МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

«Здоровые дети — здоровая нация!»

.

.

.
МЕНЮ

Информационная среда: безопасность и психологический комфорт

Занятие с элементами тренинга для учащихся IX-XI классов

Важным аспектом информационной безопасности является безопасность психологическая. Познакомить учащихся и с этим понятием и показать, как оно связано с личными границами, можно в ходе тренинга.

Цель: повышение уровня компетентности учащихся в вопросах информационной и психологической безопасности в современном обществе.

Задачи: познакомить с понятиями «психологическая безопасность», «личные границы»; способствовать осознанию правил безопасного поведения в информационном пространстве; развивать навыки критического мышления; формировать культуру безопасного поведения в информационном пространстве.

Ход занятия

  1. I. Организационно-мотивационный этап

Приветствие «Здравствуйте, это Я!»

Цель: создание благоприятного настроя на продуктивную деятельность.

Ведущий. Давайте поздороваемся друг с другом, произнося по очереди фразу: «Здравствуйте, это Я!»

Лекция-беседа по теме занятия

Цель: расширение знаний о понятии «безопасность».

Безопасность – это состояние защищённости (от последствий воздействия на ваше тело, психику, ваших близких, ваше имущество, ваши отношения).

Информационная безопасность – это состояние защищённости отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «здоровье» и «угроза». Само содержание психологической безопасности означает отсутствие угроз (опасности) для психического здоровья или надёжную защиту от них. Таким образом, психологическая безопасность – это состояние сохранности психики человека, сохранение целостности личности, устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение выстраивать психологически безопасные отношения), а также возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз, созданию защищённости от проявлений психологического насилия во взаимодействии.

  1. II. Операционно-познавательный этап

Ведущий. Вы, конечно, знаете, что вас и ваших сверстников часто называют «поколением быстрых кнопок», «цифровым поколением». И уж точно знаете почему. Информационная среда – ваш привычный мир, такое удобное и логичное жизненное пространство. Интернет стал для вас незаменимым помощником в учёбе и развлечениях. Здесь вы находите много нужной и важной информации, можете общаться с друзьями, даже находящимися даже на другом конце Земли. НО ВСЕГДА ЛИ ИНТЕРНЕТ – ЭТО БЕЗОПАСНО? Злоумышленники могут использовать медиапространство для распространения информации, опасной для вашего здоровья, развития и даже жизни!

Мозговой штурм «Что создаёт угрозу для вашей безопасности?»

Цель: развитие навыков критического мышления.

Угроза для вашей безопасности существует:

  • когда ситуация вызывает у вас негативные переживания, порождает тревогу и страх, приводит к ощущению беспомощности, наводит на мысли о невозможности изменить ситуацию;
  • когда вас вовлекают в опасные группы и сообщества, в незаконную деятельность;
  • когда нарушаются ваши права на благополучие и защиту.

Ведущий. Подобные ситуации могут возникать как в реальном мире, так и в медиапространстве.

Упражнение «Калейдоскоп вопросов»

Цель: осознание угроз в информационном пространстве.

Назовите причины, по которым вы обращаетесь к медиаресурсам.

Общаетесь ли вы в интернете с незнакомцами?

Был ли у вас какой-либо неприятный случай, связанный с общением в информационном пространстве?

Считаете ли вы, что медиапространство – это свободная среда, в которой по своему усмотрению можно делать всё что пожелаешь?

Как вы считаете, опасно ли инфопространство для вашего физического и психического здоровья?

Как вы думаете, какие личные границы у нас существуют и как люди могут их нарушать?

Ведущий. Существует три основных типа личных границ: физические, психологические, социальные.

Творческая мастерская «Я и мир вокруг меня»

Цель: осознание собственных психологических границ и способов взаимодействия с окружающим миром путём изобразительной деятельности.

Ведущий просит участников взять лист бумаги и, оставив середину пустой, нарисовать всё, что окружает их в жизни, с кем им приходится общаться, с чем взаимодействовать, то есть их социальный мир. Затем в центре каждый учащийся изображает себя.

Анализ рисунков:

  • Нравится ли вам ваш рисунок?
  • Что из нарисованного наиболее важно?
  • Есть ли разделяющая граница между вами и миром?
  • Как происходит взаимодействие с нарисованным окружением?
  • Где проходит граница личного пространства? Имеет ли кто-нибудь право нарушать эту границу?
  • Кого вы можете пустить на более близкое расстояние в вашем личном пространстве?

Коучинг «Мой круг»

Цель: развитие умений определять и сохранять личные границы.

Ведущий. Личные границы есть у каждого из нас. Когда мы взаимодействуем с окружающим миром, взаимодействуют и наши границы. Иногда наши границы нарушают другие люди, нередко мы сами переходим чью-то черту. В этих случаях могут возникнуть конфликты.

Личные границы – это физические, эмоциональные и психологические ограничения, которые каждый человек устанавливает вокруг себя, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Они определяют, какое поведение или воздействие со стороны других людей является приемлемым, а какое нет. Личные границы помогают определить свою индивидуальность, защитить свои права и сохранить свою частную жизнь.

Круг «Я» – первый и самый главный круг. Я – это моё тело, душа, мои чувства, моя личность. Моё тело принадлежит только мне, и только я решаю, кто может находиться близко ко мне. Никто не должен и не может, например, притрагиваться ко мне без моего разрешения, даже если это близкий человек (мама, папа, дедушка, бабушка и т. п.). Если мне это неприятно, я не должен стесняться сказать об этом, я могу и должен сказать «стоп», «нет»! Никто не должен бить меня или угрожать мне, никто не может кричать на меня или оскорблять, обижать, причинять мне боль. Если такое происходит, я должен рассказать об этом тем, кому доверяю.

Круг «Семья» – это мама, папа, брат, сестрёнка, бабушка, дедушка, то есть все те, кто живёт со мной в одном доме, и те, кого я люблю, уважаю, кому доверяю. Однако даже те люди, которых я люблю и уважаю, не могут нарушать границу моего круга «Я», если мне этого не хочется. И я тоже должен понимать, что у каждого моего любимого, близкого человека есть такой же круг «Я», в который он может допускать других, только если ему этого хочется.

Круг «Друзья» – это те люди, которые не живут вместе со мной, но с кем мне нравится общаться и проводить время, кто бывает в моём доме и в чьих домах бываю я. Друзья очень важны: с ними можно играть, делиться секретами, веселиться, отдыхать. Но дружба всегда должна основываться на уважении и доверии. А если тот, кого я считаю своим другом, позволяет себе смеяться надо мной, унижать меня, – то это плохой друг! Никто не имеет права смеяться надо мной! Даже дружба не даёт такого права никому!

Круг «Знакомые» – это люди, которых я знаю (виделся где-то раньше или нас кто-то познакомил). Возможно, это кто-то из школы – я знаю, как его зовут, но я не знаю, что он за человек. Мы вежливо здороваемся при встрече и иногда останавливаемся немного поболтать. Но я не впускаю этих людей в своё личное пространство, не рассказываю им подробно о своей жизни и не выпытываю подробностей их жизни. Мы говорим только о каких-то общих, не слишком личных вещах.

Круг «Профессиональные помощники» – это врачи, учителя, служащие, то есть все те, чья работа связана с помощью людям. Они могут помочь мне в определённых ситуациях, когда требуется их помощь.

Круг «Незнакомцы» – это те люди, которых я не знаю совсем (ни как их зовут, ни кто они такие). Даже если эти люди говорят, что знают меня или моих родителей, для меня они незнакомцы, если я никогда в жизни не видел их до этого или видел пару раз. «Незнакомец» не значит «плохой» или «злой» человек, но всё равно я не обязан доверять незнакомцам и не должен ничего рассказывать им о себе или своей семье, доме, друзьях. Повторите сто раз: «Если мне что-то не нравится, если мне плохо или некомфортно, я должен сказать “нет”, “стоп” и не должен бояться это сделать!»

Ведущий. Установление личных границ является важным аспектом безопасности детей в современном мире. Необходимо развивать навыки установления и защиты личных границ, чтобы вы могли чувствовать себя комфортно, защищённо и уверенно во взаимодействии с другими людьми. Это даст вам основу для здорового развития, эмоционального благополучия и научит устанавливать здоровые отношения в своей жизни.

  1. III. Заключительный этап

Рефлексия «Высказывание по кругу»

Цель: подведение итогов, закрепление знаний.

Участники по кругу составляют правила безопасного поведения в информационном пространстве и обществе, используя опорные слова и выражения:

Помни о…

Позаботься о…

Никогда не…

Всегда…

Думай о…

Обрати внимание на…

Постарайся…

Посоветуйся с…

Узнай о…

Не забудь…

Ни в коем случае не…

Сделай…

ЕЛЕНА ПЯТНИЦКАЯ

Научно-методический журнал «Здоровый образ жизни»

220070, г.Минск,
ул. Кальварийская, 25, офис 603

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 270 16 86

Журнал в социальных сетях