Как показывают ежегодные опросы учащихся V–XI классов, ребята из года в год всё чаще отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности, часами сидя перед компьютером. Как же мотивировать обучающихся к занятиям спортом и развить их физические качества? Делимся опытом на примере обучения игре в баскетбол.
О необходимости широкой работы по развитию физических качеств населения говорится во многих международных официальных документах. Так, в принятой ЮНЕСКО Международной хартии физического воспитания и спорта, под которой поставили свои подписи представители почти всех государств-членов ООН, содержится призыв включать в государственные программы социального и культурного развития воспитание молодёжи в духе самосовершенствования через повышение физической активности.
В современной белорусской школе для этого делается много. Однако необходимо использовать разнообразные методы обучения. Недопустимо шаблонное применение узкого круга общеизвестных, привычных и «удобных» методов работы. Это приводит к однообразию учебной деятельности, снижает интерес к занятиям и в конечном счёте вызывает невосполнимые пробелы в развитии физических качеств учащихся.
Тема опыта обусловлена наличием противоречий, отмеченных в практике моей работы при проведении уроков обучения игре в баскетбол, например:
• возрастание популярности подвижных игр среди учащихся и снижение уровня развития физических качеств школьников V–XI классов;
• широкая популярность игры в ученической среде и относительно малое количество методических разработок белорусских авторов по её системному освоению.
Зачастую на уроках обучения игре в баскетбол учащиеся не могут в полной мере использовать все возможности игры, поскольку не соблюдают систему в обучении ей.
Цель: увеличение моторной плотности урока и развитие физических качеств учащихся при обучении игре в баскетбол.
Задачи:
1) разработать комплексы общеразвивающих упражнений, направленных на повышение моторной плотности уроков обучения игре в баскетбол;
2) систематизировать использование системы подходов для развития физических качеств учащихся;
3) включить комплексы общеразвивающих упражнений и систему подходов в образовательный процесс;
4) оценить эффективность использования упражнений для развития физических качеств обучающихся;
5) сформулировать рекомендации учителям физической культуры, направленные на повышение моторной плотности урока и развитие физических качеств учащихся при обучении игре в баскетбол.
Игровой урок отличается высокой нагрузкой, поэтому требует большей по времени подготовительной части. Грамотно проведённая подготовительная часть способна мобилизовать организм учащегося к эффективному проведению основной части урока.
Как должна быть построена подготовительная часть урока по баскетболу, чтобы отведённые на неё 10–12 минут стали продуктивными и соответствовали задачам основной части урока?
Существуют три принципиальных положения. Во-первых, следует использовать приёмы передвижений в соответствии с их разновидностями в ходе игры. Во-вторых, важно применять общеразвивающие упражнения комплексной направленности с акцентом на нестандартные движения, выполняемые в динамическом режиме мышечной деятельности. В-третьих, необходимо широко внедрять игровой метод для создания эмоционального фона и формирования у занимающихся интереса к знаниям о баскетболе.
Учебный материал подготовительной части должен быть органично связан с материалом основной части урока и содержать задания на внимание, строевые упражнения, упражнения на осанку, различные виды ходьбы, бега, прыжков, подготовительных и специальных упражнений. В эту часть включаются упражнения для пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов.
Система комплексов упражнений для проведения подготовительной части урока включает в себя:
1. Универсальный комплекс ОРУ с мячом на месте.
2. Общеразвивающие упражнения, подводящие (имитационные) упражнения:
2.1 упражнения в ходьбе с изменением положения рук по звуковому сигналу;
2.2 беговые упражнения со сменой направления движения;
2.3 упражнение на сочетание бега и прыжков;
2.4 упражнение с включением защитных передвижений (передвижения приставными шагами).
Чтобы эффективно организовать комплексные упражнения такого характера, важно знакомить занимающихся с каждой новой схемой передвижений.
На каждом уроке в подготовительной части необходимо варьировать количественно и качественно как разновидности приёмов передвижений и способы их выполнения, так и характер их сочетаний, последовательность чередований, скорость, исходные положения. Смену заданий целесообразно производить через каждые 5–28 м движения, избегая монотонности. Можно использовать разметку площадки, расположенные на ней баскетбольные или набивные мячи, переносные стойки, гимнастические скамейки, обручи, кегли. При этом широко применяются звуковые и зрительные сигналы.
Чтобы повысить моторную плотность подготовительной части, учащимся, ожидающим своего старта, предлагается выполнить упражнения на месте. Перед этапом «Скрученные попрыгунчики» можно предложить наклоны вперёд, назад, в стороны. Перед этапом «Гонка крабов» – упражнения для кистей (сжимание и разжимание), круговые движения в лучезапястном суставе. Перед этапом «Взрывные мышцы» – упражнения для плечевого пояса (рывки согнутыми и прямыми руками в сочетании с приседаниями и др.). Чтобы учащиеся могли свободно выполнять все упражнения, их размыкают на дистанцию 1,5–2 м, а для расположения команды устанавливаются границы для направляющего и замыкающего.
Использование подвижных игр и эстафет в подготовительной части уроков не должно быть самоцелью. С их помощью необходимо эффективно решать задачу подготовки учащихся к основной деятельности.
Проведение подготовительной части в игровой форме требует от учителя предварительной работы. Для увеличения плотности занятия игровой момент можно использовать при построениях и перестроениях, если заблаговременно распределить учащихся на несколько команд. Дополнительные очки начисляются за быстроту выполнения указаний учителя. Содержание выбранных эстафет и подвижных игр определяется целями основной части урока. Прежде всего подбираются те, что решают задачу всесторонней мышечно-функциональной разминки.
Особенно эффективно применение комплексных эстафет, состоящих из нескольких этапов и содержащих разнонаправленные развивающие упражнения. Сюда включаются изученные элементы техники баскетбола (передвижение, ловля, передача, броски и ведение мяча) с целью их совершенствования. На первых этапах эстафет учащимся даётся установка на качество выполнения (технические ошибки наказываются штрафными очками), а затем стимулируется максимальное проявление двигательных качеств. Заключительные этапы должны отличаться комплексным воздействием на организм занимающихся.
Предложенная система поможет подготовить все физиологические показатели учащихся к основной части урока по совершенствованию техники игры, освоению элементов нападения и защиты, обучению умению применять приобретённые навыки и качества в различных условиях игровой деятельности.
Универсальный комплекс ОРУ с мячом на месте
I. И. п. – стойка, мяч вперёд. 1 – мяч вверх; 2 – и. п.; 3 – мяч вправо; 4 – и. п.; 5 – мяч влево; 6 – и. п.; 7 – мяч вниз; 8 – и. п.
II. И. п. – стойка, мяч внизу. 1 – левую ногу назад на носок, мяч вверх, прогнуться; 2 – и. п.; 3 – правую ногу назад на носок, мяч вверх, прогнуться; 4 – и. п.
III. И. п. – широкая стойка, мяч вперёд. 1–2 – повороты туловища вправо; 3–4 – то же влево.
IV. И. п. – широкая стойка, мяч внизу. 1 – наклон к правой ноге, коснуться мячом пола; 2 – то же по центру; 3 – то же к левой ноге; 4 – и. п.
V. И. п. – широкая стойка, мяч сзади внизу. 1–2 – присесть, прогнувшись, коснуться мячом пола; 3–4 – и. п.
VI. И. п. – стойка, правая нога на мяче. 1–8 – движение правой ногой вперёд-назад; 9–16 – то же левой ногой.
VII. И. п. – стойка баскетболиста. 1–8 – перебрасывание мяча из правой руки в левую и обратно.
VIII. И. п. – стойка мяч перед грудью. 1 – прыжок с поворотом вправо; 2 – то же влево.
IX. И. п. – основная стойка, мяч в правой руке, левая на мяче сверху. 1–4 – пружинистое давление левой рукой на мяч; 5–8 – то же правой рукой.
Х. И. п. – стойка баскетболиста, мяч перед собой между предплечьями. 1–4 – круговые вращения руками вперёд; 5–8 – то же назад.
Общеразвивающие упражнения, подводящие (имитационные) упражнения
1. Упражнения в ходьбе с изменением положения рук по звуковому сигналу.
В начале урока с целью организации внимания учащихся важно рационально использовать упражнения в ходьбе с изменением положения рук по звуковому сигналу, создавая ситуацию выбора. Например: один короткий свисток – руки перед грудью; два коротких – руки вверх; один протяжный – руки к плечам.
Для голеностопного сустава можно сочетать предложенное задание с ходьбой на носках, пятках, внутреннем и внешнем своде стопы. Задания в ходьбе завершаются ускоренным передвижением на отдельном участке площадки с переходом в бег.
2. Беговые упражнения со сменой направления движения.
Для баскетболиста важно уметь быстро стартовать из любого исходного положения: стоя лицом, спиной или боком к направлению движения. Не менее значима способность неожиданно изменять направление движения, осуществляемое мощным толчком выставленной вперёд ноги и наклоном туловища в сторону вновь избранного направления. В момент старта целесообразность изменения направления движения диктуется игровой ситуацией.
Упражнение на смену направления движения и его способов удобнее всего производить в точках пересечения линий разметки, чередуя движение вдоль площадки, поперёк неё и по диагонали (рис. 1).
По диагонали:
По дуге:
По кругу:
Рис. 1
Полезно включить в подготовительную часть передвижение челноком (рис. 2).
Рис. 2
При этом создаются хорошие предпосылки для варьирования исходных положений в начале и во время повторного возобновления движения. Например, даётся одно из следующих заданий: после окончания каждого очередного отрезка «челнока» принять стойку в нападении или защите, положение лёжа или сидя, стоя на коленях или упор присев. Принятию заданных исходных положений предшествует остановка.
3. Упражнение на сочетание бега и прыжков.
Прыжок толчком обеих ног целесообразно применять в комплексных упражнениях в сочетаниях с другими видами передвижений перед началом движения или после остановок. Для увеличения высоты выпрыгивания используются стимулирующие ориентиры: щит, кольцо, подвешенный на амортизаторе мяч. Прыжки можно выполнять как одиночные, так и сериями: заданное количество раз или до сигнала к началу следующего передвижения. Схема простейшего упражнения, включая прыжок толчком обеих ног в сочетании с бегом и остановками, представлена на рис. 3.
Рис. 3
Полезно использование одного из специфических для баскетбола вариантов прыжка толчком обеих ног – с поднятыми вверх руками, а также прыжков после челночных передвижений в защитной стойке. Прыжки выполняются у лицевой и трёхочковой линий.
4. Упражнение с включением защитных передвижений (передвижения приставными шагами).
Передвижения предлагается осуществлять в параллельной стойке боком по направлению движения и в стойке с выставленной ногой лицом или спиной вперёд. При применении этих упражнений в подготовительной части урока ставится задача передвигаться на согнутых ногах, сохраняя постоянное устойчивое положение за счёт параллельного расположения стоп и равномерного распределения массы тела на их переднюю часть. Ноги не перекрещивать, выполнять скользящие шаги, не поднимаясь высоко над площадкой, держать голову поднятой, спину выпрямленной, а руки, не закрепощая плечевой пояс, в положении противодействия броску или проходу соперника.
Обязательным является сочетание защитных передвижений с приёмами передвижений в нападении, ведь в условиях игры баскетболист, защищая свою корзину, преимущественно осуществляет серию передвижений приставными шагами, прыжков и коротких рывков. Бег составляет основу перехода к действиям в нападении, начало которых – стартовое ускорение из различных исходных положений.
(Продолжение следует)
ДЕНИС БАЙРАМОВ, учитель физической культуры и здоровья средней школы № 131 г. Минска