Неделя психологического здоровья
Семья и детский сад создают микроклимат, в котором живёт ребёнок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. И очень важно создать в этой среде позитивный настрой, сделать её как можно более поддерживающей, дружелюбной, эмоционально комфортной.
Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье.
Г. Гейне
Неделя психологического здоровья – это акция, которая способствует повышению уровня психологической и коммуникативной культуры, сохранению и укреплению психологического здоровья, самореализации всех участников образовательного процесса. Она заряжает всех эмоциональностью, создаёт атмосферу дружбы, взаимопонимания, поддержки, вселяет веру в успех, помогает раскрыть индивидуальность и неповторимость каждого.
Цель: вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, создание условий для формирования положительной установки, благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы в дошкольном учреждении.
Задачи: сохранить и укрепить психологическое здоровье детей; повысить психологическую компетентность детей, педагогов, родителей; содействовать развитию личности дошкольников; повысить уровень доверия между всеми участниками образовательного процесса.
№ |
Название и содержание мероприятия |
Дата проведения |
Участники |
Девиз: «Эстафета душевного здоровья» |
|||
1 |
Психологическая акция «Цвет дня» (проходит ежедневно в течение недели в каждой группе. Дети, родители и педагоги утром и вечером выбирают цвет, соответствующий их настроению (рисуют цветными карандашами кружочки, на каждый день отводится отдельный лист, дни недели подписаны). По итогам недели анализируется настроение, делается вывод о преобладающем цвете настроения) |
Родители, дети, педагоги |
|
2 |
Психологическая акция для родителей и детей «День объятий и хороших слов» (утром каждый родитель говорит своему ребёнку добрые пожелания, слова любви, обнимает и целует своего малыша) |
Родители, дети |
|
3 |
Минутки релаксации, психогимнастики |
Воспитанники младших групп, педагоги |
|
4 |
Телесно-ориентированные упражнения, дыхательные и релаксационные упражнения |
Воспитанники старших, средних групп, специальных групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи, педагог-психолог |
|
5 |
Занятие с элементами тренинга «Сохрани своё душевное здоровье» |
Педагоги, педагог-психолог |
|
6 |
Шпаргалка для родителей «Психологическая поддержка своих детей» |
Родители |
|
Девиз: «Зеркало души» |
|||
1 |
Психологическая акция «Цвет дня» (дети, родители и педагоги утром и вечером выбирают цвет, соответствующий их настроению) |
|
Родители, дети, педагоги |
2 |
Игровой сеанс «Варим варенье – весёлое настроение» |
|
Воспитанники средних, старших групп, педагог-психолог |
3 |
Игры, упражнения на закрепление основных эмоциональных состояний |
|
Воспитанники средних, старших групп, педагог-психолог |
4 |
Чтение сказки «Колобок» с изменением её окончания в счастливое завершение |
Воспитанники средних, старших групп, педагоги |
|
5 |
«Оживляем Кляксу» (раскрашиваем и оживляем глаза, рот, придумываем имя, дарим кляксе радостную жизнь) |
Воспитанники средних, старших групп, специальных групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи |
|
6 |
Рисунки детей младших групп «Здравствуй, Солнышко» |
|
Воспитанники младших групп, педагоги |
7 |
Конкурс рисунков «Мой ребёнок в лучах солнца» |
|
Родители младших групп |
8 |
Родительское собрание с элементами тренинга «Эмоциональное благополучие – залог здорового ребёнка» |
|
Родители младших групп, педагог-психолог |
Девиз: «Здоровая семья – крепкая семья» |
|||
1 |
Психологическая акция «Цвет дня» |
|
Родители, дети, педагоги |
2 |
Беседа «Моя дружная семья» |
|
Воспитанники средних, старших, специальных групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи, педагоги |
3 |
Выставка рисунков «Моя семья» |
|
Воспитанники средних, старших групп, специальных групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи, педагоги |
4 |
Стенгазета «Семья – цветок, а я в ней лепесток» (совместная работа родителей и детей) |
|
Воспитанники средних, старших групп, родители |
5 |
Акция «Психологические рецепты родителям на каждый день» |
|
Родители |
Девиз: «День дружбы» |
|||
1 |
Психологическая акция «Цвет дня» |
|
Родители, дети, педагоги |
2 |
Психологическая акция для педагогов «День комплиментов» (каждый педагог может подарить комплимент себе, коллеге, выразить его родителям, детям, любому сотруднику сада при встрече) |
Педагоги |
|
3 |
Психологическая акция для детей «День комплиментов» (воспитанники ходят в гости в соседние группы и дарят комплименты) |
Воспитанники, педагоги |
|
4 |
Беседа «Что такое дружба?» |
Воспитанники средних, старших групп, специальных групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи, педагоги |
|
5 |
Игра «Позитивчик» (после беседы делаются конвертики, на лицевой стороне которых дети рисуют автопортрет. В конвертики друг другу дети кладут нарисованные открытки, рисунки) |
Воспитанники старших, средних групп, педагоги |
|
6 |
Игровой сеанс «Я хочу с тобой дружить» |
Воспитанники старших, средних групп, педагог-психолог |
|
7 |
Игровой сеанс «Одинокая звезда» |
|
Воспитанники старших групп |
8 |
Коллективное рисование «Ладошки группы» |
Воспитанники младших групп, педагоги |
|
Девиз: «Здесь вас любят и ждут!» |
|||
1 |
Психологическая акция «Цвет дня» |
Родители, дети, педагоги |
|
2 |
Игровой сеанс «Волшебный шар» |
Воспитанники средних, старших групп, педагог-психолог |
|
3 |
Выставка рисунков «Мой любимый детский сад» |
Воспитанники старших групп, педагоги |
|
4 |
Психологическая акция «Сделай сердечко и загадай желание» (каждый ребёнок уносит домой своё заветное сердечко) |
Воспитанники средних, старших групп, специальных групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи, педагоги |
|
5 |
Психологическая беседка для педагогов «Аптечка для души» |
|
Педагоги, педагог-психолог |
6 |
Анкетирование родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в адаптационный период в группе» |
|
Родители младших групп |
7 |
Психологическая акция «Почта пожеланий и предложений» |
Родители всех групп |
|
8 |
Итоги Недели психологического здоровья (что удалось, обсуждение мнений и пожеланий, рисунков детей); оформление результатов |
Педагоги, педагог-психолог |
Практический материал
Каждое утро в группах начинается с «утреннего круга», в котором проходит приветствие «Поздоровайся улыбкой».
Игровой сеанс «Варим варенье – весёлое настроение».
Цель: сплочение детского коллектива, поднятие общего эмоционального тонуса.
Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки.
И станем всё это варить три минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим ещё свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Заглянем под крышку,
Там у нас не варенье!
Там наше отличное настроение!
По аналогии ведущий предлагает детям «сварить» радость в котелке. «Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?» Если дети затрудняются с ответом, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, весёлая шутка и т. д.)
Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость (технология «Эмоционально-чувственное погружение»).
Игровой сеанс «Я хочу с тобой дружить»
Цель: проявление привязанности, дружелюбия друг к другу, объединение детей, накопление позитивного эмоционального опыта, сплочение коллектива.
Взрослый говорит: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас я научу вас одной интересной игре с клубочком. Когда он попадает к вам, вы обматываете нитку вокруг пальца. Далее у вас будет возможность сообщить нам своё имя и рассказать что-нибудь о себе. Может быть, кто-то из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке или о том, что у него лучше всего получается, или о своем друге, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. Рассказав о себе, вы, не снимая нитку с пальца, передаёте клубок кому захотите. Но есть одно правило: передавая клубок, нужно сказать волшебные слова.
Ведущий начинает игру:
Буду так я говорить:
– Я хочу с тобой дружить!
В руки я клубок возьму, пальчик обмотаю.
А кому его отдам – мы сейчас узнаем…
Передаёт клубок ребёнку со словами: «Буду так я говорить: – Я хочу с тобой дружить!» Далее ребёнок рассказывает о себе, а потом проделывает с клубком то же самое, что и ведущий.
Игра продолжается до тех пор, пока клубок не вернётся к ведущему. Потом детям предлагается закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга: «Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой! Как же это здорово, правда?»
При подведении итогов взрослый спрашивает: «Как вы чувствуете себя сейчас? Трудно ли было рассказывать о себе? Чьи рассказы заинтересовали больше всего?»
Игровой сеанс «Волшебный шар»
Цель: сплочение детского коллектива, поднятие общего эмоционального тонуса.
Взрослый говорит с детьми об их настроении, эмоциях. После беседы предлагается надуть воздушный шар, сложить в него плохое настроение и эмоции (гнев, страх, обиду, ярость и т. д.) и запустить в небо. Тем самым происходит избавление от негативных эмоций.
Занятие с элементами тренинга для педагогов «Сохрани своё душевное здоровье»
Задачи: способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; повысить групповую сплочённость; улучшить эмоциональное состояние педагогов, снять их мышечное и эмоциональное напряжение.
Оборудование: мяч, пластилин, аудиозапись релаксационной музыки.
Ход занятия
Педагог-психолог. Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем занятии! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и – самое главное – выразить друг другу радость встречи.
Упражнение «Чего мы ждём от тренинга? Чего опасаемся?»
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым образом:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся плечами;
3 хлопка – здороваемся спинами.
Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Упражнение «Комплимент»
Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.
Педагог-психолог. Начнём нашу работу с высказывания друг другу добрых комплиментов. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему свой комплимент. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
Конкурс «чувствоведов»
Участники делятся на группы. Каждой группе выдаётся листок с несколькими пиктограммами, обозначающими эмоции. Педагоги должны подписать эмоции.
Упражнение «Танцевально-двигательное» с шариками для пинг-понга
Разбившись по парам, участники тренинга передвигаются под музыку, держа между ладонями шарики для пинг-понга и стараясь не уронить их.
Упражнение «Я такой же, как ты»
Педагог-психолог. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: «Я такой же, как ты, потому что…» Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.
Упражнение «Узнать через прикосновение»
Участники сидят по кругу. Одному из вас нужно выйти в центр круга и закрыть глаза, по желанию кто-то из вас подойдёт к стоящему в центре и положит руки ему на плечи. Стоящий в центре с закрытыми глазами должен будет по прикосновению постараться описать человека, стоящего у него за спиной.
Рисунок «Сюжет» (по Б. Шелби)
Цель: анализировать свои жизненные цели, состояния, суждения.
Инструкция: нарисовать в любой последовательности на одном листке бумаги дерево, дом, дорогу, солнце, забор, пруд, змею. Время – 5 минут. При анализе учитывается размер и расположение элемента в соотношении с другими элементами, как тщательно прорисован и т. д.
Расшифровка:
Дерево – вы как личность, ваша самооценка.
Дом – достижения, отношение к деньгам и другим материальным благамю
Забор – чувство собственного достоинства, личные границы.
Дорога – путь, по которому идёт личность в социальном аспекте (семья, учёба, карьера и т. д.).
Солнце – отношения с отцом.
Озеро – отношения с матерью.
Змея – чувственность.
Упражнение «Все мы чем-то похожи»
Педагог-психолог. Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4 или 5 человек. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет её членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра…», «Любимый цвет каждого из нас – синий» и т. д. У вас пять минут. Победит та группа, которая найдёт и запишет наибольшее количество общих черт.
Упражнение «Театр Кабуки»
Я предлагаю вам поиграть в одну игру, называется она «Театр Кабуки», нам необходимо разделиться на две команды. Разделимся на «Апельсины» и «Лимоны». «Апельсины» встанут по правую руку, а «Лимоны» – по левую. В нашем театре существуют следующие герои – принцесса, дракон, самурай. Каждой команде между собой нужно договориться о том, кого они будут одновременно изображать. Дракон может победить принцессу, принцесса может влюбить в себя самурая, а самурай может победить дракона.
Упражнение «Поиск по руке»
Педагог-психолог. Каждый из вас с закрытыми глазами должен найти самую приятную руку!
Гасится свет, все закрывают глаза, ходят и берут друг друга за руки. Через некоторое время свет включается.
Педагоги обсуждают, ожидали ли они увидеть этого человека, кто как действовал, кто старался выбрать приятную руку, кто старался сделать свою руку приятной.
Релаксация
Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Закройте глаза… Сделайте глубокий вдох, выдох… Представьте, что вы находитесь на крыше девятиэтажного дома. Вам высоко, вы подходите к краю крыши, смотрите вниз, немного кружится голова… Внизу ходят люди, ездят машины. И вот вы прыгаете с крыши вниз. Вы легко, медленно, медленно, спокойно опускаетесь вниз, паря по воздуху, опускаетесь мимо 9-го этажа… 8-го этажа… 7-го этажа… 6-го… 5-го… 4-го… 3-го… 2-го… 1-го… И спокойно, плавно опускаетесь на зелёную лужайку… Делаете глубокий вдох и выдох. Открываете глаза.
Упражнение «Пожелания»
Пожелания пишутся на листочках, сворачиваются, кладутся в шляпу и перемешиваются, а затем каждый участник вытягивает для себя пожелание.
Притча «Как оставаться в хорошем настроении»
– Ты такой мудрый, учитель, – сказал ученик. – Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофелину и мешок.
– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми эту картофелину. Напиши на ней с одной стороны своё имя, с другой – имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи её в мешок.
– И это всё? – недоумённо спросил ученик.
– Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда носить этот мешок с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него по одной картофелине.
Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Мешок ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его было очень неудобно всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, одни картофелины проросли, другие покрылись плесенью и стали издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
– Это невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Посоветуй что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
– То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты этого сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его с собой постоянно. Я дал тебе возможность увидеть этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
Родительское собрание с элементами тренинга «Эмоциональное благополучие – залог здорового ребёнка»
Задачи: раскрыть суть понятия «эмоциональное благополучие», акцентировать внимание на взаимосвязи общения с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребёнка; обучать практическим навыкам эффективного общения; способствовать приобретению родителями практических знаний по созданию благоприятной психологической атмосферы в семье.
Материал: мяч, полоски бумаги с написанными незаконченными фразами, аудиозапись релаксационной музыки, цветные карандаши.
Приветствие
Педагог-психолог предлагает родителям передать друг другу мяч, назвать своё имя и закончить фразу: «Мой ребёнок самый…».
Вступительное слово педагога-психолога
Основную роль в развитии ребёнка играет его эмоциональное благополучие. На настроение и поведение ребёнка большое влияние оказывает психологический климат, в котором он живёт и общается, и прежде всего – его семья и детский сад.
В условиях дошкольного учреждения благоприятный климат в группе проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, высокой степени эмоциональной включённости, взаимопомощи, сопереживания и др. Существенное влияние на эмоционально благоприятную атмосферу в группе оказывает воспитатель, именно он создаёт определённый климат в группе.
А главная задача родителей – создать в семье условия психологического комфорта для ребёнка.
Упражнение «Букет»
Педагог-психолог предлагает участникам закрыть глаза и представить своего ребёнка в виде цветка, после чего поставить его в воображаемую вазу со словами: «Я хочу поставить в вазу…».
Ребенок постоянно держит в голове вопрос, обращённый к родителям: «Любите ли вы меня?» И ответ на этот вопрос содержится в родительском поведении – в ваших словах, поступках, отношении. В отношениях родителей и детей любовь может выражаться на разных языках. Каких? (Ответы родителей.)
Первый способ выражения любви: прикосновения – поцелуи, объятия. Мама, усадив малыша на колени, читает ему сказку. Отец подбрасывает в воздух сынишку, кружит по комнате дочь, и они хохочут от радости. Всё это способы выразить свою любовь через прикосновение. Однако исследования показывают, что многие родители прикасаются к своим детям лишь по необходимости: когда одевают их, переводят через улицу, укладывают в постель. Они словно не понимают, как ребёнку нужна их ласка, они не видят, как просто, пользуясь этим языком, наполнить сердце ребёнка ощущением того, как он нужен, необходим, как его любят.
Именно через прикосновения дети убеждаются, что любимы и нужны. Они как будто подпитываются родительской любовью через телесный контакт. Можно тихонько поглаживать ребёнка по спине, держать за руку, похлопать по плечу, а можно использовать различные телесно-ориентированные игры и упражнения. И сейчас в такие игры мы поиграем.
Психогимнастика «Лепим лицо»
Участники повторяют движения за педагогом:
«Лепим личико» (проводят руками по краю лица);
«Лепим волосики» (нажимают подушечками пальцев на корни волос);
«Лепим бровки» (проводят кончиками пальцев по бровям);
«Лепим глазки» (трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз, моргают глазами);
«Лепим носик» (проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз);
«Лепим ушки» (пощипывают мочки ушей, поглаживают уши);
«Лепим подбородок» (поглаживают подбородок).
Телесно-ориентированное упражнение «Погода»
Участники разбиваются по парам. Один поворачивается к партнёру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала тёплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в тёплое дуновение ветерка, а в конце ласковое тёплое солнышко, согревающее всю землю. По окончании упражнения участники меняются ролями. Каждый участник высказывает своё мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе упражнения.
Второй способ выразить любовь к ребёнку: слова поощрения – похвала, ласковые слова, ободряющие слова, наставления. Если вы хотите, чтобы ребёнок ценил ваши похвалы, чтобы они действительно что-то значили для него, будьте очень внимательны. Не нужно хвалить его слишком часто, иначе слова постепенно утратят всякую силу и смысл. Гораздо лучше похвалить ребёнка, когда он сам доволен сделанным и ждёт похвалы. Необдуманная похвала опасна и по другой причине. Некоторые дети настолько привыкают к ней, что не могут без неё обойтись. Мы любим своих детей, и нам хочется почаще хвалить их. И всё-таки помните: каждая похвала должна быть обоснованной и искренней. Иначе ребёнок поймет, что ему льстят, а возможно, даже решит, что его обманывают.
Третий способ выражения любви: проводить время вместе, отдавая ребёнку всё внимание целиком. Всем нам не хватает времени. Родителям приходится многим жертвовать. Приласкать было бы гораздо легче. Чтобы побыть с ребёнком, возможно, придётся отложить другие дела.
Помните, время – это ваш подарок ребёнку, вы словно говорите ему: «Ты нужен мне. Мне нравится быть с тобой». Тогда ребёнок ощутит, что он нужен, необходим. Он почувствует вашу любовь, так как вы целиком принадлежите ему. Не забывайте, что он – ребёнок, вы должны учитывать уровень его развития, физического и эмоционального. Он учится ползать, вы сидите возле него на полу. Он делает первые шаги, вы идёте рядом. Он возится в песочнице, играет в мячик, вы по-прежнему должны быть с ним. Его мир с годами становится шире: школа, уроки, церковь, спорт, и вы всегда должны идти рядом с ним. Чем ребёнок старше, тем это сложнее.
Четвёртый путь к сердцу ребенка: подарки. Однако подарок становится символом любви лишь тогда, когда ребёнок видит, что родители действительно заботятся о нём. Поэтому говорить только на языке подарков нельзя, необходимо сочетать его с остальными доказательствами. Тогда подарок выражает искреннюю любовь.
Пятый способ выражения любви: «язык помощи». Помогая ребёнку, вы можете воспитать в нём ответственность и трудолюбие. Некоторые родители считают, что ребёнок всё должен делать сам, только так можно воспитать его умелым и самостоятельным. Они забывают, что помощь – это ещё и выражение любви. Когда мы говорим с ребёнком на этом языке, когда мы делаем для него то, чего он сам делать ещё не умеет, мы не только преподаем ему необходимые навыки, мы подаём пример. А значит, он всегда будет готов помочь другому.
Упражнение «Без маски»
Педагог-психолог предлагает родителям поочерёдно вытягивать карточку и продолжить фразу.
Содержание карточек:
В общении с ребёнком мне особенно нравится…
Моему малышу больше всего нравится…
Мой малыш больше всего любит играть с…
Я хороший отец, потому что…
Думаю, сейчас самое важное для моего ребёнка…
Мне хотелось бы, чтобы мой ребёнок…
Если ребёнок не слушается меня, я…
Вместе с ребёнком я люблю…
Меня охватывает радостное чувство, если мой ребёнок…
Медитация-визуализация «Космическое путешествие»
Упражнение проводится под звучание релаксационной музыки.
А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Закройте глаза и представьте себе галактику во Вселенной… Мы видим там потоки звёзд, их неимоверное сияние… И вдруг, как брызги искр, взметнувшись фейерверком, слились они в светящуюся точку… Сейчас мы с вами стали очевидцами того, как зажигаются на небе звёзды…
Когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребёнок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, блеск которой согревает солнце… Это чудо сделало вас родителями… Берегите его… И совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним… Дайте ему свою крепкую руку. Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, её лабиринтами, словно гид. Ведь только вы, родители, являетесь одновременно и тучами, и солнцем для детей… И лишь вам подвластно устранять все «ветряные мельницы» взаимоотношений, с которыми сражается ребёнок, чтобы утвердить себя в своей семье… Полюбите своего малыша, каким бы он ни был. Ведь раз он появился, ваш долг – сделать его счастливым.
Когда я досчитаю до трёх, вы откроете глаза и снова окажетесь в этом зале.
Упражнение «Признание в любви»
Придя домой, подарите слова любви своему ребёнку, которому вы даровали жизнь, может быть, попросите прощения, поблагодарите за что-нибудь.
Рефлексия «Предложения и пожелания для эмоционального благополучия ребёнка в детском саду».
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «АПТЕЧКА ДЛЯ ДУШИ»
Психологический рецепт «Как не сгореть на работе»
- Не позволяйте себе брать работу на дом!
- Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности.
- Прежде чем поставить себе профессиональную цель, подумаёте, насколько её реализация реальна (не слишком ли высока планка).
- Чаще представляйте себе образ успешного, конечного результата вашего труда.
- Используете «паузы» в работе.
- Найдите время для себя – позволяйте себе «лениться» (ежедневно уделяйте СЕБЕ не менее 2 часов).
- Чаще общайтесь с единомышленниками.
- Избегайте ненужной конкуренции.
- Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всём!
- День, проведённый в насыщенном общении, компенсируйте полным одиночеством.
- Наполняйте свою личную жизнь обществом, не связанным с работой.
- Учитесь конструктивному общению, учитесь говорить «НЕТ».
- Поддерживайте физическую форму, занимаясь приятным вам видом спорта.
- Помните – смех продлевает жизнь!
- Будьте оптимистами!
Шпаргалка «Способы снятия нервно-психического напряжения»
- Релаксация – напряжение – релаксация – напряжение и т. д.
- Спортивные занятия.
- Контрастный душ.
- Стирка белья.
- Мытьё посуды.
- Скомкать газету и выбросить её.
- Слепить из газеты свое настроение.
- Громко спеть любимую песню.
- Покричать то громко, то тихо.
- Потанцевать под музыку, причём как спокойную, так и «буйную».
- Смотреть на горящую свечу.
- Вдохнуть глубоко до 10 раз.
- Погулять в лесу, покричать.
- Посчитать зубы языком с внутренней стороны и т. д.
Шпаргалка «Секреты уверенности»
Быть уверенным в себе – это значит:
делать то, что хочешь и когда хочешь;
при сравнении себя с другими не допускать большого разрыва;
не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие;
знать свои права и уметь их отстаивать;
быть настойчивым, добиваясь того, чего хочешь;
уметь сказать «Нет», если нет желания что-либо делать;
позволять себе ошибаться, проигрывать с достоинством;
верить в себя и свои возможности;
действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься;
не компенсировать неуверенность агрессией;
делать комплименты и с благодарностью их принимать;
радоваться новым контактам и уметь поддерживать старые.
Сундучок с позитивом
- Назло неудачам, назло заварухам,
Чтоб ни было с вами – не падайте духом!
- К горькому кофе достань шоколадку,
К горькой минуте – счастливую мысль.
Просто запомни: ВСЁ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.
Просто запомни, что все это ЖИЗНЬ…
- На жизнь рассчитывать наивно,
Она фортуну не пришлёт,
Попробуй мыслить позитивно,
Удача вмиг сама придёт!
- Ты поверь, в огромном мире
Счастье есть, оно придёт!
Знай, тебя удача ждёт,
Только улыбнись пошире!
- Дн м погожим и даже ненастным
Позитивность не стоит терять.
Заручись настроеньем прекрасным,
С ним приятней по жизни шагать!
- Жизнь прекрасна и удивительна! Оглянись вокруг – и ты поймёшь, что живёшь в чудесном мире! Пусть каждое мгновение будет приятным и неповторимым!
- Жизнь создана только для нас. Она неповторима, и, самое главное, она у нас есть! Так зачем же её тратить на обиды и переживания, когда можно радоваться и наслаждаться! Думай позитивно, ведь мысли материальны!
- Мысли только позитивно,
Весело живи, активно!
- Не кладите в утренний кофе вчерашние горестные воспоминания… –
Добавьте сахар сегодняшних радостных надежд!
- Пусть уйдут печаль и грусть
И все проблемы разбегутся!
Надо только им назло
Спокойно улыбнуться!
- Такое чудо – просто жить!
Дышать и ждать, что будет дальше.
Быть выше зла, обиды, фальши.
Прощать, надеяться, любить.
- Пытайся даже в хмурый день найти порхающую радость.
- Не ждите чуда! Чудите сами!
- Чтобы не наступать на одни и те же грабли – пронумеруйте их!
- Пропускайте сквозь пальчики весь негатив, и тогда в ладошках останется лишь радость.
- Хороший слух – это когда слышишь только хорошее.
Корзина советов
Как преодолеть стресс?
- Регулярно высыпайтесь.
- Попробуйте говорить и ходить медленнее.
- Больше гуляйте на свежем воздухе.
- Составляйте список дел на сегодня.
- Ставьте перед собой только реальные цели.
- Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
- Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
- Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
- Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
- Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
- Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
- Знайте свои подъёмы и спады настроения.
- Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
- Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
- Не старайтесь угодить всем – это не реально.
- Помните, что вы не одиноки.
- Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
- Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
- Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
- Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.
НАТАЛЬЯ МУЛИНСКАЯ, педагог-психолог государственного учреждения образования «Детский сад № 31 г. Лиды»