План-конспект урока физической культуры и здоровья в VI классе
Общие задачи: образовательные – закрепить передачу мяча от плеча в движении и ведение мяча с изменением направления и скорости; развивать межпредметные компетенции, углубляя знания обучающихся об истории Олимпийских игр и достижениях белорусских спортсменов; способствовать повышению мотивации к двигательной активности и умственной работоспособности через применение соревновательных упражнений (квиз, квест, челлендж, тимбилдинг); оздоровительные – содействовать развитию координационных способностей, активизации функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формированию правильной осанки у обучающихся; воспитательная – содействовать формированию гражданско-патриотических компетенций через уважение к достижениям спортсменов; прикладная – способствовать развитию умений и навыков сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи (по количеству учащихся + один для учителя), 10 фишек для обводки мячами, медбол, координационная лестница, эмблемы для участников команд «Чемпионики» и «Финалисты», карта Беларуси с изображениями спортивных комплексов страны, фотографии олимпийских чемпионов и призёров, двусторонний скотч, медали для награждения, мультимедийная презентация.
Предварительная работа: подготовка эмблем, подбор фотографий спортсменов и спортивных сооружений, создание презентации.
№ |
Частные задачи |
Содержание учебного материала |
Дози- ровка |
Организационно-методические указания |
Подготовительная часть (15 мин) |
||||
1 |
Настроить учащих- ся на плодотворную работу на уроке |
Организованный вход в зал, построение в одну шеренгу, совместное определение задач урока. «Баскетбольный квиз». При- мерные вопросы: сколько тай- мов в игре? сколько игроков в команде? сколько очков на- числяется? и т. д. |
3 мин |
Обратить внимание на спортивную форму. Подсчёт пульса 1. Беседа о безопасном поведении на уроках физической культуры и здоровья. Учитель предлагает на уроке поучиться играть в баскетбол, чтобы, возможно, в будущем, кто- то из учащихся смог войти в состав сборной Беларуси по баскетболу |
2 |
Разделить обучаю- щихся |
Деление на две команды (путём расчёта на первый-вто- рой): «Чемпионики», «Фина- листы». Построение команд в шеренгу |
2 мин |
Контроль за выполнением команды. Учитель предлагает совершить путешествие в страну Олимпиаду. Спрашивает у учащих- ся, каких олимпийских чемпионов и призёров нашей страны они знают. Обращает внимание на то, что сегодня ребята смогут примерить эту роль на себя. Раздаёт эмблемы и просит перевоплотиться, называя друг друга по име- нам, записанным на эмблемах (приложение 1) |
3 |
Способствовать укреплению мышц и гибкости суставов |
Упражнения на стретчинг |
3 мин |
|
3.1 |
Способствовать укреплению мышц спины и шеи |
И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 – одну руку завести сверху за голову, вто- рую – снизу за спину, скрепив в замок. 2 – то же, меняя руки вверху-внизу |
8 раз |
Взгляд вверх, посмотреть на руки |
3.2 |
Содействовать ук- реплению мышц бедра и спины |
И. п. – упор лёжа, повороты в стороны, отрывая поочерёд- но правую и левую руку от пола |
по 20 с |
Контролировать балансировку и равновесие |
3.3 |
Содействовать раз- витию гибкости в плечевом и тазо- бедренном суставах |
И. п. – выпад одной ногой впе- рёд, руки внизу. 1 – руки вверх через стороны, вдох. 2 – руки вниз, выдох |
по 4 раза |
Удерживать равновесие, взглядом следить за рукой |
3.4 |
Активизировать функцию дыхатель- ной системы |
И. п. – ноги на ширине плеч, ладони вместе перед грудью. 1 – приподняться на носки, быстрый глубокий вдох. 2 – опуститься в и. п., медлен- ный выдох |
6 раз |
Следить за осанкой и дыханием |
4 |
Подготовить орга- низм к функцио- нальной нагрузке |
Ходьба |
4 мин |
Выполняется фронтально на баскетбольной площадке от одной лицевой линии к другой |
4.1 |
Подготовить мышцы кистей рук |
с круговым вращением кистей рук |
20 м |
Руки вперёд, 4 вращения внутрь, 4 – наружу |
4.2 |
Содействовать ук- реплению мышц спины |
на носках, руки вверх в замок |
20 м |
Следить за правильной осанкой |
4.3 |
Содействовать раз- витию мышц верх- него плечевого пояса |
с круговым вращением рук в плечевом суставе |
20 м |
Взгляд вперёд, 4 вращения вперёд, 4 – назад |
4.4 |
Содейс твовать запоминанию стой- ки игрока |
широким шагом в стойке игро- ка, руки с имитацией веде- ния мяча |
20 м |
Ноги присогнуты, передвижения пружинящие |
5 |
Способствовать раз- витию выносливо- сти |
Беговые упражнения в чередо- вании с ходьбой |
3 мин |
Контроль за выполнением команд |
5.1 |
Подготовить сер- дечно-сосудистую систему к работе |
Медленный бег |
40 м |
Соблюдать интервал и дистанцию |
5.2 |
Способствовать развитию быстроты и частоты движений |
Семенящий бег |
20 м |
Руки свободно встряхивать |
5.3 |
Способствовать укреплению мышц ног |
Бег с захлёстыванием голени |
20 м |
Пятками касаться ягодиц, руки за спиной |
5.4 |
Способствовать развитию чувства равновесия |
Бег с выносом ног вперёд |
20 м |
Активный и быстрый вынос ноги вверх |
5.5 |
Содействовать за- креплению стойки игрока |
Бег приставными шагами |
20 м |
Перемещения в стойке игрока правым и ле- вым боком |
5.6 |
Способствовать правильному вы- полнению стойки |
Быстрая ходьба на месте в стойке игрока |
30 с |
Следить за согнутыми в коленях ногами, руки вперёд с имитацией мяча, выполнять через линию перешагивания туда-обратно |
5.7 |
Содействовать раз- витию функцио- нальных систем |
Бег с ускорением |
2 × 20 м |
Увеличить частоту и быстроту движений |
5.8 |
Содействовать вос- становлению дыха- тельной и сердечно- сосудистой систем |
Восстановительная ходьба: руки вперёд–вверх – вдох, вниз – выдох |
9 м |
Следить за внешними признаками утомления. Подсчёт пульса 2 |
Основная часть (25 мин) |
||||
6 |
|
Работа на станциях. Перерыв между станциями – 20 с |
11 мин |
|
6.1 |
Организовать обу- чающихся |
Построение в одну шеренгу |
5 мин |
Просмотр станций с обучающимися |
6.2 |
Перестроить уча- щихся для предсто- ящей работы |
Перестроение по двое по цве- ту круга на эмблеме |
1 мин |
Работа по станциям по двое, под музыкаль- ное сопровождение |
6.3 |
Содействовать раз- витию координации |
1-я станция. Передача медбо- ла в парах |
1 мин |
Вес медбола 1 кг. Поочерёдно передавать мяч на вытянутые руки партнёра |
6.4 |
Развивать коорди- нацию движений |
2-я станция. Обводка баскет- больного мяча вокруг пяти конусов зигзагообразно |
1 мин |
Правой, левой, двумя руками |
6.5 |
Развивать коорди- нацию движений и глазомер |
3-я станция. Передача баскет- больного мяча от плеча в дви- жении |
1 мин |
Контролировать безопасность передач, пере- давать точно в руки |
6.6 |
Развивать гибкость и силу рук |
4-я станция. Обводка баскет- больного мяча вокруг пяти конусов зигзагообразно с изменением направления и скорости |
1 мин |
Правой рукой, перевести в левую, затем спи- ной вперёд, затем снова правой лицом вперёд |
6.7 |
Развивать коорди- нацию движений |
5-я станция. Ведение по- очерёдно правой, левой рукой по ячейкам координационной лестницы |
1 мин |
Соблюдать стойку игрока, передача мяча в правую и левую руку |
7 |
Содействовать фор- мированию позна- вательных интере- сов, патриотическо- му воспитанию |
Игра-квест «Олимпийская кар- та». Капитаны команд получа- ют карты. Участники поочерёд- но отыскивают фото «своих» чемпионов и призёров, запи- санных на эмблемах (при- ложение 2), приклеивают их к изображениям спортивных сооружений, в которых они оттачивали своё мастерство (к примеру, Юлия Нестеренко – Брест – стадион «Динамо»). Команда, допустившая мень- шее количество ошибок, ста- новится победителем |
6 мин |
Победа – 3 балла, поражение – 1 балл, ничья – по 2 балла. Провести беседу по гражданско- патриотическому воспитанию |
8 |
Развивать быстро- ту и сплочённость команды |
Игра-тимбилдинг «Самый лов- кий». Каждая команда выстра- ивается в колонну по одно- му. Задание: обвести мячом 5 конусов зигзагами, вернуть- ся по прямой и передать мяч следующему участнику |
5 мин |
Соблюдать правила безопасного поведения |
9 |
Способствовать раз- витию коллективиз- ма |
Челлендж «Самый точный». Участники выстраиваются в две колонны, капитаны дела- ют три шага вперёд, развора- чиваются и делают переда- чи от плеча участникам своей команды. Победителем стано- вится команда, которая первой выполнит задание, не поте- ряв мяч |
3 мин |
Следить за соблюдением дисциплины |
Заключительная часть (5 мин) |
||||
10 |
Способствовать вос- становлению дыха- тельной и сердечно- сосудистой систем |
Восстановительная ходьба, дыхательные упражнения |
3 мин |
Перемещаются по залу произвольно. Руки вверх – вдох, вниз – выдох. Подсчёт пульса 3 |
11 |
Снизить темп заня- тия, организовать учащихся |
Построение в шеренгу. Игра на рефлексию «Плюс- минус-интересно!». Награждение медалями, выставление отметок в журнал. Организованный выход с ме- далями |
2 мин |
Обучающимся предлагается рассказать о положительных моментах урока, затем об отрицательных, потом отметить, что было интересно |
ТАТЬЯНА ГОРДИЕВСКАЯ, учитель физической культуры и здоровья ГУО Гимназия г. Пружаны