МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

«Здоровые дети — здоровая нация!»

.

.

.
МЕНЮ

Правильная осанка для красоты и здоровья

Нарушения осанки и сколиоз – самые распространённые заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Однако искривления позвоночника возникают и у взрослых. Не стоит недооценивать серьёзность проблемы: осанка влияет не только на внешний вид, но и на работу всех наших органов и систем. Как определить нарушения осанки? Какие причины их вызывают? Как с ними бороться?

Что такое осанка?

Под осанкой понимают естественное, привычное положение тела – стоя или сидя, при ходьбе или работе. Правильная осанка поддерживает физиологические изгибы позвоночника, необходимые для амортизации толчков, возникающих при ходьбе и беге. Если посмотреть на тело сбоку, мы увидим два изгиба вперёд (шейный и поясничный лордозы) и один назад (грудной кифоз). Изменения степени и направления этих изгибов приводят к нарушениям осанки.

Какая осанка считается правильной?

Осанка считается нормальной, если:

  • человек держит корпус и голову прямо;
  • его грудная клетка развёрнута;
  • плечи расслаблены и слегка отведены назад;
  • живот подтянут;
  • линия остистых отростков позвонков прямая (это лучше видно при медленном наклоне корпуса вперёд);
  • пупок не смещён относительно центральной линии;
  • симметрично расположены лопатки, ягодичные складки, ключицы, соски, ости подвздошных костей, треугольники в области талии, образованные телом и опущенными руками;
  • ноги одинаковой длины, в коленных и тазобедренных суставах разогнуты;
  • внутренние поверхности ступней соприкасаются от пяток до кончиков пальцев;
  • походка лёгкая.

У человека с нарушениями осанки голова опущена, плечи смещены вперёд, спина сутулая, живот выпячен, ноги полусогнуты. Это не только некрасиво, но и вредно для здоровья, поскольку нарушается расположение и работа внутренних органов. У детей, имеющих нарушения осанки, как правило, плохое зрение, часты заболевания органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

Выделяют несколько видов нарушения осанки:

  • сутулость – увеличение грудного изгиба с уменьшением поясничного. У сутулого человека голова опущена, плечи приподняты и смещены вперёд, края лопаток выступают над поверхностью грудной клетки (крыловидные лопатки);
  • круглая спина – сильное увеличение грудного изгиба при полном отсутствии поясничного. У человека смещается центр тяжести, шея и голова выдвигаются вперед, а грудь западает. Характерна ходьба на полусогнутых ногах (для сохранения равновесия);
  • плосковогнутая спина – грудной изгиб уменьшается, поясничный увеличивается, таз смещается назад;
  • кругловогнутая спина – увеличение всех физиологических изгибов позвоночника, характерны приподнятые плечи и выпирающий живот;
  • плоская спина – уменьшение всех изгибов позвоночника со смещением грудной клетки вперёд;
  • ассиметричная осанка -- имеется выраженная асимметрия между правой и левой половинами туловища (в отличие от сколиоза поддаётся коррекции);
  • сколиоз – боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков (торсией), образованием рёберного горба, прогрессированием деформации с ростом ребёнка.

Вначале нарушения осанки обратимы и не вызывают анатомических изменений. Но если неправильная поза становится постоянной, то одни мышцы перенапрягаются, другие перерастягиваются, позвонки и межпозвоночные диски сдавливаются. Ассиметричная нагрузка вызывает нарушение их питания и, как следствие, медленное прогрессирующее разрушение. Спазмированные мышцы сдавливают не только межпозвоночный диск, но и кровеносные сосуды, нервные окончания. Связь между спинным мозгом и соответствующим внутренним органом прерывается, что вызывает нарушение его работы.

Как проверить собственную осанку?

https://www.shutterstock.com/ru/image-vector/woman-wearing-high-heel-1014625474

Причины нарушения осанки

Нарушению осанки могут способствовать:

некоторые заболевания (рахит, гипотрофия, ожирение, плоскостопие, инфекционные болезни, травмы);

плоскостопие, неодинаковая длина ног, заболевания тазобедренных суставов, привычка стоять с опорой на одну ногу;

неполноценное питание;

неправильный подбор матраса и подушки для сна, слишком мягкая и провисающая постель;

несоответствие мебели дома и в школе росту школьника, недостаточное освещение рабочего места;

https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/caucasian-schoolgirl-doing-homework-home-writes-2001500729

длительное нахождение в одной позе, неправильная посадка при письме или работе за компьютером (с наклоном вбок или подавшись вперёд с вытянутой шеей и запрокинутой головой, приподнятыми плечами), чтение и рисование в постели;

https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/caucasian-schoolgirl-doing-homework-home-writes-2001500729

https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/charlotte-nc-july-1-2019-boy-1445134952

неправильно подобранный рюкзак (ранец);

ношение портфеля  в одной и той же руке, ношение рюкзака (особенно тяжёлого) на одном плече;

https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/unhappy-school-girl-holding-big-schoolbag-1199362828

неудобная одежда, сдавливающая грудную клетку;

постоянное ношение обуви на высоком каблуке;

гиподинамия, сидячий образ жизни, недостаточная двигательная активность, которая ведёт к общему снижению уровня физического развития, слабости мышечного корсета;

недоразвитие или ассиметричное развитие мышц тела, которые должны удерживать позвоночник в правильном положении.

Периоды риска

Ребёнок появляется на свет с практически прямым позвоночником. В процессе развития формируются изгибы позвоночника, отчётливо заметные уже к 6–7 годам, но окончательно осанка формируется к 18–20 годам. Во время активного роста связочно-мышечный аппарат не успевает за ростом скелета. Пики «периодов риска» приходятся на 5–7 лет и на период полового созревания. В это время высока вероятность возникновения и прогрессирования нарушений осанки и развития сколиоза.

Диагностика и лечение

Поставить диагноз и найти причину проблемы может врач-ортопед на основании клинического и рентгенологического обследования. Вспомогательными методами являются фотосоматоскопия (оценка степени нарушения осанки по специальной шкале) и плантоскопия (компьютерная диагностика распределения нагрузки на стопы).

Дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учёте и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебная физкультура, массаж, лечебное плавание, мануальная терапия, физиотерапия), а по показаниям – хирургическое лечение.

Как сохранить правильную осанку?

Одним из наиболее эффективных средств формирования и сохранения правильной осанки является комплексная профилактика, к которой относятся:

  • сон на жёсткой постели в положении лёжа на животе или спине. Подушка должна быть плоская, не рекомендуется использовать пуховую подушку;
  • правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счёт нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость). Ограничение ношения обуви на высоком каблуке, из-за чего усиливается изгиб в поясничном отделе позвоночника для сохранения равновесия;
  • организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т. д.);
  • полноценное питание с достаточным количеством кальция, фосфора, витаминов;
  • регулярная двигательная активность, включающая физкультминутки во время уроков, подвижные игры в свободное время, прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом. Особенно полезно для осанки плавание, поскольку в воде отсутствует вертикальная нагрузка на позвоночник;
  • для выработки правильной осанки и профилактики её нарушений необходимо систематически, не менее трёх раз в неделю, выполнять комплекс специальных упражнений, в том числе на тренировку мышц спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку;
  • подбор мебели в соответствии с ростом и пропорциями тела ребёнка. Стол по высоте должен быть на уровне локтя опущенной руки, а сиденье стула – на высоте подколенной ямки голени. Стул не должен быть офисным, на обычном стуле ребёнок будет сидеть устойчиво, потому что его позвоночник лучше фиксируется. Во время работы за столом должна быть возможность коснуться кистью подбородка, поставив локоть на стол. Монитор компьютера необходимо располагать строго по центру, чтобы ребёнок никуда не поворачивался, а смотрел только вперёд;
  • правильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т. д.). Тазобедренные и коленные суставы в положении сидя должны быть согнуты под прямым углом, а спина – вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Расстояние между грудью и столом – 1,5–2 см (проходит ребро ладони), голова слегка наклонена вперёд;

https://www.shutterstock.com/ru/image-vector/posture-correction-good-right-bad-wrong-2066523527

  • оптимальная освещённость рабочей поверхности.

При ношении различных тяжестей (рюкзаков, сумок, портфелей и др.) нагрузка на позвоночник должна распределяться равномерно. Нельзя носить тяжёлые предметы в вытянутых руках, необходимо прижимать их, если возможно, к груди, использовать рюкзак и т. д.

Поднимать тяжёлые предметы с прямой спиной необходимо за счёт полуприседа, а не сгибания позвоночника. В этом случае нагрузка со спины перераспределяется на таз и ноги.

Важно правильно подобрать школьный рюкзак (ранец). При выборе попросите ребёнка примерить рюкзак (ранец) и обратите внимание на следующие моменты:

ширина рюкзака (ранца) должна примерно соответствовать ширине плеч;

верхний край и плечи должны быть на одном уровне, нижний край – располагаться на уровне пояса;

рюкзак (ранец) должен плотно прилегать к спине, прилегающая поверхность должна быть формоустойчивой.

Родители и педагоги должны контролировать осанку детей, когда те сидят, стоят и ходят.

https://www.shutterstock.com/ru/image-vector/correct-incorrect-standing-posture-spinal-curvature-2041111799

НАДЕЖДА МАЛЯРЧИК

 

Научно-методический журнал «Здоровый образ жизни»

220070, г.Минск,
ул. Кальварийская, 25, офис 603

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 270 16 86

Журнал в социальных сетях