Олимпийское образование – это, с одной стороны, средство спортивно-гуманистического образования детей и молодёжи как части всестороннего гуманитарного образования, с другой -- средство формирования здорового образа жизни, который является фундаментом укрепления здоровья нации, с третьей -- основа профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Делимся опытом интеграции идей олимпизма, физической культуры и спорта, здорового образа жизни в образовательный процесс.
Целью олимпийского образования является приобщение детей и молодёжи к духовно-нравственным, гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр. В то же время исследователи отмечают недостаточно высокий уровень теоретических знаний по этой теме у современных школьников. На фоне развития и позитивных изменений, произошедших за последние годы в сфере белорусского спорта, всё больше внимания уделяется поиску новых, нетрадиционных подходов в области олимпийского образования.
Учителями физической культуры и здоровья средней школы № 181 г. Минска разработана программа интеграции в образовательный процесс знаний об олимпийском движении, его принципах, идеалах и ценностях. Программа, включающая в себя различные направления информационно-просветительской, воспитательной и физкультурно-массовой работы, была реализована на базе школы, показала хорошие результаты и получила положительные отзывы со стороны обучающихся, родителей и учителей.
Цель программы: интеграция олимпийского знания и принципов олимпизма в образовательный процесс для формирования представления об олимпийском движении и индустрии спорта.
Задачи: дать школьникам наиболее полное представление об истории Олимпийских игр, включить их в активное освоение системы олимпийских ценностей; пропагандировать здоровый образ жизни, привлекать детей к систематическим занятиям спортом и развивать на этой основе их творческие способности; пробуждать чувство патриотизма, гордости за белорусских спортсменов, родную страну.
Участники программы: учащиеся I–XI классов, педагоги и классные руководители, родители, руководители спортивных секций, учителя физической культуры.
Формы просветительской деятельности: научно-практические конференции (НПК), викторины, беседы, лекции, дискуссии, круглые столы, фестивали.
Воспитательная работа: создание агитбригад; организация отряда юных волонтёров; проведение спортивных соревнований; выпуск информационных листовок, буклетов, газет, видеосюжетов, организация работы сайта; проведение праздников, вечеров, прогулок, экскурсий; в будущем планируется создание школьной бизнес-компании.
На подготовительном этапе для более качественной реализации программы было проведено анкетирование участников образовательного процесса с целью определения их интересов. Это дало возможность обозначить основные направления работы. По каждому из направлений были определены кураторы из числа учащихся и преподавателей, которые отвечали за свой фронт работ.
Программа включает в себя комплекс действий по организации информационных, познавательных, спортивно-развлекательных мероприятий на базе школы. Мероприятия проводятся при поддержке администрации школы и заинтересованных организаций.
Стоит отметить, что тематика мероприятий, входящих в план работы, спроектирована таким образом, чтобы дать учащимся наиболее полное представление об идеологии, философии, ценностях олимпийского и паралимпийского движения, вехах, истории Олимпийских и Паралимпийских игр, особенностях подготовки и участия спортсменов в соревнованиях.
Примерный план реализации программы
№ |
Предмет |
Мероприятие |
Классы |
Ответственные |
Срок реализации |
1 |
Русский и белорусский язык |
Сочинение «Ода спорту»; эссе на тему «О спорт! Ты – мир!» |
V–IX |
МО учителей русского и белорусского языка |
В течение года на уроках |
2 |
Математика |
НПК «Теория вероятности и способы прогнозирования спортивного результата» |
X–XI |
МО учителей математики и информатики |
В рамках Декады математики |
3 |
Физическая культура и здоровье |
Проведение теоретических занятий |
I–XI |
МО учителей физической культуры и здоровья |
В течение года |
Проведение внутришкольной спартакиады; организация работы актива школы; организация физкультурно-массовой и оздоровительной работы |
|||||
НИР «Влияние физической работы на умственные процессы» |
IX–XI |
Работа учителей физической культуры и здоровья в рамках самообразования |
Неделя физической культуры и здоровья |
||
4 |
Иностранный язык |
Целевая программа «Стань волонтёром на Олимпийских играх» |
IX–XI |
МО учителей иностранных языков |
Факультативная работа в течение года |
5 |
История |
Конкурс рефератов «Паралимпийское движение в мире и стране»; конкурс исследовательских работ «История развития олимпийского движения в Республике Беларусь» |
V–VIII |
МO учителей истории и географии |
В течении года в рамках уроков |
6 |
Литература |
Конкурс сообщений на тему «Поэзия и спорт» |
V–XI |
МО учителей русского и белорусского языков |
В течение года в рамках уроков |
7 |
Обществоведение |
Конкурс рефератов «Позитивное влияние Олимпийских игр на общественное сознание молодёжи» |
IX–XI |
Классные руководители |
В течение года в рамках уроков |
8 |
География |
Конкурс докладов «География Олимпийских игр от их зарождения до наших дней» |
V–IX |
МO учителей истории и географии |
В течение года в рамках уроков |
9 |
Биология |
НИР «Важные биологические и химические элементы для организма спортсменов» |
X–XI |
МО учителей химии и биологии |
В течение года в рамках уроков |
10 |
Информатика |
Конкурс проектов «Информационные технологии и пропаганда олимпийского движения» |
X–XI |
МО учителей математики и информатики |
В течение года |
11 |
Черчение |
Конкурс проектов «Стадион будущего» |
VIII–IX |
МО учителей трудового обучения |
В течение года |
12 |
Физика |
НИР «Лёгкая атлетика глазами физиков» |
IX–XI |
МО учителей физики |
В течение года в рамках уроков |
13 |
Химия |
НИР «Спортивная фармакология» |
VIII–XI |
МО учителей химии и биологии |
В течение года в рамках уроков |
14 |
Чтение |
Конкурс чтецов «О спорт! Ты –мир!» |
I–IV |
Классн. рук-ли |
В течение года |
15 |
Музыка (Пение) |
Конкурс песни «Спортивный гимн класса» |
I–IV |
Классн. рук-ли |
В течение года |
16 |
Изобразительное искусство (Рисование) |
Конкурс рисунков «Олимпийский герб класса» |
I–IV |
Классн. рук-ли |
В течение года |
17 |
Трудовое обучение |
Конкурс поделок «Наш факел» |
I–IV |
Классн. рук-ли |
В течение года |
18 |
Классный час |
Темы: «Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения»; «Паралимпийское движение: равенство возможностей»; «Олимпизм и олимпийское движение – история развития» |
I–XI |
Классн. рук-ли |
В течение года |
Предлагаем идеи для организации физкультурно-массовой и оздоровительной работы в рамках данной программы. Как показал опыт, они вызывают живой интерес у учащихся и надолго запоминаются.
«Эвристическая олимпиада» – такое название получил интеллектуальный проект. Ребята выбирают вид спорта, описывают его с точки зрения биологов, физиков, математиков. Разрабатывают подвижную игру, связанную с выбранным видом спорта, а после демонстрируют её в спортивном зале. Данное мероприятие позволяет взглянуть на спорт глазами «физиков и лириков».
«СтронгМэнКап» – силовое многоборье для старшеклассников, которое можно приурочить к 23 февраля. Подросткам необходимо пройти несколько этапов соревнований и проявить свои силовые способности при выполнении нестандартных упражнений.
«Kinect Gamеs». Kinect – это бесконтактный сенсорный игровой контроллер, который позволяет пользователю взаимодействовать с компьютерной игрой без помощи контактного игрового контроллера через устные команды, позы тела и показываемые объекты или рисунки. Применение данного устройства позволит ребятам практически принять участие в Олимпийских играх. В основу проекта положена компьютерная игра London 2012: the Official Video Game of the Olympic Games, разработанная по лицензии Международного олимпийского комитета. В игре представлено более 30 различных спортивных дисциплин.
«Олимпийский каламбур». Данное мероприятие лучше проводить во время Недели спорта и здоровья. В течение учебного дня на переменах ребятам предлагается поучаствовать в спортивных конкурсах, лотереях, выполнить теоретические и практические задания. Школьники зарабатывают баллы, на основании которых выставляется рейтинг. Наравне с учащимися в мероприятии могут принять участие и учителя-предметники.
Проект «Олимпийская лотерея». Ребята приобретают лотерейные билеты в обмен на канцелярские принадлежности, предметы личной гигиены, игрушки, детскую одежду. В дальнейшем все эти вещи передаются в малообеспеченные семьи и детские дома. Выбор призов для участников лотереи зависит от организаторов. Это может быть спортивный инвентарь, абонемент в бассейн и многое другое.
Проект «Физкультурно-экономическая неделя». Ребятам предстоит решить ряд задач, так или иначе связанных с физической культурой и спортом. Но для этого им необходимо заключить с учителями и администрацией «трудовой договор», в котором будут описаны условия сотрудничества и «оплата» выполнения заданий. То есть школьники получают возможность заработать виртуальные деньги, которые они смогут положить в виртуальный банк или потратить на специально организованных ярмарках. Можно проводить соревнования среди разных команд и по разным видам спорта, осущнствлять трансферы игроков. Такое мероприятие даёт возможность ребятам получить экономические знания, которые пригодятся в обычной жизни.
«Games zone» – это клуб по интересам, в котором ребята могут на переменах, после уроков или в субботний день поиграть в настольные и подвижные игры, что является прекрасной альтернативой компьютерным играм и мобильным приложениям.
Проект «Sports School» позволит заинтересованным ребятам получить навыки судейства, проведения спортивных мероприятий и занятий в роли инструкторов. Также проект включает организацию семинаров и занятий для классных руководителей и родительской общественности с целью повышения их спортивной грамотности.
Спортивный отряд «Спарта». Увлекательное и полезное времяпровождение для обучающихся организуется в дни каникул. Примерный план работы отряда: «День знакомств», «День повышения самооценки», «День плавания», «День истории», «День тимбилдинга», «Волонтёрский день “Полный вперёд”».
На подготовительном и заключительном этапах реализации программы в рамках МО учителей физической культуры и здоровья проводилась оценка знаний учащихся по разделу школьной программы «Олимпизм и олимпийское движение» по предмету «Физическая культура и здоровье», а в течение года -- мониторинг посещаемости спортивных мероприятий, тестирование и анализ двигательной активности школьников, опросы (анкетирование) обучающихся, родителей, учителей.
Результаты измерений и опросов показали, что реализация программы:
- увеличила мотивацию обучающихся к посещению как уроков физической культуры и здоровья, так и физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
- позволила существенно увеличить количество детей и подростков, занимающихся физической культурой и ориентированных на спорт, что является важным средством формирования приверженности к здоровому образу жизни;
- создала реальную возможность для отбора талантливых детей и подростков в спортивные секции;
- способствовала эффективной реализации олимпийского образования в общеобразовательном учреждении;
- повысила деловую и спортивную активность детей и подростков;
- способствовала внедрению разнообразных форм и увеличению количества спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков.
Подобная форма работы может быть с успехом реализована на базе любого учреждения образования.
ДМИТРИЙ МИРОНОВИЧ, учитель-методист физической культуры и здоровья, мастер спорта Республики Беларусь по гребле на байдарках и каноэ, тренер по общей физической подготовке, тренер образовательной площадки по подготовке специалистов фитнес-индустрии «Эволюция фитнеса»