Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста специальной группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Как научить считать дошкольника? Особенно при наличии у него нарушений речи. В работе с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) правильнее всего опираться на их природную любознательность, что позволит увлечь их занимательными играми. И не забывайте: только регулярные занятия закрепляют приобретённые навыки.
Тема: «Счёт в пределах 7, цифра 7» (интеграция образовательных областей «Элементарные математические представления», «Физическая культура»).
Задачи: развивать умение считать количественным и порядковым счётом в пределах 7, формировать представление о структуре и образе цифры 7; развивать умение различать и называть геометрические фигуры; формировать представление о седьмом дне недели – воскресенье, об отношениях между числами, умение пользоваться знаками «>», «<», «=»; формировать математические представления посредством использования игровых упражнений двигательного характера («Зимнее приветствие», «Прыгай и считай», «Дни недели», «По дорожке здоровья»); развивать сенсорные, логические способы познания, активное познавательное отношение к окружающему, любознательность, творческое воображение; воспитывать интерес к математическим характеристикам окружающего мира, терпеливость, аккуратность, культуру рассуждений.
Оборудование: аудиозапись весёлой музыки, изображения персонажей Цифрика и Фигурки, снежинки с цифрами; набор «Персонифицированные фигуры» (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб); учебно-методический комплекс «Мои первые уроки», «Математический калейдоскоп» (И. В. Житко) – модель недели (демонстрационные листы 44, 24, с. 50–51 рабочей тетради); цифра 7, «дорожка здоровья» в виде цифры 7; спортивный инвентарь (скакалки, кегли, кубики) для игры «Спортивная цифра 7», набор геометрических фигур для игры «Прыгай – считай», набор цифр для игры «Дни недели», цифры для игры «Весёлые знаки», суджок-мячи (по количеству детей), ручки.
Ход занятия
Организационный момент
Педагог. Сегодня к нам в гости снова пришли Цифрик и Фигурка. На какое занятие они к нам приходят? (На математику) На улице они встретили своего знакомого снеговика, который передал для вас снежинки с цифрами.
Поздоровайтесь друг с другом разными движениями столько раз, сколько показывает цифра на снежинке:
поприветствуйте друг друга наклоном головы (1 раз0;
хлопните вверху над головой (2 раза);
наклонитесь (3 раза);
попрыгайте на двух ногах (4 раза);
топните правой ногой (5 раз);
топните левой ногой (6 раз).
Расставьте снежинки с цифрами на доске по порядку слева направо.
Выполнив задания, дети садятся на стулья возле доски.
Порядковый счёт
Педагог. Цифрик и Фигурка привели с собой друзей – весёлые геометрические фигуры (показывает набор «Персонифицированные фигуры»).
Назовите их.
Посчитайте и назовите их по порядку слева направо.
Каким по счёту стоит овал? Квадрат? И т. д.
Подвижная игра «Прыгай – считай»»
Педагог. Цифрик и Фигурка приглашают вас поиграть в игру «Прыгай – считай». Вам нужно пропрыгать на двух ногах по определённым фигурам (например, по квадратам) и сосчитать их (один квадрат, два квадрата… семь квадратов).
Выполнив задание, дети садятся на стулья возле доски.
Количественный счёт. Цвета радуги. Дни недели
Работа по учебно-методическому комплексу «Мои первые уроки», «Математический калейдоскоп»: демонстрационный лист 24.
Педагог. Цифрик и Фигурка рассказали мне, что однажды видели необыкновенно красивое и редкое явление – математическую радугу.
Назовите каждый цвет по порядку сверху вниз. (Первый – красный, второй – оранжевый и т. д.)
Сколько цветов у радуги? (Семь)
Педагог. Фигурка радостно запела:
Я на радугу-дугу
любоваться побегу.
Семицветную, цветную
в небе я подстерегу.
Е. Благинина
Почему Фигурка назвала радугу семицветной?
Педагог. Песенку Фигурки поддержали снегири.
Посчитайте, сколько снегирей сидит на проводах. (Один снегирь, два снегиря… семь снегирей)
Педагог. Снегири сидели на проводах, держали в клювах зёрнышки, увидели радугу, засмотрелись на неё и выронили зёрнышки на снег. Но зёрнышки не пропали. Их нашли друзья Цифрика и Фигурки – дни недели. На этой картинке дни недели изображены в виде детей.
Найдите на картинке первый день недели. Как он называется? (Понедельник) Как вы догадались? Назовите геометрическую фигуру, которая изображена у него на курточке.
Найдите второй день недели. Как вы догадались, что это второй день? Назовите его. Назовите геометрическую фигуру у него на курточке. И т. д.
Педагог. Седьмой день недели называется воскресенье. Про этот день есть стихотворение:
День хороший воскресенье:
целый день одно веселье.
Можно долго нам гулять,
маме дома помогать.
Педагог. Воскресенье – выходной день. Он обозначен на схеме недели красным цветом (модель недели, демонстрационный лист 44).
Назовите ещё раз по порядку дни недели. (Первый – понедельник, второй – вторник…)
Какой день недели перед воскресеньем? А сегодня какой день недели? А какой будет завтра?
Подвижная игра «Дни недели»
Педагог. Вам необходимо выполнить прыжки на одной ноге (кто не может – на двух) по цифрам от 1 до 7, называя по порядку дни недели: понедельник, вторник…
Формирование представления об образе цифры 7
Педагог. Подойдите к доске, станьте полукругом. Давайте вспомним:
Сколько цветов у радуги?
Сколько птиц сидело на проводах?
Сколько дней недели?
Педагог. Число 7 можно обозначить специальным знаком – цифрой 7 (показ цифры 7).
Из скольких элементов состоит цифра 7? (Из двух) У цифры 7 одна длинная наклонная палочка и одна короткая вверху без наклона.
На что похожа цифра 7?
Покажите цифру 7 при помощи пальцев и рук.
«Дорожка здоровья»
Педагог. Цифрик и Фигурка предлагают вам пройти по «дорожке здоровья».
В виде какой цифры она выложена? (7)
Выполнив задание, дети садятся на стулья возле доски.
Пальчиковая гимнастика с суджок-мячом
Один, лва, три, четыре, пять (движения мячом по ладошке) –
вышел мячик погулять,
стал фигуры рисовать.
Рисовал он треугольник («рисуют» геометрические фигуры мячиком на ладошке),
круг, овал, прямоугольник.
Надоело рисовать,
стал он цифру 7 писать («пишут» цифру 7 мячиком на ладошке).
Выполнив задание, дети садятся за столики.
Работа в тетрадях
Педагог. Давайте вспомним правила работы за столом:
Ноги на месте,
руки на месте,
спинка прямая –
писать начинаем.
Соедините точки одной линией – и у вас получится цифра 7.
Продолжите рисовать цифру 7 из снежинок.
Игра «Весёлые знаки»
Педагог. Цифрик и Фигурка спрашивают, что это за знаки. Вспомним, в сторону какого числа открывает свой клювик птичка. (Ответы детей.) Цифрик и Фигурка предлагают поиграть.
Под звучание ритмичной музыки дети выполняют определённые танцевальные движения (приседания, наклоны в стороны, прыжки с хлопками над головой, бег на месте, ходьба), педагог командует: «Вокруг себя повернись, в математические знаки превратись!» Музыка замолкает, дети занимают места между цифрами, изобразив знак «>», «<» или «=».
Игра «Спортивная цифра 7»
Педагог. Цифрик и Фигурка хотят, чтобы вы выложили цифру 7 из спортивного инвентаря.
Воспитанникам предлагаются скакалки, кегли, кубики.
Подведение итогов занятия. Рефлексия
С какой цифрой мы сегодня познакомились?
Какая игра вам больше всего понравилась?
Какое задание вам было выполнять труднее всего?
АННА БОТВИН, учитель-дефектолог первой квалификационной категории ГУО «Детский сад № 6 г. Волковыска»