назовите фазы прыжка в длину с разбега.

а) разбег, отталкивание, полёт, приземление

б) разбег, подпрыгивание, приземление

в) толчок, подпрыгивание, полёт, приземление

г) разбег, толчок, приземление

  1. Самая короткая дистанция барьерного бега у женщин?

а) 200 м

б) 110 м

в) 100 м

г) 400 м

  1. Выберите предложение, в котором логически связаны понятия: эстафета, стайер, спринтер, марафонская дистанция.

а) Стайер передаёт эстафету спринтеру в эстафете на марафонской дистанции.

б) В спринтере должен участвовать стайер, а марафонская дистанция – это эстафета бегом.

в) Эстафета на марафонской дистанции под силу и спринтерам, и стайерам.

д) В марафонской дистанции участвуют стайеры, а в эстафете – спринтеры.

  1. Выберите олимпийскую чемпионку 2004 года в беге на 100 м.

а)     б)       в)    г)

  1. Организация, определяющая международные правила проведения соревнований по лёгкой атлетике и ведущая мировой рейтинг спортсменов-легкоатлетов, называется…
  2. Выберите правильную комбинацию легкоатлетических дистанций, не входящих в программу современных летних Олимпийских игр.
  3. 60 м
  4. Марафон
  5. Полумарафон
  6. 500 м
  7. 1500 м

а) 1, 2, 5

б) 2, 3, 4

в) 3, 4, 5

г) 4, 5, 1

д) 1, 3, 4

  1. Перечислите основные виды метаний в лёгкой атлетике.
  2. Перечислите (напишите фамилии) олимпийских чемпионов Беларуси в лёгкой атлетике.

 

QR- код

Приложение 2

Данные, подтверждающие эффективность использования технологии мобильного обучения на занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

  1. Динамика качества знаний по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

Класс

2020/2021

Класс

2021/2022

 

2022/2023

I уровень, %

II уровень %

III уровень %

IV уровень %

V уровень %

I уровень, %

II уровень %

III уровень %

IV уровень %

V уровень %

Класс

I уровень, %

II уровень %

III уровень %

IV уровень %

V уровень %

 

5 «А»

0

0

19

62

19

6 «А»

0

0

14,25

57,14

28,57

7 «А»

0

0

17

65

17

 

5 «Б»

0

0

13

52

35

6 «Б»

0

0

4,17

75

20,83

7 «Б»

0

0

0

80

20

 

6 «А»

0

0

0

71

29

7 «А»

0

0

0

68,18

31,82

8 «А»

0

0

0

65

35

 

6 «Б»

0

0

21

50

29

7 «Б»

0

0

13,64

63,34

22,73

8 «Б»

0

0

8

68

24

 

7 «А»

0

0

18

64

18

8 «А»

0

0

15,79

52,63

31,58

9 «А»

0

0

0

56

24

 

7 «Б»

0

0

7,1

75

18

8 «Б»

0

0

3,85

76,92

18,23

9 «Б»

0

0

4,4

65

30

 

                                       

 

  1. Динамика роста показателей среднего балла по предмету и среднего балла уровня физической подготовленности класса за учебный год

Класс

2020/2021

Класс

2021/2022

Класс

2022/2023

Май (УФП)

Май (годовая)

Май (УФП)

Май (годовая)

Май (УФП)

Май (годовая)

5 «А»

7,27

8,1

6 «А»

7,30

8,63

7 «А»

7,28

7,7

5 «Б»

7,84

7,9

6 «Б»

7,98

8,3

7 «Б»

7,75

8,2

6 «А»

7,56

8,1

7 «А»

7,31

8,37

8 «А»

7,44

8,3

6 «Б»

7,01

8,0

7 «Б»

6,89

8,42

8 «Б»

7,09

8,2

7 «А»

7,32

7,6

8 «А»

8,10

8,18

9 «А»

7,73

8,6

7 «Б»

7,08

7,8

8 «Б»

7,29

7,67

9 «Б»

7,34

8,1

 

  1. Положительная динамика показателей среднего балла класса по результатам проведённой тестовой работы по разделу «Основы физкультурных знаний» (проводилась раз в четверть)

Класс

2020/2021

Класс

2021/2022

 

2022/2023

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Средний балл

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Средний балл

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Средний балл

 

5 «А»

6,11

4,87

5,79

6,09

5,71

6 «А»

8,18

5,61

7,11

6,66

6,89

7 «А»

7,81

5,36

6,88

8,11

7,04

 

5 «Б»

6,21

5,09

6,37

6,27

5,98

6 «Б»

8,35

5,57

6,89

7,65

7,11

7 «Б»

7,65

5,73

7,09

7,05

6,88

 

6 «А»

4,93

5,22

5,87

6,02

5,51

7 «А»

5,67

6,28

6,38

6,41

6,18

8 «А»

6,34

6,71

6,44

7,11

6,65

 

6 «Б»

5,07

5,37

6,23

6,47

5,78

7 «Б»

5,87

6,08

6,74

6,24

6,23

8 «Б»

6,29

6,17

6,39

6,58

6,35

 

7 «А»

5,88

5,37

6,08

6,37

5,92

8 «А»

6,64

6,05

6,93

8,64

7,06

9 «А»

7,76

6,27

8,26

7,73

7,50

 

7 «Б»

6,13

5,49

6,49

6,73

6,28

8 «Б»

6,76

5,15

6,38

8,0

6,57

9 «Б»

7,88

7,06

7,63

8,16

7,68

 

                                       

 

  1. Результативность выступлений учащихся V–XI классов в спортивных, интеллектуальных конкурсах и предметных олимпиадах

Учебный год

Мероприятие

Класс

Теоретический тур (количество баллов, ранг)

ФИ учащегося, класс, ФИО учителя

2020/2021

II (районный) этап республиканской олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

V–VI

9 баллов – 12-й

Шагун Иван, V, Синяк Ю. Л.

V–VI

8 баллов – 18-й

Банацкая Наталья, V,

Синяк Ю. Л.

VIII –XI

32 балла – 16-й

Врублевская Ангелина, VIII, Синяк Ю. Л,

VIII –XI

30 баллов – 29-й

Дешко Матвей, VIII,

Синяк Ю. Л.

2021 / 2022

II (районный) этап республиканской олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

V–VI

27 баллов – 2-й

Конобратский Ричард, VI, Синяк Ю. Л.

V–VI

17,5 балла – 2-й

Банацкая Наталья, VI,

Синяк Ю. Л.

VII–VIII

19,5 балла – 13-й

Гелда Максим, VIII, Синяк Ю. Л.

VII–VIII

29,5 балла – 1-й

Куцко Зоя, VIII, Синяк Ю. Л.

VIII –XI

16 баллов – 17-й

Куцко Зоя, VIII, Синяк Ю.Л.

VIII –XI

17 баллов – 15-й

Врублевская Ангелина, IX, Синяк Ю.Л,

VIII –XI

20 баллов – 7-й

Зайко Владислав, X, Сезеневская А. Г., Синяк Ю. Л.

VIII –XI

17 баллов – 20-й

Канюк Юрий, IX, Синяк Ю. Л.

VIII –XI

20 баллов – 7-й

Дешко Матвей, VIII, Синяк Ю. Л.

III (областной) этап республиканской олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

VIII –XI

27,5 балла – 7-й

Зайко Владислав, X, Сезеневская А. Г., Синяк Ю. Л.

заключительный республиканской олимпиада по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

VIII –XI

33 балла - 14

Зайко Владислав, 10 А

Сезеневская А.Г., Синяк Ю.Л.

2022/2023

II (районный) этап республиканской олимпиада по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

VII–VIII

27 баллов - 2

Банацкая Наталья, 7А

Синяк Ю.Л.

VIII –XI

37,5 балла - 1

Зайко Владислав, 11 А

Сезеневская А.Г., Синяк Ю.Л.

VIII –XI

37 баллов - 2

Куцко Зоя,9Б СинякЮ.Л

III (областной) этап республиканской олимпиада по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

VIII –XI

41 балл - 4

Зайко Владислав, 11 А

Сезеневская А.Г., Синяк Ю.Л.

VIII –XI

43 балла - 3

Куцко Зоя, 9Б Синяк Ю.Л.

Районный/областной этап республиканского конкурса «Вытокі-квіз»

Диплом I степени

Состав команды: Куцко Зоя, Маркевич Алексей, Гуща Юстына, Банацкая Наталья, Козловский Антон

Руководитель команды: Синяк Ю. Л.

ЮЛИЯ СИНЯК, государственное учреждение образования «Средняя школа № 36 г. Гродно»

 

 

Видеосекундомер second count – помощник учителя

Использование мобильного приложения на занятиях по предмету «Физическая культура и здоровье»

Использование системы подходов при обучении игре в баскетбол

Как показывают ежегодные опросы учащихся V–XI классов, ребята из года в год всё чаще отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности, часами сидя перед компьютером. Как же мотивировать обучающихся к занятиям спортом и развить их физические качества? Делимся опытом на примере обучения игре в баскетбол.

Научно-методический журнал «Здоровый образ жизни»

220070, г.Минск,
ул. Кальварийская, 25, офис 603

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 270 16 86

Журнал в социальных сетях

     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.