Урок физической культуры и здоровья с элементами патриотического воспитания в III классе
Следуя тенденциям современных образовательных технологий, необходимо обучать и воспитывать школьников через формирование межпредметных компетенций. Например, занятия физкультурой можно дополнить играми, закрепляющими знания о героическом прошлом нашей Родины. Предлагаемая разработка может использоваться как на уроке физической культуры и здоровья, так и в рамках «Часа здоровья и спорта».
Подвижные игры в младшем школьном возрасте – ведущее средство развития координационных и кондиционных (сила, быстрота, гибкость, выносливость) способностей у обучающихся. Ребята с удовольствием воспринимают новую информацию через движение. Включение зрительного, слухового, тактильного и кинестетического анализаторов повышает интерес и позитивное эмоциональное отношение к предмету.
Задачи:
образовательные: разучить подбрасывание и ловлю волейбольного мяча, способствовать формированию познавательных интересов у обучающихся через межпредметные связи (игра-квест по ориентированию «Карта памяти»);
оздоровительная: содействовать развитию кондиционных и координационных способностей обучающихся;
воспитательная: способствовать воспитанию дружелюбия, коллективизма, чувства любви к Родине и гордости за неё.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: волейбольные мячи (по количеству учащихся), воздушные шары, 2 скакалки, 1 координационная лестница, 1 набивной мяч массой 1 кг, 2 гимнастические палки, 2 гимнастических мата, 2 обруча, 2 гимнастические лестницы; 40 коробок для построения крепости, карта Беларуси, фотографии мемориальных комплексов Великой Отечественной войны, клей; медали для награждения.
Дата проведения: ___________ Время проведения:__________
№ |
Частные задачи |
Содержание учебного материала |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
|
Подготовительная часть (15 мин) |
|||||
1 |
Организовать учащихся, обратить внимание на внешний вид и готовность к уроку физической культуры и здоровья |
Организованный вход в зал, построение в шеренгу, совместное определение задач урока. Загадка: скачет, но не кенгуру, катится, но не колесо, летает, но не птица. (Мяч) |
6 мин |
Обратить внимание на спортивную форму. Подсчёт пульса 1. Беседа о безопасном поведении на уроках физической культуры и здоровья |
|
2 |
Подготовить учащихся к выполнению упражнений |
Построение в шеренгу, выдача учителем волейбольных мячей |
20 с |
Контроль за выполнением упражнений |
|
3 |
Подготовить организм к предстоящей работе |
Комплекс общеразвивающих упражнений на месте с волейбольными мячами |
6 мин |
Размыкание на два шага друг от друга |
|
4 |
Способствовать укреплению мышц спины и шеи |
И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу с мячом. 1 – правую ногу назад на носок, руки вверх с мячом. 2 – и. п. 3 – то же левой ногой. 4 – и. п. |
8 раз |
При подъёме рук с мячом – посмотреть на руки |
|
5 |
Содействовать развитию глазомера, мелкой моторики |
И. п. – ноги на ширине плеч, руки вперёд с мячом. 1–4 – круговые вращения руками с мячом |
6 раз, средний темп |
Взглядом контролировать мяч |
|
6 |
Содействовать развитию координационных способностей |
И. п. – ноги вместе, руки с мячом на уровне груди. 1–2 – проведение мячом по одному из предплечий. 3–4 – то же по второму предплечью |
6 раз |
Удерживать мяч, спина прямая |
|
7 |
Содействовать развитию гибкости в тазобедренных суставах |
И. п. – ноги вместе, руки с мячом внизу. 1–2 – выпад правой ногой вперёд, руки с мячом вперёд. 3–4 – то же левой ногой |
по 8 раз |
Посмотреть на мяч, следить за осанкой |
|
8 |
Содействовать укреплению боковых мышц туловища |
И. п. – ноги на ширине плеч, руки с мячом перед грудью. 1–2 – приподняться на носках, глубокий вдох. 3–4 – опуститься в и. п., выдох |
8 раз |
Локти в стороны, взгляд вперёд |
|
9 |
Содействовать укреплению суставного аппарата |
И. п. – закрепить мяч в ногах, между голеностопными суставами. 1–2 – прыжки вперёд-назад |
16 раз, средний темп |
Руки на поясе, выполнять ритмично |
|
10 |
Способствовать подготовке функциональных систем организма |
Подводящие и специальные упражнения с мячами с продвижением вперёд (фронтальным методом) на 9 м |
5 мин |
Упражнения выполняются в спортивном зале (от одной боковой линии к другой) |
|
11 |
Способствовать развитию координации |
Ходьба с перекатом с пятки на носок, руками выполнить обводку мяча вокруг талии |
9 м |
Следить за мячом |
|
|
Способствовать развитию мышц ягодиц |
Ходьба с наклонами к носкам мячом |
9 м |
Ноги в коленях не сгибать |
|
12 |
Способствовать развитию глазомера |
Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча |
9 м |
Следить за летящими мячами |
|
13 |
Способствовать развитию глазомера |
Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча с хлопками |
9 м |
Следить за летящими мячами |
|
14 |
Способствовать развитию гибкости |
Ходьба с подниманием прямых ног с касанием мяча |
9 м |
Руки прямые, вытянуты вперёд с мячом |
|
15 |
Способствовать развитию выносливости |
Медленный бег с удержанием мяча сначала одной рукой, затем другой в чередовании с ходьбой |
по 9 м |
Не ронять мяч, зафиксировать мяч ладонью между предплечьем и плечом |
|
16 |
Развивать скоростные способности |
Бег с подниманием бедра |
9 м |
Бедро параллельно полу, руки с мячом перед собой |
|
17 |
Способствовать развитию координационных способностей |
Бег приставными шагами |
9 м в каждую сторону |
Мяч за головой зафиксировать руками в стойке игрока |
|
18 |
Содействовать развитию ловкости |
Бег с выносом ног вперёд |
9 м |
Руки с мячом внизу |
|
19 |
Содействовать развитию скоростно-силовых способностей |
Прыжки из глубокого приседа |
9 м |
Руки вперёд-вверх |
|
20 |
Способствовать развитию координации |
Подбрасывание мяча высоко – ловля низко, выполняя приседания |
9 м |
Следить за летящими мячами, соблюдать интервал |
|
21 |
Содействовать восстановлению дыхательной и сердечно-сосудистой систем |
Ходьба с мячом – руки вперёд-вверх – вдох, вниз – выдох |
9 м |
Следить за внешними признаками утомления. Подсчёт пульса 2 |
|
Основная часть (30 мин) |
|||||
22 |
Организовать учащихся |
Построение в одну шеренгу, мячи сдать |
15 мин |
Просмотр станций с обучающимися |
|
23 |
Перестроить учащихся для предстоящей работы |
Перестроение из одной колонны в колонну по два через центр |
1 мин |
Работа по станциям – по два. Перерыв между станциями 20 с |
|
24 |
Развивать координацию движений |
1-я станция. Прыжки через короткую скакалку |
1 мин |
Легко, ритмично |
|
25 |
Развивать гибкость и силу рук |
2-я станция. Передача набивного мяча в парах |
1 мин |
Через левое плечо, точно в руки |
|
26 |
Развивать быстроту |
3-я станция. Упражнения с обручем |
1 мин |
Соблюдать безопасность |
|
27 |
Содействовать развитию координации и глазомера |
4-я станция. Подбрасывание и ловля волейбольного мяча |
1 мин |
Контролировать летящие мячи |
|
28 |
Развивать координацию движений |
5-я станция. Лазанье по гимнастической стенке |
1 мин |
Следить, чтобы учащиеся выполняли упражнения не выше 4-й рейки от пола |
|
29 |
Способствовать развитию мышц ног и спины |
6-я станция. Упражнения на координационной лестнице |
1 мин |
Прыжки на одной, на двух ногах, перешагивания спиной вперёд, боном, ноги вместе, врозь и т. д. |
|
30 |
Содействовать восстановлению организма |
7-я станция. Отдых |
1 мин |
Сидя на скамейке |
|
31 |
Содействовать развитию дружелюбия |
8-я станция. Передача волейбольного мяча в парах |
1 мин |
Следить за летящим мячом |
|
32 |
Способствовать развитию силовых способностей |
9-я станция. Поднимание и опускание туловища |
1 мин |
Из исходного положения лёжа на спине |
|
33 |
Содействовать развитию мышц спины |
10-я станция. Упражнения с гимнастической палкой |
1 мин |
Приседания, повороты, наклоны, выпады вперёд, следить за палкой |
|
34 |
Содействовать формированию познавательных интересов, патриотическому воспитанию |
Игра-квест «Карта памяти». Деление на команды. Учитель назначает капитанов, а те поочерёдно выбирают остальных участников. Команды по очереди приклеивают к карте фотографии мемориальных мест Беларуси в соответствии с номерами пикетов (приложение 1). Беседа о героизме белорусского народа в годы Великой Отечественной войны |
8 мин |
Учитель заранее размещает пикеты. Победителем признаётся та команда, которая справится быстрее. За победу – 3 балла, поражение – 1 балл, равенство – по 2 балла |
|
35 |
Развивать креативное мышление |
Игра «Наша Родина – наша крепость». Две команды строят две крепости из коробок. Учитель совместно с обучающимися определяет более устойчивую крепость |
4 мин |
Соблюдать правила безопасного поведения |
|
36 |
Способствовать развитию чувства коллективизма |
Игра «Мы – вместе». Участники выстраиваются в две колонны по одному, руки кладут на плечи впереди стоящего. Передвижение по залу на расстояние 9 м |
3 мин |
Следить за соблюдением дисциплины. Победу одерживает та команда, которая пересечёт линию финиша первой |
|
Заключительная часть (5 мин) |
|
||||
37 |
Способствовать восстановлению дыхательной и сердечно-сосудистой систем |
Восстановительная ходьба, дыхательные упражнения с воздушными шарами. Перемещение обучающихся по залу произвольное |
1 мин |
Руки вверх – вдох, вниз – выдох. Подсчёт пульса 3 |
|
38 |
Снизить темп занятия, организовать учащихся |
Построение в шеренгу. Награждение команд, отметить лучших. Рефлексия «Будь внимателен!». Организованный выход с воздушными шарами |
4 мин |
Вопросы: 1. Если урок вам понравился, поднимите вверх воздушные шары. 2. Если вы узнали что-то новое на уроке, попрыгайте на месте. 3. Если вы любите Родину, похлопайте в ладоши. 4. Если вы любите физкультуру, потопайте |
|
Приложение 1
Карта памяти
- Брестская крепость-герой (г. Брест).
- Мемориальный комплекс освободителям Пинска (г. Пинск, Брестская область).
- Мемориальный комплекс «Катюша» (г. Орша, Витебская обл.).
- Мемориальный комплекс «Прорыв» (г. п. Ушачи, Витебская обл.).
- Мемориальный комплекс «Детям – жертвам войны» (аг. Красный Берег, Жлобинский р-н, Гомельская обл.).
- Мемориальный комплекс «Операция “Багратион”» (д. Раковичи, Светлогорский р-н, Гомельская обл.).
- Мемориал «Братская могила» (п. Сопоцкин, Гродненский р-н).
- Мемориальный комплекс «Скорбящая мать» (аг. Вертелишки, Гродненский р-н).
- Площадь Победы (г. Минск).
- Музей Великой Отечественной войны (г. Минск).
- Мемориальный комплекс «Хатынь» (на месте сожжённой д. Хатынь, Логойский р-н, Минская обл.).
- Курган Славы (Смолевичский р-н, Минская обл.).
- Мемориальный комплекс «Буйничское поле» (д. Буйничи, Могилёвский р-н).
- Мемориал воинской славы «Лудчицкая высота» (д. Лудчицы, Быховский р-н, Могилёвская обл.).
ТАТЬЯНА ГОРДИЕВСКАЯ, учитель физической культуры и здоровья квалификационной категории «учитель-методист» гимназии г. Пружаны