Как привить ребёнку любовь к спорту и здоровому образу жизни? Лучше всех это знает опытный учитель-методист. Александр Иванович Метель, учитель физической культуры Лицея БГУ с 1990 года, заместитель председателя учебно-методического совета Республиканского центра физического воспитания и спорта, поделился с нами методами своей работы и историями из практики.
– Александр Иванович, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в спорт.
– В спорт я пришёл благодаря своему любимому учителю физкультуры. Родился я в Гомельской области, в Речицком районе. Учился в сельской школе. И до сих пор иногда вспоминаю, с каким желанием мы всем классом бежали на урок физкультуры!
Я занимался зимними видами спорта, а учитель географии, потрясающе талантливый человек, вовлёк меня ещё и в спортивное ориентирование. Помню, как ездил в черниговские леса на соревнования, потом стал кандидатом в мастера спорта. Поэтому я и захотел стать учителем физической культуры, чтобы дальше передавать опыт своих учителей физкультуры и географии. Это был 76-й год прошлого столетия…
– Как звали Вашего учителя?
– Учителя физкультуры звали Эдуард Николаевич. Он ездил в нашу деревушку из Речицы, за 18 километров, и возвращался домой на последнем автобусе, который отправлялся в 21 час. А мы всегда провожали его. Вот какие у меня воспоминания! Что может дать учитель физкультуры, как он может сформировать интерес, привить желание заниматься спортом - всё это я усвоил ещё школьником. Пользуясь случаем, хочу сказать: я благодарный ученик Глыбовской средней школы Речицкого района. И знаете, Полина, в знак моей благодарности ровно год назад мы провели в Речицком районе потрясающее мероприятие – практикоориентированный республиканский семинар для обмена опытом, методиками, технологиями, которые в глубинку, может быть, не так быстро доходят. Кроме того, вместе с отделом образования и директоратом Речицкого района мы организовали выездной учебно-методический совет учителей-методистов нашей страны.
– Вам нравится работать учителем?
– Да, мне всегда хотелось общаться с детьми. Вы знаете, они меня лечат. Эти глазёнки, это ожидание движения… Я на них смотрю, радуюсь и хочу быть участником вот этого взаимодействия «учитель – ученик».
Безусловно, большую роль сыграл и университет, в который я поступил (Кировоградский государственный педагогический университет). Там были потрясающие профессионалы на кафедрах педагогики, психологии, спортивных дисциплин. И потом с практикой мне очень повезло: я попал в Павлышскую среднюю школу, где работал и творил сам Василий Александрович Сухомлинский. Этот опыт сильно повлиял на мою дальнейшую работу и моё представление о взаимодействии учащихся и педагогов. Но главное – это дети. Если я долго их не вижу (на каникулах или у меня какие-то другие дела), я скучаю и с нетерпением жду возможности прийти в класс! Дети меня вдохновляют, заставляют забывать о возрасте, быть подтянутым, идти в ногу со временем. Я им очень благодарен за это. В Лицее БГУ я отработал практикующим учителем уже 34 года, вот пошёл 35-й. А я помню по фамилиям всех учеников своего первого выпуска 1990 года!
– Как Вы организуете свою работу в Лицее БГУ?
– Вы знаете, об этом можно говорить долго. Мы создали систему, которая даёт свои плоды. У нас ведь не урок, который длится 45 минут, а пара, как у студентов высших учебных заведений. За эти 90 минут мы комбинируем три-четыре модуля разнообразных занятий. Детям это интересно. Они тянутся к спорту, после работы на профильных предметах сами бегут в зал. И это высшая ценность для любого учителя – когда дети бегут к тебе на урок! Такой результат даёт система Лицея БГУ.
Ещё один очень важный момент, на который я хотел бы обратить внимание читателей: мы смогли задействовать огромное количество юношей и девушек в спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе во внеурочное время. В январе закончился чемпионат лицея по волейболу среди девушек. Он проходил на протяжении двух с половиной месяцев. Мы собрали девушек из 12 команд и сформировали две группы по шесть команд на предварительном этапе. С самого начала чемпионата мы наблюдали, как девчонки каждую неделю прибавляли в навыках, как команда становилась единым организмом с общим мышлением и слаженной тактикой действий. Так же и с модулями по другим видам спорта.
Хочу рассказать и про новое «экзотическое» направление – ринго. Похожее на волейбол, но не с мячом, а с кольцами. Два игрока или две команды метают одно или два кольца над сеткой так, чтобы попасть на площадку соперника, и стараются не допустить попадания кольца с его стороны. Игра прижилась в лицее. У нас уже есть призёры чемпионата Беларуси по ринго, мы даже воспитали нескольких чемпионов мира. В 2014 году команда, сформированная на базе Лицея БГУ, представляла нашу страну в Южно-Африканской Республике. Мы тогда летали в город Йоханнесбург, заняли четвёртое общекомандное место и привезли обратно двух чемпионов мира! А я вернулся в Минск в статусе судьи международной категории.
– Как же проходят учебные занятия в лицее?
– Руководитель кафедры распределяет спортивную базу лицея на 90 минут урока по трём или четырём направлениям, которые дети должны пройти по порядку. Первое направление, очень важное для нас, – спортивная игровая деятельность. Более того, мы стараемся из двух классов отобрать желающих и более способных к этим играм, чтобы у ребят был общий интерес. Второй модуль проходит в зале ритмики и хореографии. Там мы даём формы фитнеса, пилатеса и других современных направлений аэробики, которыми дети с удовольствием занимаются. Через 30 минут они переходят в третий модуль. Это спортивные тренажёры, на которых ученики занимаются развитием физической подготовленности, укреплением мышц. А четвёртый модуль – другие занятия, иногда бывает настольный теннис.
Как эта система работает? Если ребёнок позанимался 30–35 минут одним видом деятельности, он устаёт, начинает баловаться и не совсем внимательно воспринимает тот материал, который даёт педагог. А когда активности сменяются, ученикам интересно. К тому же благодаря таким занятиям они многому учатся.
Одним из наших достижений я считаю то, что в конце четверти ребята сдают в качестве домашнего задания комплексы упражнений, которые они сами составляют и делают в свободное от учёбы время. Так мы формируем лидерские качества, ведь каждому ученику нужно выступить в роли инструктора и выполнить эти упражнения с классом. Поверьте, сам многому учишься и развиваешься, когда видишь 10–15 новых комплексов, да ещё каких! Это же счастье, и я радуюсь вместе с детьми. Они – менеджеры урока здоровья! Ребятам очень нравится получать заслуженные высокие отметки от учителя. При этом мы полностью выполняем государственную программу и даже немножко расширяем её, давая учащимся возможность проявлять самостоятельность в подборе упражнений и креативность в построении урока.
– Похоже, ребята получают широкий простор для творчества. Каким ещё принципам Вы следуете в работе?
– Вы правы, они действительно получают возможность заниматься тем, что им интересно, помимо основной деятельности по профильным предметам. Уважение личности ученика для меня превыше всего. Поэтому я ставлю задачи в форме диалога.
Ещё один принцип – мы все здесь работаем в команде. Педагоги ведут различные направления культурной, просветительской, идеологической работы, которые дополняют друг друга, создают тот самый высокий уровень лицея. На это нацелен не только педагогический коллектив, но и службы, обеспечивающие жизнедеятельность учеников. Мы стремимся ценить своих лицеистов, видеть их таланты и создавать благоприятные условия для их развития.
У нас в лицее есть потрясающее мероприятие. Только поступившим ученикам - мы их называем карапузами (смеётся) - предлагаем до конца первой четверти подготовить визитные карточки, чтобы представить себя, ведь дети приезжают из разных регионов нашей страны. Сами учителя тоже готовят визитки. У нас работают преподаватели высочайшего уровня. Есть несколько педагогов, которые работают со дня основания Лицея БГУ! Они носители традиций, передают опыт молодёжи. Кстати, в этом году мы омолодились – взяли двух молодых специалистов. Я смотрю, с каким удовольствием они откликаются, впитывают наши советы, чтобы научиться воспроизводить систему урока физкультуры, созданную, так сказать, патриархами лицея. Кстати, такое звание мне дали дети. Во время эпидемии ковида, когда все носили маски, они устроили голосование и подарили мне маску «Патриарх лицея». Я этим горжусь. Как и тем, что после моих уроков дети аплодируют. Это для меня величайшая награда!
Есть понятие лицейского братства. Бывших лицеистов не бывает. Это большая честь – носить звание ученика Лицея БГУ. А я бы хотел к этому добавить: и звание учителя тоже! Мы, кто работает здесь с самого основания, хотим передать молодым учителям традиции, систему, наши наработки.
– Может быть, у Вас есть особые приёмы, как вдохновить и замотивировать учеников?
– Очень важна способность учителя найти подход к каждому классу. Они могут сильно отличаться друг от друга. Я стараюсь изучить психолого-педагогическую характеристику класса, сотрудничаю с классным руководителем, ведь он может рассказать такие тонкости, которых на уроке не заметишь. Особенно это касается одарённых обучающихся с направлением естественнонаучного или гуманитарного цикла. Вы понимаете, мы видим их со стороны телесности, а классные руководители – со стороны межличностных отношений. А бывает, и родителей привлекаем, с ними тоже важно работать сообща.
Лично я всегда стараюсь входить в зал с улыбкой. Укрепление своего тела я представляю детям как необходимость. Я очень часто использую такую цитату: «Ребята, найдите в мире тот магазин, в котором, даже при наличии огромного количества денег, вы сможете купить здоровье. Его просто нет».
Лет после 25 педагогической деятельности, а у меня она уже подходит к 46 годам, я стал понимать, что воздействие на ученика должно быть не только на уровне развития физических качеств, но также и на уровне эмоциональной, психологической связи «учитель – ученик».
– Вы упомянули, что привлекаете к работе и родителей. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Я сам 30 лет был классным руководителем. В 2019 году лицей окончил мой 15-й выпуск, поэтому я знаю, как важно действовать в связке с родителями. Они формировали ребёнка до 15–16 лет. В период юношества, когда хочется попробовать всё, взаимосвязь «учитель – родитель» ложится в основу педагогической работы. О некоторых индивидуальных особенностях ребёнка, которые просто необходимы для установления контакта, может рассказать только мама или папа. Да и я как учитель, на уроках которого ребята проводят много времени, должен рассказать родителям, как их дети проявляют себя.
На мой взгляд, учителя-практики по непрофильным предметам должны ходить на родительские собрания. И мы ходим! Если ребёнок не может до конца освоить какой-то вид деятельности на физкультуре, то я могу поговорить с родителем один на один.
– В каких проектах Вы участвуете?
– Во-первых, я являюсь заместителем председателя учебно-методического совета учителей-методистов физической культуры и здоровья РЦФВС при Министерстве образования Республики Беларусь. Сегодня в нашей стране 20 таких специалистов, подтвердивших свою квалификацию. Я подумал, что было бы интересно их объединить, чтобы выстраивать стратегическое направление основных методических движений нашего предмета. Ещё на меня возложена обязанность отслеживать тех, кто хотел бы номинироваться на категорию учителя-методиста, – познакомиться с ними до экзамена, посмотреть на их работу. Хочется создать базу методических разработок со всей страны, чтобы и молодые учителя могли ими пользоваться.
Во-вторых, я заместитель председателя общественного объединения «Белорусская федерация ринго». Я отвечаю за контакты с учреждениями образования в Беларуси и за организацию мастер-классов спортсменами федерации.
В-третьих, на протяжении 22 лет я являюсь членом организационного комитета Республиканской летней научно-исследовательской школы одарённых учащихся и учителей по математике, физике, астрономии и информатике. Она проходит ежегодно на базе спортивно-оздоровительного комплекса БГУ «Бригантина» с 13-го по 30-е июля. Ещё зимой, за полгода, мы отбираем учащихся, которые зарабатывают баллы (бонусы) за работу по профильному предмету. Ребята соревнуются, побеждают лучшие из лучших. Периодически кто-то из коллег даёт мне наводку, что есть интересный педагог в том или ином районе. Я стараюсь взять его на карандаш, приехать, установить контакт. Это важное и правильное направление. Несмотря на все хлопоты, мне оно очень нравится! Бывает, такие таланты находятся, настоящие алмазы!
Занимаюсь немного и научно-исследовательской деятельностью. Я имею более 50 научных и методических публикаций, более десятка из них – на международном уровне. Эта деятельность очень востребована, и мне интересна.
– На какую тему Ваши публикации?
– В основном они об организации работы по тем направлениям, о которых я вам сегодня рассказал. По физическому воспитанию – на примере старшей школы.
Я автор ряда международных программ. С Владиславом Ивановичем Столяровым, известным российским учёным, автором более 1400 учебников, книг и монографий, мы совместно подготовили программу гуманистического воспитания молодёжи и привлечения её к активной физкультурно-спортивной деятельности. Недавно я поздравил Столярова с 86-летием.
Есть публикации о том, как работать с детьми специальной медицинской группы, какие методические и организационные возможности необходимо использовать учителям в учреждениях общего среднего образования. Есть также публикации по развитию спортивной игры ринго, которую в 1998 году в Беларусь привёз Иван Иванович Колтун, председатель Федерации ринго, от основателя этой игры Владимижа Стрижевски, известного учёного и спортсмена.
Так как я был классным руководителем, есть работы воспитательного, идеологического направления, в которых я делюсь опытом, как наладить взаимосвязь «учитель – ученик – родитель – администрация».
– Наверное, чтобы быть выдающимся учителем, нужно и самому всю жизнь учиться?
– Однозначно! Вы знаете, я ведь победитель конкурса «Учитель года» Лицея БГУ 1997 года. В тот год я выиграл у таких светил: блестящих математиков, физиков, химиков! Но я смог подать свой предмет с изюминкой. И награда, которую я получил, очень ценна для меня. Тем не менее я на этом никогда не останавливался, постоянно стремился к новому в теории и практике. И это тоже стало частью нашей системы. Сегодня, наверное, проще в космос слетать, чем устроиться на кафедру физвоспитания Лицея БГУ (улыбается). Здесь люди ценят и постоянно совершенствуют свою работу. Шаг за шагом, давая мастер-классы, открытые уроки, готовя публикации, мы идём вперёд.
– Какой совет Вы можете дать молодым учителям?
– Молодым учителям вначале очень тяжело. Советую не бросать профессию, находить общий язык с детьми, ведь в молодости это делать проще. Знаю, учителя в школе не получают больших денег. Главное – проработать первые пять лет, совершенствовать свои качества. Профессионала всегда заметят и оценят администрация, руководство, родители и ученики, тогда откроются новые возможности. Ни в коем случае не разочаровывайтесь, идите вперёд. Если в чём-то сомневаетесь, пишите на электронную почту Александру Ивановичу Метелю (смеётся), я вас буду мотивировать и поддерживать!
ПОЛИНА ЗЕНЬКОВИЧ