В мире, где всё стремительно меняется, всегда есть место тревоге и страхам. Им подвержены не только взрослые, но и дети, особенно школьники, которые из-за учёбы находятся в постоянном напряжении. Добавьте к этому нестабильную обстановку дома, трудности с общением – и вот перед вами классический пример тревожного ребёнка. Почему нельзя игнорировать проявления тревоги и как с ними справляться, рассказала психолог Анастасия Калюжина.
Тревога – отрицательное эмоциональное состояние, сопровождающееся беспокойством и ощущением неопределённости. В отличие от страха, который появляется непосредственно в момент опасности, тревога вызвана ожиданием опасности или угрозы, т. е. по сути беспредметна и потому мучительна. Человек в этом состоянии не контролирует ситуацию, не понимает, что делать, не видит рационального выхода.
Признаки тревоги на разных этапах взросления можно обнаружить у каждого второго ребёнка. Это не страшно. Другой вопрос: насколько она продолжительна по времени и какова степень её интенсивности? Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, то тревожность может стать устойчивым состоянием и вызывать ощутимые телесные и эмоциональные реакции.
Сегодня общий уровень тревожности во всём мире возрастает. Если говорить о детях, тревожность у мальчиков чаще связана с угрозой причинения вреда, у девочек – с эмоциональной близостью.
– В чём главные причины детской тревоги, от чего она зависит: от особенностей нервной системы, обстановки в семье, успеваемости в школе?
– Огромную роль играют взрослые, которые окружают ребёнка. Дети «зеркалят» родителей, перенимая их модель отношений. Здесь важно не впадать в крайности: не стоит слишком опекать ребёнка или, напротив, предоставлять ему полную свободу действий. Тревожность часто является следствием запретов: не плачь, не кричи, не бойся, не спорь. Ещё одна частая проблема – несогласованность родителей между собой. Как правило, это семьи, где родители в разводе. Независимо от обстоятельств следует прийти к соглашению, чтобы у ребёнка не возникало диссонанса. Не будем забывать: дети считывают состояние окружающих. Поэтому у тревожных родителей вырастают такие же тревожные дети.
– Как вести себя родителям, чтобы избежать подобного развития событий?
– Дети должны учиться выражать свои потребности в безопасной и комфортной обстановке. Ребёнку необходимо чувствовать стабильность, уметь полагаться на родителей. Всё строится на доверии. Поэтому задача родителя – обеспечить такую обстановку дома.
– Адаптация ребёнка к школьной жизни часто сопровождается страхами и тревогой. Это считается нормой. А что выходит за её рамки? Как распознать тревогу у ребёнка?
–На поведенческом уровне тревожность у детей проявляется в избегании, замкнутости, апатии или, наоборот, чрезмерной активности. На физическом уровне могут быть проблемы с дыханием, повышенное потоотделение, ощущение «ватных ног», энурез, проблемы со сном, слабость, усталость. Подросток может не понимать, чем вызвано подобное состояние, но явно его ощущать. Начиная с 10 лет, ребёнок сам всё чувствует. За детьми помладше важно вести наблюдение и фиксировать изменения в поведении. Допустим, ребёнок не реагирует на окружающий мир или болезненно переживает расставание с родителями. Малыш, испытывая дискомфорт, посылает сигналы родителям через своё поведение. Взрослым остаётся расшифровать эти сигналы, увидеть, какое послание от ребёнка стоит за ними.
– Если ребёнок растёт в любящей семье, окружён вниманием и чувствует себя на равных, значит, у него нет причин для тревоги?
– В подростковом возрасте общение со сверстниками выходит на первый план, тревога приобретает более социальный характер. В голове крутятся вопросы: как я выгляжу? что обо мне подумают другие? как меня примут? Особенно от них страдают молодые девушки. Мы живём в социуме, поэтому не думать о таком невозможно.
– Родители любят говорить: «Да это всё из-за ваших телефонов, совсем от мира оторваны!» Насколько они правы в данной ситуации? Телефон – это причина тревоги или её следствие?
– Гаджеты и доступ к информации всего лишь инструменты, а как мы ими распоряжаемся – наша личная ответственность. Да, нахождение в интернете может провоцировать тревогу, депрессию, апатию, навязчивые мысли. Например, ко мне приводили детей, которые были напуганы видеороликами- страшилками из интернета. Испуг порождал фоновую тревогу, ребёнок боялся оставаться дома один. Или другой пример, когда ребёнок много времени проводит за гаджетом, теряя интерес ко всему остальному.
Родителям следует разобраться, почему ребёнок убегает от реального мира в виртуальный, желательно через доверительный разговор. Дело же не в телефоне, а в чём-то упущенном в отношениях. Поинтересуйтесь у ребёнка, что ему нравится смотреть, предложите посмотреть вместе, чтобы понимать его потребности. Информация не несёт никакой опасности, вопрос в её качестве. Дети не обладают таким критическим мышлением, как взрослые. Поэтому учите их фильтровать прочитанное, искать разные источники, сопоставлять факты. В этом деле нужно начать с себя: как фильтруете информацию именно вы? В зависимости от ситуации тревожность – это причина ежедневного сидения в телефоне или, наоборот, следствие неконтролируемого потока информации.
– Как реагировать учителям, которые замечают признаки тревожности у учащихся? Или всё происходящее – сфера ответственности самого ребёнка и его родителей?
– Учителя имеют возможность оказать психологическую помощь ученикам. Всё зависит от личностного фактора и искреннего желания помочь. Преподаватели регулярно взаимодействуют с детьми, могут проанализировать, как меняется поведение ребёнка в конкретной ситуации. Возможно, ему сложно отвечать у доски, высказывать мнение, общаться с одноклассниками. Это отдельно взятые случаи, с которыми сталкиваются многие. Если тревога перманентная, лучше поставить родителей в известность. Работая в тандеме, вы увеличиваете шансы найти правильный подход.
– Существует мнение, что есть так называемая полезная тревога, которая помогает в критических ситуациях или побуждает к действию. Может ли тревога быть полезной?
– Тревога абсолютно нормальна, когда она вызвана внешними изменениями. Например, весь класс спокойно сидит на уроке, вдруг забегает встревоженная учительница и говорит, что сейчас приезжает проверка, всем срочно быть готовыми, иначе катастрофа. Под эту же категорию попадает волнение перед важным экзаменом или контрольной работой. Умеренная тревога в определённых ситуациях нужна и полезна, она позволяет человеку мобилизоваться и собрать силы в кулак.
Если же тревога не является мгновенным сигналом на внешние события, а становится фоновым состоянием и продолжается длительное время, речь может идти о тревожном расстройстве.
– Обязательно ли обращаться за помощью к специалисту, если подросток замечает у себя признаки тревожности?
– Не всегда нужна помощь именно психолога. В определённых ситуациях достаточно точечной корректировки, такого ненавязчивого вмешательства. Например, на ребёнка накричал учитель физкультуры и теперь ему страшно идти на следующий урок. Важно поговорить с ним, напомнить, что все люди разные, иногда срываются, ведут себя непредсказуемо. Вдруг учитель кричал, потому что дети в зале шумели и ничего не было слышно? Иногда простые фразы и честный разговор оказывают терапевтическое действие. Но помните, что всё индивидуально.
– А в каких случаях простого разговора недостаточно?
– Патологический уровень тревожности диагностируется клиническими показаниями. Внутреннее ощущение человеком тревоги нарушает его привычный образ жизни, выражается ярко соматически: расстройство сна, напряжение в мышцах, сложности с концентрацией внимания. В основе обсессивно-компульсивного и генерализованного тревожного расстройств, социофобии лежит тревога. В таком случае стоит обратиться к психотерапевту и начать лечение.
– Если подросток принимает успокоительные препараты, которые продают без рецептов, может ли это иметь негативные последствия?
Если подросток решился на приём успокоительных препаратов без рецепта, значит, его внутренние переживания имеют интенсивный характер. В таком случае лучше обратиться за помощью к специалисту. Психолог не выписывает таблеток, их может назначить только врач – психиатр, психотерапевт. Но, конечно, приём настойки пустырника или валерианы не нанесёт вреда здоровью, а эффект плацебо никто не отменял.
– Посоветуйте, какие действия или приёмы способны облегчить тревожное состояние у детей.
– Тревогу снимают физическая активность, медитация, дыхательные упражнения, приятное, доверительное общение с близкими людьми, контакты с животными, творчество, самореализация.
Подросткам я бы порекомендовала посетить тренинги или почитать книги о способах коммуникации, личностного роста, поведения в конфликтных ситуациях. Творческим ребятам подойдут курсы актёрского мастерства. Это позволит как выразить эмоции, так и научиться выступать на публике. Если тяжело преодолеть себя, начинайте с выступления на школьной конференции, где обстановка хорошо знакома, а люди доброжелательно настроены.
Рекомендации для родителей
- Создайте безопасную атмосферу дома.
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
- Не унижайте его чувство собственного достоинства.
- Конструктивно выстраивайте диалог.
- Поддерживайте его интересы и творческие способности.
- Будьте для ребёнка примером спокойствия и уверенности.
- Не запрещайте испытывать эмоции и выражать их.
- Не ставьте под сомнение авторитет взрослых из его окружения.
ДАРЬЯ РАДЬКОВСКАЯ