МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

«Здоровые дети — здоровая нация!»

.

.

.
МЕНЮ

Неделя информационной безопасности

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс, с одной стороны, предоставляет учащимся новые возможности, а с другой – порождает проблемы, связанные не только с обеспечением качества образования и поддержанием мотивации к обучению, но и с информационной безопасностью. На наш взгляд, эффективно организовать воспитательную и образовательную работу в учебном заведении, занять учащихся общественно значимой деятельностью и при этом обеспечить информационную безопасность позволяет тематическая неделя.

Современное информационное пространство предоставляет нам доступ к огромному количеству информации, которая способна помочь в различных сферах жизни, позволяет общаться на расстоянии и обмениваться идеями, знаниями и опытом. Вместе с тем мы может столкнуться с киберпреступностью, дезинформацией, нарушением конфиденциальности и другими онлайн-угрозами. Особенно беззащитны в таких ситуациях дети. Статистика показывает, что они часто становятся объектами киберзапугивания, мошенничества и распространения неприемлемого контента. Поэтому важно учить детей основам информационной безопасности, повышать их осведомлённость об угрозах, с которыми они могут столкнуться в интернете, показывать, как безопасно использовать информационную среду.

Эти цели достигаются как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности. Высокую эффективность показала такая форма работы, как тематическая неделя. Неделя информационной безопасности позволяет совместить различные формы работы во время уроков и внеклассной деятельности, направленные на обучение учащихся основам безопасного пользования медиаконтентом.

В рамках Недели информационной безопасности проводятся различные мероприятия, участие в которых даёт школьникам возможность расширить свои знания, приобрести навыки безопасного поведения, развить интерес к сфере IT, а также стимулирует сотрудничество между учащимися и педагогами. Для учителей тематическая неделя является возможностью продемонстрировать свой профессиональный уровень во время открытых уроков, обменяться опытом и развить профессиональные навыки в области информационной безопасности.

Цель: формирование навыков грамотного, безопасного и ответственного поведения в информационном пространстве.

Задачи: обучать учащихся основам информационной безопасности, прививать понимание важности конфиденциальности, целостности и доступности данных, а также правилам поведения в медиапространстве, таким как уважение к авторскому праву, недопустимость распространения неприемлемого контента и т. д.; повышать осведомленность о возможных угрозах и киберугрозах, а также о методах противодействия им; развивать навыки критического мышления и умения решать проблемы для предотвращения различных видов киберагрессии; формировать культуру безопасного поведения в информационном пространстве, включая использование безопасных паролей, установку антивирусного ПО и т. п.

Содержание Недели информационной безопасности включает четыре ключевых аспекта.

  1. Правовое обеспечение информационной безопасности учащихся. Мероприятия в рамках этого направления расширяют знания о защите личной информационной среды на основе законодательства и правовых норм.
  2. Техническое и программное обеспечение информационной безопасности. Предлагаемые мероприятия направлены на обучение учащихся правильному использованию программного обеспечения, препятствующему нанесению материального и морального ущерба личной информации, и соблюдению правил информационной безопасности.
  3. Психологическая безопасность личности в информационном обществе. Это направление включает мероприятия по формированию у учащихся навыков критического мышления и умения отличать достоверную информацию от недостоверной, обучению правилам общения в информационном пространстве и способам защиты от кибербуллинга или других форм психологического насилия, развитию у учащихся умений и навыков саморегуляции и противодействия стрессовым ситуациям, которые могут возникнуть в медиасреде.
  4. Культура информационной безопасности учащихся. Мероприятия в рамках этого аспекта призваны формировать у учащихся культуры безопасности, ответственности за осуществленные действия в информационном пространстве, укреплять духовно-нравственные ценности и патриотизма.

Организация Недели информационной безопасности включает несколько этапов.

На этапе подготовки определяются цели и задачи, планируются мероприятия, выбирается состав участников. Это создаёт условия для вовлечения в предстоящее мероприятие максимального количества заинтересованных участников. Организационный комитет активно сотрудничает с учениками и классными руководителями для создания детального плана мероприятий, который включает в себя перечень действий до и во время тематической недели. Чтобы активизировать внимание участников, проводится рекламная кампания предстоящих событий с использованием информационных стендов, сайта и телеграм-канала учреждения образования. Это способствует расширению аудитории мероприятия и привлечению большего количества участников.

На основном этапе реализуются мероприятия недели согласно утвержденному плану. Учащиеся день за днём изучают материалы, размещённые на информационном ресурсе, следят за анонсами мероприятий и обновлениями, активно вовлекаются в деятельность и творчество.

На заключительном этапе подводятся итоги проделанной работы, выявляются самые активные участники мероприятий, победители интернет-конкурсов.

Этап рефлексии позволяет обсудить опыт и мнения, обменяться полученными знаниями и навыками, выявить успешные и неудачные моменты и понять, что нужно учесть при планировании дальнейшей работы.

План мероприятий (см. приложение) включает в себя разнообразные традиционные и инновационные формы образовательной и творческой деятельности: уроки информационной безопасности, лектории, онлайн-викторины, фотокросс, конкурсно-игровые программы, квесты, флешмобы, встречи с сотрудниками межведомственных организаций и многое другое. Многообразие видов деятельности позволяет вовлечь в это событие каждого ребёнка и предоставляет учащимся возможность выбрать себе занятие по интересам и предпочтениям.

Ключевым методом, который использовался при организации мероприятий в рамках тематической недели, стал метод образовательных событий, предполагающий включение учащихся в практическую деятельность с первого дня благодаря участию в создании и наполнении информационного ресурса Недели информационной безопасности -- сайта «КиберДети». На сайте освещался ход событий тематической недели, анонсировались предстоящие мероприятия, размещались полезные ссылки для самостоятельного изучения информации, организовывались онлайн-мероприятия. Для ориентации на сайте был придуман герой Логобот, вместе с которым учащиеся каждый день узнавали что-то новое о психологической безопасности, нравственном и этическом контроле в медиапространстве, техническом и программном обеспечении информационной безопасности.

В течение всей Недели информационной безопасности учащиеся, а также педагоги и законные представители могли стать участниками онлайн-марафона «ЛогосNET», чтобы познакомиться с основными правилами безопасности в медапространстве и научиться применять их на практике. В рамках онлайн-марафона участники получали знания о том, как защитить свои данные в инфопространстве, как распознавать фишинговые атаки и как противостоять кибербуллингу, а также могли обмениваться собственным опытом и знаниями в этой области, что помогло создать сообщество людей, заботящихся о своей цифровой безопасности.

Гимназисты активно участвовали и в фотокроссе «Чтобы я делал, если бы не было сети Интернет?!». Для этого нужно было предоставить фотографию, которая показывала бы, чем можно заниматься без интернета. Фотокросс позволил привлечь внимание к проблеме зависимости от сети Интернет и медиапространства в целом. Участники фотокросса убедились, что лучший способ избавиться от информационной зависимости – это вернуться к реальной жизни: чаще выезжать на природу, встречаться с друзьями, посещать различные мероприятия, заниматься спортом, вспомнить о давно забытом хобби, прочитать интересную книгу и т. д.

Учащихся средних и старших классов привлёк флешмоб «Мы за БЕЗопасный интернет!». Чтобы продемонстрировать собственное отношение к вопросам информационной безопасности и выразить своё мнение о различных угрозах, которые могут возникнуть в интернете, участники флешмоба использовали специальный стикер.

Из старшеклассников была организована лекторская группа. Её участники делились своими знаниями на разные темы информационной безопасности с учениками II–VIII классов, в простой и доступной форме рассказывая, как создавать безопасные пароли, совершать безопасные онлайн-покупки, предотвращать мошенничество в электронной коммерции, обеспечить свою безопасность вовремя онлайн-игр, что такое онлайн-этикет, цифровые следы и многое другое. Это помогло укрепить связи между учениками разных возрастов и создать в гимназии атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.

Опыт проведения Недели информационной безопасности показал, что наиболее эффективный способ защитить несовершеннолетних от угроз в информационном пространстве – это научить их самостоятельно оценивать надёжность информации. Самый действенный фильтр, который может оградить ребёнка от опасностей и решить множество проблем, – это его собственное критическое мышление, умение отличать хорошее от плохого. А задача педагога – помочь этому фильтру работать правильно.

 МАРИНА ВАНСОВИЧ, заместитель директора по учебно-методической работе ГУО «Вилейская гимназия № 1 “Логос”», педагог высшей квалификационной категории

Литература

Соколова, С. Н. Безопасность человека в информационном обществе и гибридная реальность / С. Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Сер. общественных и гуманитарных наук. – 2020. – № 1. – С. 94–101.

Соколова, С. Н. Духовная безопасность общества и культура современной личности / С. Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Сер. общественных и гуманитарных наук. – 2017. – № 1. – С. 48–56.

Научно-методический журнал «Здоровый образ жизни»

220070, г.Минск,
ул. Кальварийская, 25, офис 603

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 270 16 86

Журнал в социальных сетях

     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.