МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

«Здоровые дети — здоровая нация!»

.

.

.
МЕНЮ

Профилактика ожирения у младших школьников

В XXI веке избыточная масса тела является одной из наиболее актуальных проблем общественного здравоохранения во всём мире. Начавшееся в детстве ожирение приводит к серьёзным последствиям. Поэтому важно грамотно организовать профилактическую работу с младшими школьниками и их родителями, в том числе на базе общеобразовательного учреждения.

Многие учёные под термином «ожирение» подразумевают хроническое заболевание, характеризующееся избыточным накоплением жировой ткани в организме, при котором происходит увеличение массы тела, приводящее к снижению качества и уменьшению продолжительности жизни из-за частого развития тяжёлых сопутствующих заболеваний. Начавшееся в детстве ожирение впоследствии приводит к сахарному диабету, развитию раннего атеросклероза, другим не менее серьёзным нарушениям здоровья. Если говорить об ожирении подростков, то чаще всего это грозит им социальной изоляцией и может стать причиной анорексии или булимии. У девочек, которые с детства имеют избыточный вес, выше риск бесплодия. Кроме того, в заботе о внешности девочки-подростки нередко используют любые, в том числе вредные для здоровья, средства похудения (резко ограничивают себя в питании, пьют опасные жидкости, начинают курить и т. п.). А неграмотность родителей в вопросах питания часто приводит к тому, что они считают умеренно избыточный вес признаком отличного здоровья и не обращаются за своевременной помощью к специалистам.

Проведенное нами исследование показало, что негативные последствия ожирения можно предупредить, грамотно организовав профилактическую работу с детьми и их родителями ещё на начальном этапе обучения детей в школе. Разработанная нами модель социально-педагогической профилактики ожирения у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы представлена на рисунке.

Профилактика ожирения у детей младшего школьного возраста состоит из трёх условно выделенных компонентов: диагностического, информационно-просветительского и деятельностного. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и рассматриваются изолированно исключительно в целях исследования.

  1. Диагностический компонент предусматривает использование диагностических методик по выявлению ожирения у детей. В частности, можно применить расчёт избыточного веса у ребёнка с помощью индекса массы тела (ИМТ). Полученное число оценивается в соответствии с таблицами для мальчиков и для девочек.
  2. Информационно-просветительский компонент предполагает просвещение родителей в вопросах правильного питания и двигательной активности детей. В частности, предусматривает организацию лекционных занятий по данной проблеме («Последствия ожирения у детей», «Здоровое питание», «Как научить детей есть здоровую пищу»); оказание консультативной помощи всем, кого беспокоят возникшие проблемы с питанием у детей; подготовку и распространение методических рекомендаций по организации здорового образа жизни младших школьников и др.
  3. Деятельностный компонент подразумевает профилактическую работу непосредственно с детьми. Учитывая возрастные особенности детей, их желание играть, петь, рисовать, слушать и рассказывать интересные истории, инсценировать сказочные эпизоды и т. п., мы разработали экспериментальную программу, в основу которой положены перечисленные выше средства социально-культурной деятельности. Реализуется программа в основном на классных часах (одно занятие в неделю). Количество занятий может колебаться от пяти до семи в зависимости от успешности усвоения предложенного материала.

В качестве примера реализации профилактической программы можно привести инсценирование сказочного сюжета, основной целью которого является пропаганда здорового питания. Классный час посвящается встрече детей с «овощами» и «фруктами». Переодетые в полезные продукты дети рассказывают стихи, загадывают загадки, исполняют песни, доносят до детской аудитории полезность употребления овощей и фруктов.

На одном из внеклассных занятий детям можно предложить разыграть театрализованное представление, к примеру, о котике, который ел только пирожные и запивал их сладкими напитками и скоро превратился в большого неповоротливого некрасивого котёнка, который не хотел играть с другими котятами и всё время лежал на коврике на полу и скучал. Познакомив детей с сюжетом сказки, уместно организовать дискуссию, обсудив причины произошедших с животным негативных перемен и постараться найти выход из сложившейся ситуации. Детям можно задать ряд вопросов, в частности: почему такая беда произошла с котиком? что надо предпринять, чтобы котик опят стал подвижным, общительным и жизнерадостным?

Не оставит детей равнодушными рассказ сказочных героев о вреде продуктов, любимых многими детьми, таких как чипсы, картофель фри, бургеры, бутерброды, пирожные, кока-кола, спрайт и др. В качестве рассказчиков могут быть дети или их родители, кроме того, в этой роли можно использовать обычные или пальчиковые куклы. Послушав рассказ сказочных героев, дети должны убедиться в том, что вредные продукты употреблять в пищу не следует.

Пользу злаковых растений можно продемонстрировать, задействовав двух персонажей (полезный и вредный продукты), к примеру Гречневую кашу и Картофель фри, каждый из которых доказывал бы свою правоту. Гречневая каша может сказать, что она полезна, так как в ней много витаминов, а Картофель фри будет утверждать, что его все любят за жареную хрустящую корочку, значит, он тоже полезен. Время от времени сказочные герои могут обращаться к детям с вопросом, кто из них прав. В конечном итоге школьники должны прийти к выводу, что картофель фри употреблять не следует, так как он наносит вред здоровью.

Можно провести конкурс на лучший рисунок или коллаж, сочетающий вырезки из газет и журналов с собственными рисунками детей. Темы могут касаться как полезных, так и вредных пищевых продуктов. Главное, чтобы, в зависимости от заявленного продукта, убедительно была представлена польза или вред его употребления. В конце классного часа можно наградить всех детей, выполнивших такую работу, заранее подготовленными сувенирами.

С интересом дети поучаствуют в викторине «Полезные – вредные продукты». Для этого следует разделить всех участников на две команды и дать им задание – выявить полезные и вредные продукты. Та команда, которая быстро и качественно сделает это, убедительно аргументировав свой выбор, выиграет. Если обе команды успешно справятся с заданием, фиксируется «ничья». Обе команды награждаются сувенирами.

Одно из занятий можно посвятить стимулированию двигательной активности детей. Учащиеся, посещающие спортивные секции, танцевальные студии, могут рассказать о своих успехах, продемонстрировать достигнутые результаты. Такая информация для кого-то из детей может стать толчком для того, чтобы попробовать себя в каком-либо виде спортивных занятий, начать посещать танцевальную студию и др.

Большую помощь в организации двигательной активности детей могут оказать помимо уроков физической культуры внеклассные занятия в группах продленного дня или школьном лагере, действующем в каникулярное время.

Таким образом, работа по профилактике ожирения у младших школьников в условиях общеобразовательной школы может быть эффективной при соблюдении следующих условий: своевременной диагностике проблем со здоровьем у детей; работе в тесной связи с родителями учащихся; совместной слаженной деятельности педагогического и медицинского работников.

Отдельно следует отметить, что грамотно организованная профилактическая работа способствует проявлению интереса у детей и их родителей к проблеме правильного питания, в занимательной форме расширяет их представление о полезной и вредной пище, учит культуре здорового питания, стимулирует к ведению здорового образа жизни, способствует решению проблемы профилактики ожирения у детей.

ТАТЬЯНА ЛАНТУХ, доцент кафедры педагогики и социальной работы Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент

Научно-методический журнал «Здоровый образ жизни»

220070, г.Минск,
ул. Кальварийская, 25, офис 603

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 270 16 86

Журнал в социальных сетях

     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.