В XXI веке избыточная масса тела является одной из наиболее актуальных проблем общественного здравоохранения во всём мире. Начавшееся в детстве ожирение приводит к серьёзным последствиям. Поэтому важно грамотно организовать профилактическую работу с младшими школьниками и их родителями, в том числе на базе общеобразовательного учреждения.
Многие учёные под термином «ожирение» подразумевают хроническое заболевание, характеризующееся избыточным накоплением жировой ткани в организме, при котором происходит увеличение массы тела, приводящее к снижению качества и уменьшению продолжительности жизни из-за частого развития тяжёлых сопутствующих заболеваний. Начавшееся в детстве ожирение впоследствии приводит к сахарному диабету, развитию раннего атеросклероза, другим не менее серьёзным нарушениям здоровья. Если говорить об ожирении подростков, то чаще всего это грозит им социальной изоляцией и может стать причиной анорексии или булимии. У девочек, которые с детства имеют избыточный вес, выше риск бесплодия. Кроме того, в заботе о внешности девочки-подростки нередко используют любые, в том числе вредные для здоровья, средства похудения (резко ограничивают себя в питании, пьют опасные жидкости, начинают курить и т. п.). А неграмотность родителей в вопросах питания часто приводит к тому, что они считают умеренно избыточный вес признаком отличного здоровья и не обращаются за своевременной помощью к специалистам.
Проведенное нами исследование показало, что негативные последствия ожирения можно предупредить, грамотно организовав профилактическую работу с детьми и их родителями ещё на начальном этапе обучения детей в школе. Разработанная нами модель социально-педагогической профилактики ожирения у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы представлена на рисунке.
Профилактика ожирения у детей младшего школьного возраста состоит из трёх условно выделенных компонентов: диагностического, информационно-просветительского и деятельностного. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и рассматриваются изолированно исключительно в целях исследования.
- Диагностический компонент предусматривает использование диагностических методик по выявлению ожирения у детей. В частности, можно применить расчёт избыточного веса у ребёнка с помощью индекса массы тела (ИМТ). Полученное число оценивается в соответствии с таблицами для мальчиков и для девочек.
- Информационно-просветительский компонент предполагает просвещение родителей в вопросах правильного питания и двигательной активности детей. В частности, предусматривает организацию лекционных занятий по данной проблеме («Последствия ожирения у детей», «Здоровое питание», «Как научить детей есть здоровую пищу»); оказание консультативной помощи всем, кого беспокоят возникшие проблемы с питанием у детей; подготовку и распространение методических рекомендаций по организации здорового образа жизни младших школьников и др.
- Деятельностный компонент подразумевает профилактическую работу непосредственно с детьми. Учитывая возрастные особенности детей, их желание играть, петь, рисовать, слушать и рассказывать интересные истории, инсценировать сказочные эпизоды и т. п., мы разработали экспериментальную программу, в основу которой положены перечисленные выше средства социально-культурной деятельности. Реализуется программа в основном на классных часах (одно занятие в неделю). Количество занятий может колебаться от пяти до семи в зависимости от успешности усвоения предложенного материала.
В качестве примера реализации профилактической программы можно привести инсценирование сказочного сюжета, основной целью которого является пропаганда здорового питания. Классный час посвящается встрече детей с «овощами» и «фруктами». Переодетые в полезные продукты дети рассказывают стихи, загадывают загадки, исполняют песни, доносят до детской аудитории полезность употребления овощей и фруктов.
На одном из внеклассных занятий детям можно предложить разыграть театрализованное представление, к примеру, о котике, который ел только пирожные и запивал их сладкими напитками и скоро превратился в большого неповоротливого некрасивого котёнка, который не хотел играть с другими котятами и всё время лежал на коврике на полу и скучал. Познакомив детей с сюжетом сказки, уместно организовать дискуссию, обсудив причины произошедших с животным негативных перемен и постараться найти выход из сложившейся ситуации. Детям можно задать ряд вопросов, в частности: почему такая беда произошла с котиком? что надо предпринять, чтобы котик опят стал подвижным, общительным и жизнерадостным?
Не оставит детей равнодушными рассказ сказочных героев о вреде продуктов, любимых многими детьми, таких как чипсы, картофель фри, бургеры, бутерброды, пирожные, кока-кола, спрайт и др. В качестве рассказчиков могут быть дети или их родители, кроме того, в этой роли можно использовать обычные или пальчиковые куклы. Послушав рассказ сказочных героев, дети должны убедиться в том, что вредные продукты употреблять в пищу не следует.
Пользу злаковых растений можно продемонстрировать, задействовав двух персонажей (полезный и вредный продукты), к примеру Гречневую кашу и Картофель фри, каждый из которых доказывал бы свою правоту. Гречневая каша может сказать, что она полезна, так как в ней много витаминов, а Картофель фри будет утверждать, что его все любят за жареную хрустящую корочку, значит, он тоже полезен. Время от времени сказочные герои могут обращаться к детям с вопросом, кто из них прав. В конечном итоге школьники должны прийти к выводу, что картофель фри употреблять не следует, так как он наносит вред здоровью.
Можно провести конкурс на лучший рисунок или коллаж, сочетающий вырезки из газет и журналов с собственными рисунками детей. Темы могут касаться как полезных, так и вредных пищевых продуктов. Главное, чтобы, в зависимости от заявленного продукта, убедительно была представлена польза или вред его употребления. В конце классного часа можно наградить всех детей, выполнивших такую работу, заранее подготовленными сувенирами.
С интересом дети поучаствуют в викторине «Полезные – вредные продукты». Для этого следует разделить всех участников на две команды и дать им задание – выявить полезные и вредные продукты. Та команда, которая быстро и качественно сделает это, убедительно аргументировав свой выбор, выиграет. Если обе команды успешно справятся с заданием, фиксируется «ничья». Обе команды награждаются сувенирами.
Одно из занятий можно посвятить стимулированию двигательной активности детей. Учащиеся, посещающие спортивные секции, танцевальные студии, могут рассказать о своих успехах, продемонстрировать достигнутые результаты. Такая информация для кого-то из детей может стать толчком для того, чтобы попробовать себя в каком-либо виде спортивных занятий, начать посещать танцевальную студию и др.
Большую помощь в организации двигательной активности детей могут оказать помимо уроков физической культуры внеклассные занятия в группах продленного дня или школьном лагере, действующем в каникулярное время.
Таким образом, работа по профилактике ожирения у младших школьников в условиях общеобразовательной школы может быть эффективной при соблюдении следующих условий: своевременной диагностике проблем со здоровьем у детей; работе в тесной связи с родителями учащихся; совместной слаженной деятельности педагогического и медицинского работников.
Отдельно следует отметить, что грамотно организованная профилактическая работа способствует проявлению интереса у детей и их родителей к проблеме правильного питания, в занимательной форме расширяет их представление о полезной и вредной пище, учит культуре здорового питания, стимулирует к ведению здорового образа жизни, способствует решению проблемы профилактики ожирения у детей.
ТАТЬЯНА ЛАНТУХ, доцент кафедры педагогики и социальной работы Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент