Упражнения для детей от 2 до 6 лет с особенностями психофизического развития
Запросы родителей показывают высокую частоту встречаемости неговорящих детей. В такую группу входят дети с задержкой развития речи, алалией, дизартрией, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития. О работе с такими детьми и пойдёт речь в статье.
Частый запрос родителей: «Как разговорить ребёнка?» Система игровых двигательных упражнений, в которых движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слогов, слов, звуков), будет способствовать развитию речи и коммуникативных навыков у детей раннего возраста с задержкой речевого развития, снятию напряжённости и монотонности речи у детей с дизартрией.
В работе с детьми раннего возраста с помощью игровых ритмичных упражнений на балансире в сопровождении ритмичных текстов, стихов можно успешно решать задачи развития пространственного, слухового, зрительного восприятия, общей и мелкой моторики, физиологического дыхания, чувства равновесия, формирования психомоторных функций. При выполнении таких упражнений происходит стимуляция мозжечка – отдела мозга, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия. Участвует мозжечок и в формировании процессов речи, мышления, памяти, внимания.
И. п. – стойка перед балансиром: ноги на ширине плеч, руки опущены. Встать на балансир, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты.
На весенних качелях
На качелях мы качались (раскачивающие движения ногами),
солнцу в небе улыбались (руки медленно поднимаются вверх)!
Солнышку лучистому в небе улыбались (руки подняты, шевелим пальцами)…
А цветочки распускались (руки опускаем).
К солнцу тянутся тюльпаны,
розы, яркие пионы (руки со сжатыми кулачками поднимаются вверх),
распускаются бутоны (руки расходятся в стороны, описывают круг)…
Рады-рады все вокруг,
что цветочки так растут (руки опускаются, губы растянуты в улыбке)!
Самолёт
Сядем, сядем в самолёт (приседаем на балансире)
и отправимся в полёт (встаём, раскачивающие движения ногами).
Пилот мотор умело запускает (раскачивающие движения ногами) –
и самолётик наш взлетает (разводим руки в стороны)!
Правое крыло вперёд (вытягиваем правую руку вперёд),
левое крыло вперёд (левую руку вперёд) –
полетел наш самолёт (руки в стороны)!
Мы в окошечко глядим (подносим руку ко лбу – смотрим вдаль),
птицей по небу летим (руки в стороны, производим ими махи).
Зимние забавы
Встанем, встанем на коньки (стоя на балансире, ноги на ширине плеч)!
Поиграем мы в снежки (делаем бросательные движения руками)!
Вот играли так играли (хлопки в ладоши),
маму с папой удивляли (хлопки в ладоши)!
В санки сядем, с горки – ух (приседаем на балансире),
чтоб захватывало дух!
И на лыжах побежали (стоя на балансире, делаем перекаты с одной ноги на другую) –
зиму снежную встречали (хлопки в ладоши)!
Лодочка
Наша лодочка плывёт (перекаты с одной ноги на другую),
по волнам её несёт (приседаем на балансире).
Мы лягушек увидали (руку ко лбу – смотрим вдаль),
вместе с ними поскакали (перекаты с одной ноги на другую).
Бабочка к нам прилетала (махи руками будто крылышками),
крылышками помахала (махи руками будто крылышками).
Морское путешествие
На корабле по океану,
плывём мы вместе с капитаном (раскачивающие движения ногами).
Качают волны наш корабль (раскачивающие движения ногами)…
Бинокль капитан берёт (руку ко лбу – смотрим вдаль) –
видит землю! Нам везёт (хлопки в ладоши)!
Морская черепаха
Ох-ох-ох, ах-ах-ах –
как здесь много черепах (изображаем удивление: руки у лица, качаем головой из стороны в сторону)!
Ты поближе подойди (приглашающие движения руками),
черепашек рассмотри (раскачивающие движения ногами).
Сверху панцирь – крепкий дом (покачиваясь на балансире, поднимаем руки в замке над головой).
Тихо и удобно в нём (обнимаем себя руками за плечи).
Напугаешь черепашку –
в домик спрячется бедняжка (прикрываем руками глаза).
Ласты плавать помогают (соединив пальцы рук, вытягиваем руки вперёд) –
загребают, загребают (гребущие движения спереди назад).
Мороз
Вышел погулять Мороз (раскачивающие движения ногами) –
Топ-топ! Топ-топ (2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям)!
Белые узоры на окошки нам нанёс –
У-у-у (губы вытягиваем трубочкой, звук «У» произносим на длительном выдохе)!
Ух и красота: снежные тропинки,
белые кусты, голубые льдинки (раскачивающие движения ногами)!
Ух-ух! Ух-ух (2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям)!
Тихо падают снежинки (движения руками вниз перед собой),
на ладошку опускаясь (протягиваем ладони, разводим их в стороны), –
Кап-кап-кап (медленно опускаем руки)!
Снегири
В белые метели (4 хлопка руками по бёдрам)
утром прилетели (4 хлопка руками по плечам)
стайкой снегири (4 наклона головы в каждую сторону).
Вот на веточке они (указывающее движение рукой)
в красных майках, посмотри (касаемся руками плеч)!
Распушили пёрышки (потряхивание руками),
греются на солнышке (хлопки по бёдрам),
вертят-вертят головой (повороты головы) –
полюбуйся красотой!
Сова
На сосне живёт сова (раскачивающие движения ногами) –
Ух! Ух! Ух (хлопки по бёдрам)!
На ветвях сидит она (садимся на корточки на балансире) –
Ух! Ух! Ух (хлопки по бёдрам)!
«Ночью я не буду спать (прикрываем глаза) –
Ух! Ух! Ух (хлопки по бёдрам)!
Мышек буду я искать (повороты головы) –
Ух! Ух! Ух (хлопки по бёдрам)!
И над деревцем летать (тянемся руками вверх) –
Ух! Ух! Ух (хлопки по бёдрам)!»
Зайка
В огороде скачет зайка (поднимаем руки над головой изображая уши зайки).
Ой, смотри: идёт хозяйка (раскачивающие движения ногами)!
Ты морковку потяни (имитация тянущих движений руками)
да в лесок скорей беги (раскачивающие движения ногами)!
Мишка
(выполняется на ортоковрике)
Мишка по лесу ходил (имитируем ходьбу медведя: «топаем» вперевалку)
и корзинку уронил (руки бросаем вниз).
Укатились все малинки (кружимся),
все малинки из корзинки.
Ты под кустик погляди (приседаем)
да малинки собери (имитация сбора ягод).
ОЛЬГА ШЕРШЕНЬ, учитель-дефектолог ранней комплексной помощи УО «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»