Как сделать так, чтобы использование гаджетов на уроке было направленно на обучение, а не на развлечение? Предлагаем вашему вниманию опыт формирования теоретических знаний у учащихся V–VII классов на уроках физической культуры и здоровья посредством технологии мобильного обучения.
Информация – основа развития любого процесса, в особенности образовательного. Специфика у каждого учебного предмета своя, но задача учителя физической культуры и здоровья состоит в том, чтобы создать условия для практического усвоения доступных каждому учащемуся физкультурных и спортивных знаний, необходимых для травмобезопасных, организованных и самостоятельных занятий; использования на практике приобретённых физкультурных знаний во время организованных и самостоятельных игр, физкультурных занятий, спортивно-массовых мероприятий.
Основополагающей идеей своей педагогической деятельности считаю создание оптимальных условий для раскрытия познавательного, интеллектуального потенциала учащихся путём их вовлечения в систематическую работу по изучению и практическому освоению теоретических знаний в области физической культуры как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Работа в этом направлении состоит из следующих этапов:
- предварительный (поиск эффективных средств, форм и методов изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье»; анализ передового и собственного опыта для изучения и практического освоения теоретического материала учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье»);
- основной (коррекция собственной деятельности, применение новых идей в собственной практике, формирование и совершенствование собственной системы формирования теоретических знаний посредством технологии мобильного обучения);
- заключительный (осмысление нового опыта и выделение его сущностных сторон).
На мой взгляд, учителем должна проводиться обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся системы теоретических знаний для изучения и практического освоения теоретического материала.
Чтобы достигнуть поставленной цели, очень важно создать для учащегося определённые условия, которые помогли бы обрести уверенность в своих знаниях, позволили бы ему раскрыться, способствовали бы формированию его мировоззрения.
На мой взгляд, удовлетворяет названным условиям технология мобильного обучения, в основе которой лежит исследовательская и познавательная деятельность учащихся. Благодаря внедрению этой технологии появляется возможность углублять и закреплять теоретические знания на уроках, факультативных и дополнительных занятиях.
Технология мобильного обучения (mobile learning, m-learning) – это использование мобильных сервисов – как обособленно, так и в совокупности с другими информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), вне зависимости от места и времени. Данная технология предполагает, что образовательный процесс организуется с помощью мобильных устройств, а также ноутбуков и планшетов, и позволяет обеспечить доступ учащихся к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), мобильным приложениям, веб-сайтам, наладить связь с другими пользователями, создать интерактивный контент в спортивном зале, учебном классе и за его пределами.
Выбор технологии мобильного обучения в качестве дополнения к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих её от других методов. Использование этой технологии нацелено на то, чтобы внести новшество в образовательный процесс, сделать урок современным. Нужно увлечь учащего, акцентировать его внимание на чём-то. Но будет ли он слышать? Запомнит ли? Использование наглядности с помощью QR-кодов или в виде мобильной версии сайта позволяет расширить кругозор учащихся, улучшить взаимодействие и взаимопонимание учителя и ученика.
Чтобы использовать технологию мобильного обучения, учителю самому необходимо научиться сопоставлять и анализировать собранный материал, находить связи и закономерности – всё то, что в совокупности описывает обработку большого объёма материала, подготовку всего необходимого для усвоения учащимися материала в короткое время.
В своей работе я опиралась на электронный образовательный ресурс – сайт «Физическая культура и спорт», созданный нами в качестве базы материалов для учащихся. Информация на сайте обновляется и используется в основном учащимися V–XI классов. Для учащихся V–VII классов используется дидактический материал в виде карточек с QR-кодами, которые предоставляют быстрый доступ к готовой информации, без переходов по страницам сайта.
ЭОР «Физическая культура и спорт»
В урочной форме работы теоретический материал озвучиваю устно на каждом уроке, уделяя на ознакомление и разъяснение не более 5 минут. Теоретический материал разделён по разделам, которые изучаются в каждой четверти согласно календарно-тематическому планированию. Для закрепления знаний предоставляю каждому учащемуся в конце урока карточки с QR-кодами для выполнения проверочных тестов, викторин. Это особенно удобно в тех случаях, когда образовательный процесс по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» вынужденно организован в учебном кабинете (карантин, неблагоприятные погодные условия).
В своей практике я использую различные формы работы с учащимися на уроке.
- Фронтальная форма работы – ознакомление всех учащихся с материалом в подготовительной части урока (после сообщения задач урока, проведения пульсометрии, перестроений и т. д.). Рациональнее использовать для ознакомления с темами о здоровом образе жизни, правилах техники безопасности и профилактике травматизма, для формирования гигиенических знаний, правил самостоятельных занятий и самоконтроля. В основной части урока данная форма организации работы эффективна для разъяснения техники выполнения двигательных действий, демонстрации отдельных элементов, ознакомления с основными ошибками в выполнении, с условиями выполнения тестовых упражнений.
- Групповая форма работы – формирование умения использовать на практике приобретённые физкультурные знания. Например, тема урока – гимнастика, акробатика. Одна из задач – ознакомить и разучить опускание в мост и вставание с моста с помощью (девочки). Предлагаю заранее двум-трём учащимся (в основном тем, кто ходит на тренировки или ранее занимался гимнастикой) подготовить дома демонстрацию данного элемента акробатической комбинации. В помощь им предоставляется QR-код с описанием, картинками и видеозаписью выполнения. Учащиеся дома готовятся к занятию и в основной части урока оказывают мне помощь в демонстрации выполняемого элемента.
- Индивидуальная форма работы – подготовка докладов, рефератов и презентаций по темам изучаемого материала в данной четверти. Например, тема урока – лёгкая атлетика. Учащийся готовит сообщение на 2–3 минуты о классификации горизонтальных прыжков в лёгкой атлетике и рассказывает в основной части урока, на этапе закрепления прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги», что есть ещё и другие способы прыжка. Подготовка осуществляется через QR-код, в котором закодирована ссылка на документ с нужной информацией.
При использовании таких форм организации работы существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель уже не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник, а учащийся становится активным участником познавательного процесса. Учащийся открывает для себя новые знания – учитель рекомендует источники знаний; учащийся отвечает за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности; учащийся активен – учитель создаёт условия для проявления активности.
Тест по разделу «Гимнастика. Баскетбол»
На стимулирующих занятиях теоретический материал преподносится мною устно, а для закрепления полученных знаний предлагаю использовать QR-код для повторения дома.
ЭОР используется учащимися в течение всего учебного года. С его помощью учащиеся готовятся к теоретическим занятиям, самостоятельным работам, а также к теоретическому туру олимпиады по предмету «Физическая культура и здоровье». ЭОР позволяет учителю акцентировать самое важное при проведении теоретической части урока, ссылаясь на нужную информацию по QR-коду.
Во внеурочной деятельности данная технология используется с целью освещения спортивной жизни школы – участия команд в спортивных соревнованиях города и района, проведения спортивно-массовых мероприятий и Дней здоровья, физкультурно-оздоровительных мероприятий.
При диагностике успешности данного направления в работе можно выделить следующее:
- положительное влияние использования технологии мобильного обучения на успеваемость учащихся по предмету. Это показывает положительная динамика качества знаний по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» на протяжении трёх лет (приложение 2);
- динамика роста показателей среднего балла по предмету и среднего балла уровня физической подготовленности класса за учебный год;
- положительная динамика показателей среднего балла класса по результатам проведённой тестовой работы по разделу «Основы физкультурных знаний» (приложение 1);
- результативность выступлений учащихся V–VII классов в спортивных, интеллектуальных конкурсах и предметных олимпиадах.
Проанализировав итоги и результативность деятельности по формированию теоретических знаний у учащихся, я сделала следующие выводы:
- Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе позволяет учителю заинтересовать учащихся новым способом подачи информации, рационально развивать не только физические и двигательные, но также интеллектуальные и творческие способности.
- Технология мобильного обучения в работе проста и доступна, позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов учебных программ посредством самостоятельной внеурочной учебной работы учащихся.
- Данная технология может быть использована в любой части урока учителем, полезна в период карантина, большой загруженности зала, на первых уроках четверти и при изучении новых разделов программы. Позволяет на уроке работать с учащимися, временно освобождёнными от физических нагрузок по состоянию здоровья, использовать их устройства не для развлечения, а для обучения, посредством использования мультимедийных форм представления информации, аудиоматериалов и текстового сопровождения.
При использовании технологии мобильного обучения на уроках по предмету «Физическая культура и здоровье» нередки затруднения, которые пока сложно решить:
- Запрет на использование планшетов и мобильных телефонов на уроках (оговаривается заранее, что информация находится на сайте, куда можно перейти через QR-код или по ссылке на сайт в свободное время).
- Обеспеченность интернетом и его доступность (не всегда тарифный план позволяет пользоваться мобильным интернетом, не у всех есть доступ к wi-fi).
- Организация хранения исходных данных и трудоёмкость подготовки дидактических материалов (много времени уходило на подготовку информации, её кодирование).
Но, несмотря на эти моменты, я считаю, что при организации и проведении современного урока физической культуры и здоровья учителю и учащимся необходимо уметь правильно и целенаправленно использовать технологию мобильного обучения, что позволит успешно совместить не только физическую, но и умственную работу, необходимую для усвоения доступных физкультурных и спортивных знаний, важных для организованных и самостоятельных занятий.
Приложение 1
Тест по теме «Лёгкая атлетика. Олимпийские чемпионы и призёры в лёгкой атлетике»
- Чем отличается стайер от спринтера?
а) размером обуви
б) весом
в) длиной пробегаемой дистанции
г) весом метаемого снаряда
- Бег на длинную дистанцию – это…
а) пентатлон
б) триатлон
в) дуатлон
г) марафон
- Янина Провалинская-Карольчик – чемпионка Олимпийских игр в…
а) толкании ядра
б) метании диска
в) метании копья
г) метании молота
- Место приземления ядра, диска, молота, копья, гранаты, мяча называется…
а) сектор
б) площадка
в) спортивное ядро
г) коридор
- Выберите спортсмена, участника четырёх олимпиад, уроженца Гродненской области, завоевавшего серебро и бронзу в метании молота.
а) Игорь Астапкович
б) Андрей Кравченко
в) Ирина Ятченко
г) Иван Тихон
- Как называют спортсмена, задающего темп во время забегов на средние и длинные дистанции?
а) доместик
б) спринтер
в) фаворит
г) стайер
д) пейсмейкер
- Какой легкоатлетический снаряд метают двумя руками?
а) ядро
б) копьё
в) молот
г) диск
- Бег на короткие дистанции – спринт – условно подразделяется на четыре фазы. Какая из перечисленных фаз не входит в этот перечень?
а) старт
б) стартовый разбег
в) ускорение
г) бег по дистанции
д) финиширование
- Стипль-чез – беговая легкоатлетическая дисциплина, в которой атлет преодолевает препятствия на дистанции длиной…
а) 1500 м
б) 3000 м
в) 1000 м
г) 800 м
- Какой вид лёгкой атлетики является ациклическим (техническим)?
а) ходьба
б) бег с барьерами
в) прыжок в высоту
г) марафонский бег
- Кто должен поднять эстафетную палочку, упавшую во время её передачи?
а) передающий участник
б) судья на дорожке
в) принимающий участник
г) участник, к которому она ближе лежит
д) поднимать запрещено
- С чего начинается бег на 200 м?
а) с низкого старта
б) с опорой на одну руку
в) с хода
г) по свистку главного судьи
- Назовите фазы прыжка в длину с разбега.
а) разбег, отталкивание, полёт, приземление
б) разбег, подпрыгивание, приземление
в) толчок, подпрыгивание, полёт, приземление
г) разбег, толчок, приземление
- Самая короткая дистанция барьерного бега у женщин?
а) 200 м
б) 110 м
в) 100 м
г) 400 м
- Выберите предложение, в котором логически связаны понятия: эстафета, стайер, спринтер, марафонская дистанция.
а) Стайер передаёт эстафету спринтеру в эстафете на марафонской дистанции.
б) В спринтере должен участвовать стайер, а марафонская дистанция – это эстафета бегом.
в) Эстафета на марафонской дистанции под силу и спринтерам, и стайерам.
д) В марафонской дистанции участвуют стайеры, а в эстафете – спринтеры.
- Выберите олимпийскую чемпионку 2004 года в беге на 100 м.
а) б) в) г)
- Организация, определяющая международные правила проведения соревнований по лёгкой атлетике и ведущая мировой рейтинг спортсменов-легкоатлетов, называется…
- Выберите правильную комбинацию легкоатлетических дистанций, не входящих в программу современных летних Олимпийских игр.
- 60 м
- Марафон
- Полумарафон
- 500 м
- 1500 м
а) 1, 2, 5
б) 2, 3, 4
в) 3, 4, 5
г) 4, 5, 1
д) 1, 3, 4
- Перечислите основные виды метаний в лёгкой атлетике.
- Перечислите (напишите фамилии) олимпийских чемпионов Беларуси в лёгкой атлетике.
QR- код
Приложение 2
Данные, подтверждающие эффективность использования технологии мобильного обучения на занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»
- Динамика качества знаний по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»
Класс |
2020/2021 |
Класс |
2021/2022 |
|
2022/2023 |
||||||||||||||
I уровень, % |
II уровень % |
III уровень % |
IV уровень % |
V уровень % |
I уровень, % |
II уровень % |
III уровень % |
IV уровень % |
V уровень % |
Класс |
I уровень, % |
II уровень % |
III уровень % |
IV уровень % |
V уровень % |
|
|||
5 «А» |
0 |
0 |
19 |
62 |
19 |
6 «А» |
0 |
0 |
14,25 |
57,14 |
28,57 |
7 «А» |
0 |
0 |
17 |
65 |
17 |
|
|
5 «Б» |
0 |
0 |
13 |
52 |
35 |
6 «Б» |
0 |
0 |
4,17 |
75 |
20,83 |
7 «Б» |
0 |
0 |
0 |
80 |
20 |
|
|
6 «А» |
0 |
0 |
0 |
71 |
29 |
7 «А» |
0 |
0 |
0 |
68,18 |
31,82 |
8 «А» |
0 |
0 |
0 |
65 |
35 |
|
|
6 «Б» |
0 |
0 |
21 |
50 |
29 |
7 «Б» |
0 |
0 |
13,64 |
63,34 |
22,73 |
8 «Б» |
0 |
0 |
8 |
68 |
24 |
|
|
7 «А» |
0 |
0 |
18 |
64 |
18 |
8 «А» |
0 |
0 |
15,79 |
52,63 |
31,58 |
9 «А» |
0 |
0 |
0 |
56 |
24 |
|
|
7 «Б» |
0 |
0 |
7,1 |
75 |
18 |
8 «Б» |
0 |
0 |
3,85 |
76,92 |
18,23 |
9 «Б» |
0 |
0 |
4,4 |
65 |
30 |
|
|
- Динамика роста показателей среднего балла по предмету и среднего балла уровня физической подготовленности класса за учебный год
Класс |
2020/2021 |
Класс |
2021/2022 |
Класс |
2022/2023 |
|||
Май (УФП) |
Май (годовая) |
Май (УФП) |
Май (годовая) |
Май (УФП) |
Май (годовая) |
|||
5 «А» |
7,27 |
8,1 |
6 «А» |
7,30 |
8,63 |
7 «А» |
7,28 |
7,7 |
5 «Б» |
7,84 |
7,9 |
6 «Б» |
7,98 |
8,3 |
7 «Б» |
7,75 |
8,2 |
6 «А» |
7,56 |
8,1 |
7 «А» |
7,31 |
8,37 |
8 «А» |
7,44 |
8,3 |
6 «Б» |
7,01 |
8,0 |
7 «Б» |
6,89 |
8,42 |
8 «Б» |
7,09 |
8,2 |
7 «А» |
7,32 |
7,6 |
8 «А» |
8,10 |
8,18 |
9 «А» |
7,73 |
8,6 |
7 «Б» |
7,08 |
7,8 |
8 «Б» |
7,29 |
7,67 |
9 «Б» |
7,34 |
8,1 |
- Положительная динамика показателей среднего балла класса по результатам проведённой тестовой работы по разделу «Основы физкультурных знаний» (проводилась раз в четверть)
Класс |
2020/2021 |
Класс |
2021/2022 |
|
2022/2023 |
||||||||||||||
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Средний балл |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Средний балл |
Класс |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Средний балл |
|
|||
5 «А» |
6,11 |
4,87 |
5,79 |
6,09 |
5,71 |
6 «А» |
8,18 |
5,61 |
7,11 |
6,66 |
6,89 |
7 «А» |
7,81 |
5,36 |
6,88 |
8,11 |
7,04 |
|
|
5 «Б» |
6,21 |
5,09 |
6,37 |
6,27 |
5,98 |
6 «Б» |
8,35 |
5,57 |
6,89 |
7,65 |
7,11 |
7 «Б» |
7,65 |
5,73 |
7,09 |
7,05 |
6,88 |
|
|
6 «А» |
4,93 |
5,22 |
5,87 |
6,02 |
5,51 |
7 «А» |
5,67 |
6,28 |
6,38 |
6,41 |
6,18 |
8 «А» |
6,34 |
6,71 |
6,44 |
7,11 |
6,65 |
|
|
6 «Б» |
5,07 |
5,37 |
6,23 |
6,47 |
5,78 |
7 «Б» |
5,87 |
6,08 |
6,74 |
6,24 |
6,23 |
8 «Б» |
6,29 |
6,17 |
6,39 |
6,58 |
6,35 |
|
|
7 «А» |
5,88 |
5,37 |
6,08 |
6,37 |
5,92 |
8 «А» |
6,64 |
6,05 |
6,93 |
8,64 |
7,06 |
9 «А» |
7,76 |
6,27 |
8,26 |
7,73 |
7,50 |
|
|
7 «Б» |
6,13 |
5,49 |
6,49 |
6,73 |
6,28 |
8 «Б» |
6,76 |
5,15 |
6,38 |
8,0 |
6,57 |
9 «Б» |
7,88 |
7,06 |
7,63 |
8,16 |
7,68 |
|
|
- Результативность выступлений учащихся V–XI классов в спортивных, интеллектуальных конкурсах и предметных олимпиадах
Учебный год |
Мероприятие |
Класс |
Теоретический тур (количество баллов, ранг) |
ФИ учащегося, класс, ФИО учителя |
2020/2021 |
II (районный) этап республиканской олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» |
V–VI |
9 баллов – 12-й |
Шагун Иван, V, Синяк Ю. Л. |
V–VI |
8 баллов – 18-й |
Банацкая Наталья, V, Синяк Ю. Л. |
||
VIII –XI |
32 балла – 16-й |
Врублевская Ангелина, VIII, Синяк Ю. Л, |
||
VIII –XI |
30 баллов – 29-й |
Дешко Матвей, VIII, Синяк Ю. Л. |
||
2021 / 2022 |
II (районный) этап республиканской олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» |
V–VI |
27 баллов – 2-й |
Конобратский Ричард, VI, Синяк Ю. Л. |
V–VI |
17,5 балла – 2-й |
Банацкая Наталья, VI, Синяк Ю. Л. |
||
VII–VIII |
19,5 балла – 13-й |
Гелда Максим, VIII, Синяк Ю. Л. |
||
VII–VIII |
29,5 балла – 1-й |
Куцко Зоя, VIII, Синяк Ю. Л. |
||
VIII –XI |
16 баллов – 17-й |
Куцко Зоя, VIII, Синяк Ю.Л. |
||
VIII –XI |
17 баллов – 15-й |
Врублевская Ангелина, IX, Синяк Ю.Л, |
||
VIII –XI |
20 баллов – 7-й |
Зайко Владислав, X, Сезеневская А. Г., Синяк Ю. Л. |
||
VIII –XI |
17 баллов – 20-й |
Канюк Юрий, IX, Синяк Ю. Л. |
||
VIII –XI |
20 баллов – 7-й |
Дешко Матвей, VIII, Синяк Ю. Л. |
||
III (областной) этап республиканской олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» |
VIII –XI |
27,5 балла – 7-й |
Зайко Владислав, X, Сезеневская А. Г., Синяк Ю. Л. |
|
заключительный республиканской олимпиада по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» |
VIII –XI |
33 балла - 14 |
Зайко Владислав, 10 А Сезеневская А.Г., Синяк Ю.Л. |
|
2022/2023 |
II (районный) этап республиканской олимпиада по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» |
VII–VIII |
27 баллов - 2 |
Банацкая Наталья, 7А Синяк Ю.Л. |
VIII –XI |
37,5 балла - 1 |
Зайко Владислав, 11 А Сезеневская А.Г., Синяк Ю.Л. |
||
VIII –XI |
37 баллов - 2 |
Куцко Зоя,9Б СинякЮ.Л |
||
III (областной) этап республиканской олимпиада по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» |
VIII –XI |
41 балл - 4 |
Зайко Владислав, 11 А Сезеневская А.Г., Синяк Ю.Л. |
|
VIII –XI |
43 балла - 3 |
Куцко Зоя, 9Б Синяк Ю.Л. |
||
Районный/областной этап республиканского конкурса «Вытокі-квіз» |
Диплом I степени Состав команды: Куцко Зоя, Маркевич Алексей, Гуща Юстына, Банацкая Наталья, Козловский Антон |
Руководитель команды: Синяк Ю. Л. |
ЮЛИЯ СИНЯК, государственное учреждение образования «Средняя школа № 36 г. Гродно»