МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

«Здоровые дети — здоровая нация!»

.

.

.
МЕНЮ

«А у нас во дворе…»

Методические рекомендации для организации Дня подвижных игр

В то время, когда телевизоры, даже чёрно-белые, были не в каждой семье, детвора весь день проводила на улице, играя в прятки, казаков-разбойников, вышибалы, пикера и др. Да, бабушки и дедушки сегодняшних младших школьников весело и задорно проводили свободное время со сверстниками, заручившись дружбой с физкультурой, а не с гаджетами. Предлагаем вспомнить некоторые из популярных тогда подвижных игр.

Предлагаемые игры актуальны как во время учебного года, так и в каникулярный период. Их можно использовать при организации шестого школьного дня, на переменах, уроках физической культуры, в объединениях по интересам, группах продлённого дня и т. д. Каждая игра способствует решению образовательных, воспитательных задач, а также развитию определённых физических качеств. Часть игр может использоваться всеми учащимися, некоторые – только с учётом медицинских противопоказаний.

Следует помнить: каждое спортивное мероприятие начинается с построения, разминки, озвучивания правил безопасного выполнения заданий, объяснения заданий. В данной разработке добавляется определение ответственных на станциях. Смена игроков на станциях проводится по свистку руководителя. Победитель определяется на каждой станции.

Адресность: учащиеся начальной школы.

Руководитель: учитель, воспитатель, помощники из старших классов.

Метод проведения: круговая тренировка.

Пропускная способность станции: 5–6 человек.

Станция 1. «Я знаю пять имён девочек (мальчиков)»

Классический вариант игры: каждый из играющих поочерёдно называет имена либо девочек, либо мальчиков, при этом набивая мяч на месте или в движении.

Игру можно проводить по парам. Партнёры соревнуются между собой, демонстрируя свои познания в различных областях знаний и сферах жизни, начиная с перечисления имён девочек, мальчиков. Далее один из игроков выбирает тему, например «Мир кино». Его партнер берёт мяч и, набивая его рукой, проговаривает: «Я знаю пять названий мультфильмов: “Маша и Медведь” – раз, “Ну, погоди!” – два» и т. д.

Названия следует перечислять без остановок. Как только игрок сбился, в игру вступает его партнёр и продолжает это же задание или ему предлагается новое.

Задания могут включать различные темы, в том числе перечисление слов на иностранном языке, изучаемом в школе.

Вариант игры: игру можно проводить без использования мяча. Определяется линия старта и финиша, руководитель озвучивает тему, например «Меню». Между игроками определяется очерёдность выполнения задания, которое заключается в следующем: из предложенной темы сам игрок или руководитель выбирает слово, например «компот». На старт становится первый участник и идёт по направлению к линии финиша, озвучивая на каждый шаг слова, которые определяют, что должно быть в наличии, чтобы приготовить компот (газ, кастрюля, ягоды, фрукты, сахар, вода и т. д.). Если участник сбился и не знает, что сказать, он прекращает движение и выходит из игры, а на линию старта становится следующий участник, но с другим заданием по этой же теме.

Если игрок не дошёл до финиша, его результат тоже засчитывается. Победитель – тот, кто проговорил больше всего слов за время движения.

Счёт словам ведут участники, которые ждут своей очереди.

Станция 2. «Кузнечик»

Для игры нужен мяч и глухая стена. До начала игры на стене на определённом расстоянии одна над другой чертятся три линии, которые определяют три уровня сложности игры. Чем выше линия, тем уровень сложности выше.

Игра начинается с первого уровня. Участники выстраиваются в ряд или в колонну на линии старта, определяется их очерёдность выполнения задания. Первый игрок бросает мяч в стену на уровне первой линии, не ниже. Мяч, отскочив от стены, ударяется о землю, и в этот момент игрок перепрыгивает через него. Если всё получилось, ему присуждается первая буква от слова «кузнечик». Он продолжает игру, но уже на уровень выше.

Те игроки, которые удачно прошли все три уровня, отходят на один-два шага назад и выполняют задание, начиная с первого уровня, продолжая собирать недостающие буквы, составляющие слово «кузнечик».

Победитель – тот игрок, который собрал быстрее всех слово «кузнечик».

В том случае если победитель не определён по окончании второго этапа, игра продолжается с усложненным заданием: можно бросать мяч из-за головы, или из-под ноги, или ударом ногой. В этом случае можно по решению руководителя придерживаться или не придерживаться уровней.

Станция 3. «Десяточки»

В игре участвуют как девочки, так и мальчики. Каждый игрок по очереди должен пройти 10 уровней прыжков на скакалке, начиная с десяти на первом уровне и заканчивая одним на последнем.

Первый уровень проходят все. Тот, кто его не прошёл, выходит из игры, а остальные продолжают задание. Победитель – тот, кто прошёл все уровни.

Вариант игры: чтобы не было простоя в игре, участники не выходят из игры, а продолжают прыжки, проходя каждый уровень, при этом суммируя количество результативных прыжков.

Если участники пройдут все уровни без ошибок, то они выполнят 55 прыжков за игру.

Победитель в данном варианте игры – это тот игрок, у кого лучший результат.

Уровни прыжков:

десять – перекаты с пяток на носки с прокрутом скакалки вперёд;

девять – прыжки на месте на двух ногах;

восемь – прыжки на месте с выбросом ног вперёд;

семь – прыжки на месте ноги врозь;

шесть – прыжки на двух ногах вперёд;

пять – прыжки на месте с хлопком ног одна о другую;

четыре – прыжки на месте на левой ноге;

три – прыжки на месте на правой ноге;

два – прыжки на двух ногах назад;

один – темповой прыжок на двух ногах, успев при этом прокрутить скакалку два раза подряд.

4 станция. «Съедобное-несъедобное»

Игроки становятся или полукругом, или в шеренгу на небольшом расстоянии друг от друга.

Водящий стоит напротив играющих. По сигналу руководителя водящий бросает мяч одному из участников и одновременно называет какое-нибудь слово. Если слово обозначает что-то съедобное, например мята, то игрок ловит мяч, а если нет – отбивает. Задача водящего – говорить и бросать мяч быстро, запутывая игроков.

Если участник игры ошибается и ловит «несъедобное», то он становится водящим. Возможен вариант, когда игрок, допустив ошибку, выбывает из игры.

Вариант игры: каждый руководитель может придумать свои варианты категорий слов. Например, при озвучивании женских имён мяч следует поймать, а мужских – отбить. Или: названия птиц – мяч поймать, а названия зверей – отбить. Игра в таком случае переименовывается.

Станция 5. «Тише едешь – дальше будешь»

Игру можно проводить на спортивной площадке, на лужайке, на пляже и в других местах вне дорог, пешеходных, велосипедных дорожек.

Классический вариант игры: в игре принимают участие все желающие, среди которых с помощью считалочки выбирается водящий. На площадке для игры очерчиваются на расстоянии 20–25 м одна от другой линии старта и финиша. Все игроки становятся на линии старта, а водящий стоит на линии финиша, повернувшись к игрокам спиной.

Руководить проверяет готовность игроков и даёт сигнал о начале игры. По этому сигналу водящий громко произносил фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!» И пока он произносит эту фразу, игроки стараются преодолеть как можно большее расстояние по направлению к линии финиша. Водящий говорит или быстро, или скороговоркой, а после слова «стоп» мгновенно поворачивается лицом к игрокам и выявляет тех, кто, не успев остановиться, продолжает двигаться. Таких игроков водящий отправляет на линию старта, после чего игра продолжается.

Побеждает тот, кто первым пересечёт линию финиша. Он становится водящим, и игра начинается сначала.

Правила игры:

  1. Начинать игру следует по команде руководителя.
  2. Водящий поворачивается только после слова «Стоп!».
  3. Игроки должны замереть после слова «Стоп!».

Методические указания:

  1. Использовать игру можно в любое время года как на открытых площадках, так и в помещении, но в качестве вариантов игры бег можно заменить на быструю ходьбу, прыжки, ходьбу выпадами и т. д.
  2. Каждый игрок должен помнить, что сходу остановиться сложно, а это значит, что если тише едешь, то дальше будешь, недаром это ключевая фраза игры.

Вариант игры: в игру можно играть семьёй от трёх человек. Условия те же, только задания каждый придумывает свои. Если участники более возрастные, то бег заменяется на быструю ходьбу или семенящий бег.

Станция 6. «Светофор»

На игровой площадке очерчиваются две параллельные линии на расстоянии 2–3 м одна от другой. Это «дорога». Выбирается водящий, который становится на середине «дороги», спиной к участникам, которые выстраиваются в шеренгу вдоль линии старта, отмеченной на расстоянии 1–2 м от ближнего края «дороги».

Водящий озвучивает цвет, после чего участники игры ищут его на себе. Это может быть цвет футболки, носков, заколки и т. д. Участники, нашедшие у себя такой цвет, переходият через «дорогу», а те игроки, у кого такого цвета не нашлось, стараются перебежать её, выступая «нарушителями». Перебегать дорогу можно только в её пределах. Водящий старается догнать «нарушителей». Догнать – это значит дотронуться до игрока рукой. Если водящий догнал одного из «нарушителей», тот становится водящим или выходит из игры.

Станция 7. «Испорченный телефон»

Играть можно как одной, так и двумя командами. Выбирается водящий, а участники игры садятся или становятся напротив него. По команде руководителя водящий тихо на ухо говорит первому игроку слово или фразу, тот так же тихо передаёт услышанное следующему игроку. И так далее от одного игрока к другому по очереди. Последний игрок говорит вслух то, что он услышал, а водящий озвучивает оригинал слова или фразы. Чаще всего они не совпадают.

Если играют двумя командами, побеждает та команда, чей результат будет наиболее похож на оригинальный.

Станция 8. «Чай-чай, выручай»

Классический вариант игры: руководитель определяет размеры игровой площадки (очерчивает её или выставляет ограничительные фишки и т. д.). При помощи считалочки выбирается водящий, который становится в центре игровой площадки, а остальные участники разбегаются в её пределах.

Игра начинается по сигналу руководителя. Водящий стремится «осалить» одного из игроков, если ему это удаётся, игрок замирает на месте, при этом разводит руки в стороны и выкрикивает: «Чай-чай, выручай!» Кто-то из игроков стремится спасти «осаленного», дотронувшись до его руки, но сам при этом старается обойти водящего, который пытается охранять «осаленного» и при этом ещё продолжает «осаливать» других игроков.

Вариант игры: игру можно усложнить, дав водящему мяч. В этом случае «осаливать» игроков следует попаданием мяча. «Осаленный» игрок выполняет то же действие, что и в классическом варианте, и партнёры по игре так же выручают его.

Правила игры.

  1. Целить мячом в голову и лицо запрещено.
  2. Мяч можно перехватывать, при этом «осаленный» вступает в игру, а водящего меняет игрок, который перехватил мяч.

Станция 9. «Горячая картошка»

Участники встают в круг и начинают очень быстро перебрасывать друг другу мяч. Если игрок не принял мяч, то он садится в центр круга на корточки. Игра продолжается, но при этом кто-то из игроков может спасти сидящего в центре круга, отбив в него мяч.

Середина круга постепенно заполняется игроками, которых можно выбивать, но только по одному. Если кто-то из сидящих в кругу поймает мяч на лету, то в все сидящие игроки вновь входят в игру, а участник, от которого поймали мяч, садится в центр. Игра продолжается.

Станция 10. «Хали-хало»

С помощью считалочки выбирается водящий. У него в руках мяч, а остальные игроки встают перед ним или в шеренгу, или полукругом. Водящий загадывает слово, озвучивая различные подсказки, а также первую букву загаданного слова. Например, водящий загадал слово «ручка» и озвучивает подсказки: это предмет несъедобный, он есть у каждого из вас дома, этот предмет есть в почтовых отделениях, офисах, школах, сберегательных банках, в магазинах, но маленьким детям его не дают, первая буква «р». Если игроки долго не могут угадать предмет, можно озвучить последнюю букву. Участники игры предлагают свои версии, и как только будет озвучен верный вариант, водящий кричит «хали-хало», подбрасывает как можно выше мяч, а сам убегает со своего места. Игрок, который отгадал слово, должен поймать мяч и крикнуть водящему: «Стоп». Водящий останавливается, сложив при этом руки перед собой кругом. Игрок с мячом (вариант – остальные игроки) придумывают, какие шаги и сколько их надо сделать игроку с мячом до водящего.

Варианты шагов до начала игры озвучивает руководитель:

«гиганты» – ходьба выпадами;

«нормальные» – обычный шаг;

«лилипуты» – семенящий шаг (на цыпочках);

«лягушки» – прыжки в полном приседе лицом вперёд;

«кенгуру» – прыжки на двух ногах;

«зонтики» – игрок продвигается по направлению к водящему, поворачиваясь кругом попеременно через левое, правое плечо;

«кирпичики» – шаги «стопа за стопой».

Игрок с мячом выполняет количество названных шагов, двигаясь по направлению к водящему, и бросает мяч в «кольцо», сделанное руками водящего. Если попадает, то становится водящим, а если не попадает, то игру продолжает прежний водящий или руководитель назначает нового.

Станция 11. «Фанты»

Весёлая игра, в которую можно играть на праздниках, на переменах, семьёй и т. д.

Все участники садятся напротив водящего. В коробку или шапку складываются небольшие предметы (фанты) каждого участника. Водящий встаёт спиной к игрокам, а один из участников игры достаёт предмет, показывает его играющим так, чтобы не видел водящий, и говорит: «Что сделать этому фанту?» Водящий придумывает задание. Каждое задание должно быть выполнимым, несложным, необидным, безопасным, желательно шутливым. Например, покудахтать, начиная тихо и заканчивая громко, станцевать твист и т. д.

Игрок, чей фант получил задание, выполняет его под хлопки всех участников и занимает место водящего.

Всем желаем весёлых игровых моментов, которые создают только положительные эмоции!

ТАТЬЯНА КАВУНОВА

Научно-методический журнал «Здоровый образ жизни»

220070, г.Минск,
ул. Кальварийская, 25, офис 603

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 270 16 86

Журнал в социальных сетях