Использование дидактических игр по ОБЖ в группе продлённого дня
И родители, и учителя заинтересованы в том, чтобы дети знали и соблюдали правила безопасного поведения на улице и дома, в быту. И не устают напоминать об этом. Но ведь гораздо эффективнее повторять правила безопасности в игровой форме.
Цель: закрепление знаний о ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья, возможных последствиях, действиях, которые необходимо предпринять, чтобы избежать опасности.
Задачи: тренировать умение распознавать и избегать опасных ситуаций, способствовать формированию уверенности в своих силах, знаниях.
В дидактическую игру «Правила безопасности» дети могут играть индивидуально или группой от 2 до 5 человек под наблюдением взрослого. Для игры необходимы карточки-картинки, на которых изображены ситуации, опасные для жизни и здоровья, например:
- Игра с пиротехникой
- Игра на крыше
- Игра с розеткой
- Игра со спичками
- Игра на проезжей части
- Игра в футбол с нарушением правил
- Игра с острыми предметами
- Игра с бытовой химией
- Игра в мяч у дороги
- Общение с незнакомыми людьми на улице
- Общение с незнакомыми людьми в интернете
- Купание в реке без взрослых
- Ныряние в незнакомом месте
- Катание на роликах без специальной защиты
- Чтение книги в неправильной позе
- Дети пробуют на вкус лекарства
- Мальчики дразнят собаку
- Ребёнок выходит на тонкий лёд
- Брат с сестрой включают плиту без взрослых
- Подростки пробуют алкоголь
- Дети пользуются ножом без взрослых
- Девочка пробует сырые грибы на вкус
- Дачник поджигает траву
- Девочка сидит на подоконнике у открытого окна
Варианты игры
- Взрослый раскладывает карточки на столе и предлагает детям самостоятельно распределить их в соответствии с четырьмя группами опасностей:
1) дома;
2) на улице;
3) на природе;
4) в общении с незнакомыми людьми.
- Ведущий раздаёт карточки детям. Дети по очереди описывают опасную ситуацию и называют номер телефона службы, которая может помочь. Можно усложнить задание, попросив ребёнка назвать своё имя, адрес, сказать, что случилось.
- Ведущий показывает картинку детям, а они по очереди должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать. Победит тот, кто лучше объяснит ситуацию.
- Ведущий раздаёт карточки игрокам, а затем описывает какую-либо опасную ситуацию. Игроки должны узнать по описанию свою картинку, объяснить, в чём опасность ситуации и что надо сделать, чтобы её исправить.
- «Найди пару» («МЕМО»). Понадобятся парные карточки, можно задействовать вкладки из двух журналов. Карточки кладут картинками вниз. Игроки по очереди переворачивая по две любые карточки и запоминая их расположение стремятся собрать как можно больше парных картинок. В конце ситуации проговариваются.
- «О чём стихотворение». Заранее подобираются тематические стихи. Игроки должны узнать по их содержанию свои картинки, а затем объяснить, как выйти из опасной ситуации, как не попасть в неё.
- «Я начну, а ты закончи» с опорой на карточки. Взрослый начинает, а ребёнок заканчивает: «спички детям… (не игрушка); с плитой будь очень… (осторожен); петарды опасны – не играй с… (ними); не играй с колющими и режущими… (предметами), не пробуй на вкус… (лекарства, сырые грибы); не играй с… (огнём); не разговаривай с незнакомыми… (людьми); нельзя играть на… (дороге); не дразни… (собак)».
ИННА ГЕННАДЬЕВНА ЧУГАЙ, воспитатель ГПД ГУО «СШ № 87 г. Минска»