МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

«Здоровые дети — здоровая нация!»

.

.

.
МЕНЮ

Использование системы подходов при обучении игре в баскетбол

Как показывают ежегодные опросы учащихся V–XI классов, ребята из года в год всё чаще отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности, часами сидя перед компьютером. Как же мотивировать обучающихся к занятиям спортом и развить их физические качества? Делимся опытом на примере обучения игре в баскетбол.

О необходимости широкой работы по развитию физических качеств населения говорится во многих международных официальных документах. Так, в принятой ЮНЕСКО Международной хартии физического воспитания и спорта, под которой поставили свои подписи представители почти всех государств-членов ООН, содержится призыв включать в государственные программы социального и культурного развития воспитание молодёжи в духе самосовершенствования через повышение физической активности.

В современной белорусской школе для этого делается много. Однако необходимо использовать разнообразные методы обучения. Недопустимо шаблонное применение узкого круга общеизвестных, привычных и «удобных» методов работы. Это приводит к однообразию учебной деятельности, снижает интерес к занятиям и в конечном счёте вызывает невосполнимые пробелы в развитии физических качеств учащихся.

Тема опыта обусловлена наличием противоречий, отмеченных в практике моей работы при проведении уроков обучения игре в баскетбол, например:
•    возрастание популярности подвижных игр среди учащихся и снижение уровня развития физических качеств школьников V–XI классов;
•    широкая популярность игры в ученической среде и относительно малое количество методических разработок белорусских авторов по её системному освоению.

Зачастую на уроках обучения игре в баскетбол учащиеся не могут в полной мере использовать все возможности игры, поскольку не соблюдают систему в обучении ей.

Цель: увеличение моторной плотности урока и развитие физических качеств учащихся при обучении игре в баскетбол.

Задачи:
1) разработать комплексы общеразвивающих упражнений, направленных на повышение моторной плотности уроков обучения игре в баскетбол;
2) систематизировать использование системы подходов для развития физических качеств учащихся;
3) включить комплексы общеразвивающих упражнений и систему подходов в образовательный процесс;
4) оценить эффективность использования упражнений для развития физических качеств обучающихся;
5) сформулировать рекомендации учителям физической культуры, направленные на повышение моторной плотности урока и развитие физических качеств учащихся при обучении игре в баскетбол.

Игровой урок отличается высокой нагрузкой, поэтому требует большей по времени подготовительной части. Грамотно проведённая подготовительная часть способна мобилизовать организм учащегося к эффективному проведению основной части урока.

Как должна быть построена подготовительная часть урока по баскетболу, чтобы отведённые на неё 10–12 минут стали продуктивными и соответствовали задачам основной части урока?
Существуют три принципиальных положения. Во-первых, следует использовать приёмы передвижений в соответствии с их разновидностями в ходе игры. Во-вторых, важно применять общеразвивающие упражнения комплексной направленности с акцентом на нестандартные движения, выполняемые в динамическом режиме мышечной деятельности. В-третьих, необходимо широко внедрять игровой метод для создания эмоционального фона и формирования у занимающихся интереса к знаниям о баскетболе.

Учебный материал подготовительной части должен быть органично связан с материалом основной части урока и содержать задания на внимание, строевые упражнения, упражнения на осанку, различные виды ходьбы, бега, прыжков, подготовительных и специальных упражнений. В эту часть включаются упражнения для пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов.

Система комплексов упражнений для проведения подготовительной части урока включает в себя:
1. Универсальный комплекс ОРУ с мячом на месте.
2. Общеразвивающие упражнения, подводящие (имитационные) упражнения:
2.1 упражнения в ходьбе с изменением положения рук по звуковому сигналу;
2.2 беговые упражнения со сменой направления движения;
2.3 упражнение на сочетание бега и прыжков;
2.4 упражнение с включением защитных передвижений (передвижения приставными шагами).

Чтобы эффективно организовать комплексные упражнения такого характера, важно знакомить занимающихся с каждой новой схемой передвижений.

На каждом уроке в подготовительной части необходимо варьировать количественно и качественно как разновидности приёмов передвижений и способы их выполнения, так и характер их сочетаний, последовательность чередований, скорость, исходные положения. Смену заданий целесообразно производить через каждые 5–28 м движения, избегая монотонности. Можно использовать разметку площадки, расположенные на ней баскетбольные или набивные мячи, переносные стойки, гимнастические скамейки, обручи, кегли. При этом широко применяются звуковые и зрительные сигналы.

Чтобы повысить моторную плотность подготовительной части, учащимся, ожидающим своего старта, предлагается выполнить упражнения на месте. Перед этапом «Скрученные попрыгунчики» можно предложить наклоны вперёд, назад, в стороны. Перед этапом «Гонка крабов» – упражнения для кистей (сжимание и разжимание), круговые движения в лучезапястном суставе. Перед этапом «Взрывные мышцы» – упражнения для плечевого пояса (рывки согнутыми и прямыми руками в сочетании с приседаниями и др.). Чтобы учащиеся могли свободно выполнять все упражнения, их размыкают на дистанцию 1,5–2 м, а для расположения команды устанавливаются границы для направляющего и замыкающего.

Использование подвижных игр и эстафет в подготовительной части уроков не должно быть самоцелью. С их помощью необходимо эффективно решать задачу подготовки учащихся к основной деятельности.

Проведение подготовительной части в игровой форме требует от учителя предварительной работы. Для увеличения плотности занятия игровой момент можно использовать при построениях и перестроениях, если заблаговременно распределить учащихся на несколько команд. Дополнительные очки начисляются за быстроту выполнения указаний учителя. Содержание выбранных эстафет и подвижных игр определяется целями основной части урока. Прежде всего подбираются те, что решают задачу всесторонней мышечно-функциональной разминки.

Особенно эффективно применение комплексных эстафет, состоящих из нескольких этапов и содержащих разнонаправленные развивающие упражнения. Сюда включаются изученные элементы техники баскетбола (передвижение, ловля, передача, броски и ведение мяча) с целью их совершенствования. На первых этапах эстафет учащимся даётся установка на качество выполнения (технические ошибки наказываются штрафными очками), а затем стимулируется максимальное проявление двигательных качеств. Заключительные этапы должны отличаться комплексным воздействием на организм занимающихся.

Предложенная система поможет подготовить все физиологические показатели учащихся к основной части урока по совершенствованию техники игры, освоению элементов нападения и защиты, обучению умению применять приобретённые навыки и качества в различных условиях игровой деятельности.

Универсальный комплекс ОРУ с мячом на месте

I. И. п. – стойка, мяч вперёд. 1 – мяч вверх; 2 – и. п.; 3 – мяч вправо; 4 – и. п.; 5 – мяч влево; 6 – и. п.; 7 – мяч вниз; 8 – и. п.
II. И. п. – стойка, мяч внизу. 1 – левую ногу назад на носок, мяч вверх, прогнуться; 2 – и. п.; 3 – правую ногу назад на носок, мяч вверх, прогнуться; 4 – и. п.
III. И. п. – широкая стойка, мяч вперёд. 1–2 – повороты туловища вправо; 3–4 – то же влево.
IV. И. п. – широкая стойка, мяч внизу. 1 – наклон к правой ноге, коснуться мячом пола; 2 – то же по центру; 3 – то же к левой ноге; 4 – и. п.
V. И. п. – широкая стойка, мяч сзади внизу. 1–2 – присесть, прогнувшись, коснуться мячом пола; 3–4 – и. п.
VI. И. п. – стойка, правая нога на мяче. 1–8 – движение правой ногой вперёд-назад; 9–16 – то же левой ногой.
VII. И. п. – стойка баскетболиста. 1–8 – перебрасывание мяча из правой руки в левую и обратно.
VIII. И. п. – стойка мяч перед грудью. 1 – прыжок с поворотом вправо; 2 – то же влево.
IX. И. п. – основная стойка, мяч в правой руке, левая на мяче сверху. 1–4 – пружинистое давление левой рукой на мяч; 5–8 – то же правой рукой.
Х. И. п. – стойка баскетболиста, мяч перед собой между предплечьями. 1–4 – круговые вращения руками вперёд; 5–8 – то же назад.

Общеразвивающие упражнения, подводящие (имитационные) упражнения

1. Упражнения в ходьбе с изменением положения рук по звуковому сигналу.
В начале урока с целью организации внимания учащихся важно рационально использовать упражнения в ходьбе с изменением положения рук по звуковому сигналу, создавая ситуацию выбора. Например: один короткий свисток – руки перед грудью; два коротких – руки вверх; один протяжный – руки к плечам.
Для голеностопного сустава можно сочетать предложенное задание с ходьбой на носках, пятках, внутреннем и внешнем своде стопы. Задания в ходьбе завершаются ускоренным передвижением на отдельном участке площадки с переходом в бег.

2. Беговые упражнения со сменой направления движения.
Для баскетболиста важно уметь быстро стартовать из любого исходного положения: стоя лицом, спиной или боком к направлению движения. Не менее значима способность неожиданно изменять направление движения, осуществляемое мощным толчком выставленной вперёд ноги и наклоном туловища в сторону вновь избранного направления. В момент старта целесообразность изменения направления движения диктуется игровой ситуацией.
Упражнение на смену направления движения и его способов удобнее всего производить в точках пересечения линий разметки, чередуя движение вдоль площадки, поперёк неё и по диагонали (рис. 1).

По диагонали:
 

По дуге:
 

По кругу:
   
Рис. 1

Полезно включить в подготовительную часть передвижение челноком (рис. 2).
 
Рис. 2

При этом создаются хорошие предпосылки для варьирования исходных положений в начале и во время повторного возобновления движения. Например, даётся одно из следующих заданий: после окончания каждого очередного отрезка «челнока» принять стойку в нападении или защите, положение лёжа или сидя, стоя на коленях или упор присев. Принятию заданных исходных положений предшествует остановка.



3. Упражнение на сочетание бега и прыжков.
Прыжок толчком обеих ног целесообразно применять в комплексных упражнениях в сочетаниях с другими видами передвижений перед началом движения или после остановок. Для увеличения высоты выпрыгивания используются стимулирующие ориентиры: щит, кольцо, подвешенный на амортизаторе мяч. Прыжки можно выполнять как одиночные, так и сериями: заданное количество раз или до сигнала к началу следующего передвижения. Схема простейшего упражнения, включая прыжок толчком обеих ног в сочетании с бегом и остановками, представлена на рис. 3.

   
Рис. 3

Полезно использование одного из специфических для баскетбола вариантов прыжка толчком обеих ног – с поднятыми вверх руками, а также прыжков после челночных передвижений в защитной стойке. Прыжки выполняются у лицевой и трёхочковой линий.

4. Упражнение с включением защитных передвижений (передвижения приставными шагами).
Передвижения предлагается осуществлять в параллельной стойке боком по направлению движения и в стойке с выставленной ногой лицом или спиной вперёд. При применении этих упражнений в подготовительной части урока ставится задача передвигаться на согнутых ногах, сохраняя постоянное устойчивое положение за счёт параллельного расположения стоп и равномерного распределения массы тела на их переднюю часть. Ноги не перекрещивать, выполнять скользящие шаги, не поднимаясь высоко над площадкой, держать голову поднятой, спину выпрямленной, а руки, не закрепощая плечевой пояс, в положении противодействия броску или проходу соперника.

Обязательным является сочетание защитных передвижений с приёмами передвижений в нападении, ведь в условиях игры баскетболист, защищая свою корзину, преимущественно осуществляет серию передвижений приставными шагами, прыжков и коротких рывков. Бег составляет основу перехода к действиям в нападении, начало которых – стартовое ускорение из различных исходных положений.

(Продолжение следует)


ДЕНИС БАЙРАМОВ, учитель физической культуры и здоровья средней школы № 131 г. Минска

Научно-методический журнал «Здоровый образ жизни»

220070, г.Минск,
ул. Кальварийская, 25, офис 603

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 270 16 86

Журнал в социальных сетях

     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.