Несмотря на бесчисленное количество мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя и наркотиков среди несовершеннолетних, эта проблема остаётся одной из самых острых в современном обществе. О причинах возникновения зависимости и мерах профилактики поговорили с Людмилой Аликовной Шпаковской, заведующей подростковым отделением Минского городского клинического наркологического центра.
– Людмила Аликовна, расскажите, пожалуйста, каков масштаб проблемы детского алкоголизма и наркомании в нашей стране.
– Нельзя сказать, что употребление алкоголя и наркотических веществ в детском возрасте распространено повсеместно, тем не менее проблема эта достаточно актуальная. Несмотря на все мероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ и разговоры о вреде спиртного и наркотиков, подростки нередко всё равно хотят попробовать запретный плод. Могу сказать, что намного чаще это алкоголь, чем наркотики. И понятно почему: алкоголь, как правило, есть в доступе, и очень многие семьи относятся к этому достаточно спокойно. Часто родители считают: «Пусть лучше ребёнок выпьет пива дома, чем на улице неизвестно с кем». Дети с раннего возраста видят, как употребляют алкоголь родители, и у них складывается убеждение, что так принято и это нормально.
– А как взаимосвязаны алкоголизм и наркомания? Может ли одно привести к другому?
– В широком смысле мы говорим о зависимости от психоактивного вещества. Вообще, любая такая зависимость – это хроническое заболевание. Оно протекает всю жизнь с периодами улучшения и ухудшения и без лечения ведёт к смерти. В принципе, одна зависимость может перейти в другую. То есть человек, употребляющий алкоголь, потом может подсесть на наркотики. Или наоборот. А бывает сочетанное употребление, когда, например, недостаток наркотиков глушат алкоголем, чтобы облегчить состояние ломки.
А бывает, что зависимость от алкоголя или наркотиков трансформируется в трудоголизм. Такая зависимость социально приемлемая и не наносит вреда организму, подобного употреблению психоактивных веществ.
– В какой момент семьи обращаются к наркологу?
– Своевременные обращения родителей – не такое частое явление. В случае с алкоголем родители обычно приходят тогда, когда ребёнок уже прогуливает занятия, пьёт каждый день и они сами с этой ситуацией не могут справиться. Остальные случаи связаны с тем, что детей задерживают сотрудники милиции или подростки попадают с алкогольным отравлением в стационар. Информация поступает к нам, и мы начинаем с такими детьми работать.
Если же говорить о наркозависимости, то обычно родители приходят к нам, когда ребёнок, грубо говоря, «сидит на системе», употребляет наркотик периодически в течение довольно продолжительного времени. В доме начинают пропадать деньги, или поведение ребёнка уже настолько выходит за рамки социальных норм, что родители не знают, что с этим делать. В 90 % случаев в этот момент подростки уже имеют синдром зависимости.
– Какие факторы в жизни ребёнка приводят к тому, что он становится зависимым?
– Факторов очень много. Наверное, практически каждый пробует алкоголь к 18 годам: кто-то – в десять, кто-то – в двенадцать, кто-то – в шестнадцать. Но не каждый человек, употребляющий спиртные напитки, становится алкоголиком. Чтобы это случилось, должно одномоментно совпасть несколько факторов.
Во-первых, культура воспитания в семье. Если дома есть проблемы, то дети гораздо сильнее подвержены риску стать зависимыми. К сожалению, семья сейчас как бы снимает с себя эту ответственность: отдали ребёнка в школу, вот пусть там и занимаются воспитанием. Но школа не может привить ребёнку полный набор жизненных навыков, она отвечает в первую очередь за учебный процесс. Каждый занимается своим делом: родитель воспитывает, педагог учит, врач лечит, сотрудники милиции охраняют правопорядок. Так или иначе все эти люди играют свою роль в воспитании, однако у специалистов промежуток взаимодействия с детьми очень маленький. А большую часть времени ребёнок находится в семье. Поэтому некая основа, паттерн поведения всегда закладывается в семье.
Во-вторых, очень важна психологическая составляющая, она у каждого человека совершенно индивидуальна. Влияют микросоциум, макросоциум… Так, у нас в обществе распространён стереотип, будто надо выпить рюмку, чтобы расслабиться. А дети всё это видят, воспринимают и потом относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. А ещё, конечно, влияют и наследственные, и биологические факторы, такие как особенности внутриутробного развития и протекания родов, перенесённые нейроинфекции и полученные черепно-мозговые травмы.
– По каким признакам можно понять, что ребёнок начал употреблять психоактивные вещества?
– Изменяется его характер, поведение. Появляется беспричинная агрессия, скрытность, снижается успеваемость, уменьшается или кардинально меняется круг друзей. Ребёнок теряет интерес к прежним занятиям: например, раньше он ходил в какую-то секцию, а теперь не хочет. Иногда начинаются странные разговоры по телефону, в речи появляются сленговые слова, которых родители не понимают. Обнаруживаются вещи, которых раньше в доме не было, или, наоборот, вещи начинают пропадать. Такие сигналы в поведении детей должны насторожить, не говоря уже о явных признаках употребления наркотиков вроде пакетиков с непонятным веществом, шприцев или скрученных пластиковых бутылок. Нужно всегда сразу выяснять, что и откуда взялось или куда делось.
– Что нужно делать родителям, если они заметили подозрительные признаки?
– Лучше не тянуть и обратиться за помощью. Хочется, чтобы родители чётко понимали: врач-нарколог не желает загубить жизнь их ребёнка. Люди боятся обращаться к нам, потому что в принципе к наркологии в обществе имеется определённое предубеждение, негативное отношение. На самом же деле мы сохраняем максимальную анонимность – до тех пор, пока ребёнок не переступит черту закона.
Поэтому обращаюсь к родителям: как только появились странности в поведении, приходите к врачу вместе с ребёнком. Не нужно бояться нарколога. Мы рассказываем, на чём стоит заострить внимание, что и как делать. Мы объясняем суть болезни и даём рекомендации. Конечно, стоять рядом и следить за их исполнением нарколог не сможет. Но чем раньше обратитесь, тем выше шанс, что мы поможем. Мы работаем не только с зависимыми детьми, у нас есть психологи и психотерапевты, которые помогут наладить взаимоотношения внутри семьи. Часто у склонных к зависимостям подростков и детей наблюдаются депрессивные состояния, им нужна профессиональная медицинская помощь. Если такой ребёнок пробует психостимулятор, вывести его из зависимости очень тяжело. Однако родители тяжести этого состояния не видят, не понимают и лишь ограничиваются фразами типа «Не занимайся ерундой, всё будет хорошо».
Если же подростка официально задержали сотрудники милиции, то о нём сообщают в комиссию по делам несовершеннолетних. Врач-нарколог входит в состав этой комиссии и обычно приглашает родителей на приём, но, поскольку речь часто идёт о социально неблагополучных семьях, родители, к сожалению, приходят далеко не всегда. И дети идут одни. Поэтому, уважаемые родители, пожалуйста, если уж дошло до задержания, то обратите внимание на ситуацию, придите на разговор, выясните, в чём заключается проблема. Если пустить дело на самотёк, последствия будут намного хуже.
– Какова роль школы? Может ли школа как-то помочь ребёнку, который страдает зависимостью?
– Наверное, первые, кто замечает употребление ребёнком алкоголя и наркотиков, – это педагоги. С такими детьми всегда особенно усердно проводят профилактику, разговаривают о вреде алкоголя и наркотиков, рассказывают о правовых аспектах и последствиях употребления психоактивных веществ.
Надо отметить, что в школах проходит очень много мероприятий, проектов. Об опасности психоактивных веществ рассказывают на классных часах, диалоговых площадках, вечерах вопросов и ответов, видеоконференциях. Сейчас стали активно работать с родителями, для них тоже проводят конференции и собрания. Призываю напоминать родителям при каждой возможности: «Обращайте внимание на детей, смотрите, с кем они дружат, куда ходят, в каком состоянии возвращаются». Если в семье принято целовать или обнимать ребёнка при встрече, расспрашивать о том, как прошёл день, то легко заметить необычное выражение лица, блуждающий взгляд, непривычно узкие или, наоборот, расширенные зрачки, неуверенные или размашистые движения, услышать изменения речи, почувствовать непонятный запах. Распознать состояние опьянения нетрудно, перечисленные признаки сразу видны.
– А что предпринять учителям, если они подозревают, что ребёнок употребляет алкоголь или наркотики?
– В первую очередь нужно поставить в известность родителей. Конечно, многие родители до последнего отрицают наличие проблем. Как бы то ни было, лучше перестраховаться и посоветовать родителям обратиться к врачу-наркологу. Заставить никого нельзя, но можно дать рекомендацию.
– К каким последствиям приводит употребление психоактивных веществ в детском возрасте?
– Те вещества, которые сейчас распространены, очень быстро ломают психику. Бывает, что после одного или двух употреблений наркотического вещества человек приобретает шизофреноподобное расстройство – психиатрическое заболевание на всю оставшуюся жизнь. Поэтому первая проба наркотика – это игра в рулетку. Никто не скажет, где щёлкнет механизм. Нарушается связь нервных клеток, работа нейромедиаторов, меняется весь биохимический процесс в мозге.
Негативные последствия для психики остаются навсегда. Когда речь идёт о детях, очень печально, что они ещё ничего не приобрели, но уже начинают терять. К сожалению, сложно напугать ребёнка тем, что у него будет плохая память, изменится мышление или что он не сможет учиться и куда-то поступить. Особенность психоактивных веществ в том, что связанные с их приёмом проблемы на первый взгляд не кажутся такими уж серьёзными. Однако после употребления психоактивных веществ человек меняется и прежним уже не станет. Нет ни одной таблетки, которая помогла бы всё отмотать назад и позволила бы стать таким, как раньше. В этом проблема зависимости, это страшно. Да, доктор поможет выйти в состояние ремиссии, облегчит физическое состояние, но это не излечение. Так, эндокринолог может назначить терапию и дать рекомендации, но он не вылечит сахарный диабет. Все остальные решения принимает сам пациент. Те, кто соблюдает все правила, живут в состоянии ремиссии долго, а у других заболевание быстро прогрессирует и приводит к тяжёлым, нередко летальным последствиям.
– Что делать родителям, когда ребёнок начинает пробовать алкоголь?
– Когда ребёнок начинает пробовать алкоголь, важно, чтобы семья отнеслась к этому осознанно. Первая проба не должна пройти для семьи незамеченной: родители должны отследить этот момент и выяснить причину. На информации о том, почему ребёнок попробовал алкоголь, строится вся дальнейшая профилактическая работа. Понятно, что первая проба может быть по разным причинам: кому-то интересны новые ощущения, кто-то не может сказать «нет», а кто-то выпил просто от нечего делать. Следовательно, и подход в каждой ситуации свой.
Если ребёнок попробовал выпивку просто так, то, возможно, будет достаточно разговора о том, что алкоголь – это яд, он вредит организму и до 21 года употреблять его вообще не стоит, а взрослым нужно чётко понимать, какие напитки, в каком количестве и для чего они пьют. Почему-то дети считают, что употребление алкоголя говорит о взрослении, об их независимости. Родители должны объяснить, что взросление определяется вовсе не этим, а поступками и ответственностью, которую человек берёт на себя.
Если же ребёнку предложили алкоголь, а ему было стыдно отказаться, он не хотел «ударить в грязь лицом» перед своими товарищами, то эта ситуация требует обращения к психологу для помощи в поднятии самооценки и обозначении своих границ.
– Что предпринять, чтобы не допустить возникновения зависимости у ребёнка?
– Самая лучшая профилактика употребления психоактивных веществ – хорошие взаимоотношения в семье. Я думаю, что пока в семьях не начнут активно заниматься детьми, очень сложно будет переломить существующую ситуацию. Мы столько лет говорим о вреде наркотиков, столько людей задействовано в образовательных программах, но каждый год к нам попадают новые дети. Многие считают, что накормить и одеть детей достаточно, чтобы считаться хорошими родителями. Бывает так, что родители утром встали, покормили ребёнка и убежали на работу. Вечером снова покормили и занялись домашними делами; ребёнок ушёл гулять, а когда вернулся – родители уже спят. Нет тепла в таких отношениях. С детьми надо разговаривать, интересоваться их чувствами, мнением, всё проговаривать. Дети должны знать, что семья их примет любыми, что можно обсудить с родителями, бабушками и дедушками любые вопросы и проблемы. Если с раннего возраста в семье не принято было делиться какими-то секретами, то потом ребёнку тяжело будет открыться и рассказать, что его тревожит. Очень важно, чтобы близкие постоянно давали ему посыл, напоминали: какой бы ты ни был – мы тебя любим, что бы ни случилось – мы готовы тебе помочь. Все непростые ситуации нужно решать спокойно, без криков, чтобы ребёнок не боялся обратиться за советом в следующий раз.
Учитывайте и особенности характера. Некоторым детям не хватает драйва, они словно ищут себе приключений. Если не направить его энергию в нужное русло, результат может быть печальным. Позвольте такому ребёнку получать выброс адреналина здоровыми способами: пусть он ходит в спортивные секции, занимается скалолазанием, боксом или другими единоборствами.
Мне бы хотелось, чтобы родители чётко понимали: именно они формируют у ребёнка понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, прививают ему понимание ценности своего здоровья.
Профилактику употребления психоактивных веществ нужно начинать с детства. Информацию необходимо давать дозированно, объяснять причинно-следственные связи. И, конечно, не стоит обрушивать на ребёнка бесконечный поток наставлений. Важно найти подходящий момент для разговора, когда ребёнок готов вас услышать.
ПОЛИНА ЗЕНЬКОВИЧ