Урок доброты для учащихся V–VI классов
Сегодня, когда смартфоны и компьютеры всё чаще заменяют живое общение, как никогда актуальна проблема душевной теплоты и доброты, участия и сострадания. Между тем научно доказано, что умение индивида проявлять эмпатию, делать добрые дела лежит в основе просоциального поведения. У добрых людей выше уровень счастья и здоровья, самооценка и популярность в коллективе.
Цель: формирование у учащихся лучших духовно-нравственных качеств: доброты, сопереживания, сострадания, милосердия, сочувствия, умения любить людей и т. д.
Подготовительная работа: классу даётся задание найти и выучить наизусть стихотворения о доброте; вопросы для обсуждения озвучиваются заранее, чтобы дети могли обдумать ответы, прочитать необходимые книги; оформляется книжная выставка «О доброте»; готовится плакат со строками из стихотворения:
Твори добро, чтобы, любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Низами
Ход урока
Организационный этап
Педагог. Сегодня мы проведём урок доброты. Добрые чувства: ласка, внимание, забота, доброжелательность, сочувствие, человечность – проявляются у людей с детства. Доброта – это способность человека к самопожертвованию, бескорыстное стремление приносить людям пользу. Это желание защитить, помочь, обогреть, утешить, уберечь, поделиться последним.
Давайте обратимся к историям сказочных и литературных героев. Скажите, когда вы читаете о добрых делах, вам самим хочется совершать такие же добрые поступки? (Ответы учащихся.) В каких книгах или сказках вы читали о доброте? Молодцы, вы вспомнили много интересных произведений, много добрых литературных героев. Давайте суммируем: «Кладовая солнца» М. Пришвина, «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Чудесный доктор» А. Куприна, «Дикие лебеди» Х. К. Андерсена, «Счастливый Принц» О. Уайльда, «Белый Бим, Чёрное ухо» Г. Троепольского, «Пичугин мост» Е. Пермяка, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Бемби» Ф. Зальтена, «Дети подземелья» В. Короленко.
Конкурсная программа
Класс делится на три команды (в соответствии с тремя рядами парт), за каждый ответ, достойный поощрения, участник приносит команде 1 балл.
1-й тур. Добрые герои книг
Выберите одну из перечисленных ранее книг и ответьте на вопросы.
- Про какое доброе дело рассказывается в книге?
- Кто совершил добрый поступок?
- Какими словами автор описывает доброго героя (героев), как подчёркивает его (их) доброту?
Педагог. Идея добра должна быть частицей вас самих, неотделимой от ваших мыслей, взглядов, убеждений. Ваше нравственное поведение в конечном счёте зависит от того, насколько прочно идея добра утвердилась в вашем сознании, в практике вашей жизни. Идея добра не любит громко кричать о себе. Доброта как нравственная мерка и нравственное состояние души – очень скромная и стыдливая вещь. Что же такое доброта? Проведём мини-опрос.
2-й тур. Мини-опрос
- Что, по-вашему, означает слово «доброта»?
- Как вы понимаете выражения «делающий добро другим», «добрые глаза», «доброе сердце», «будьте добры»?
- Какие вы смотрели фильмы о доброте, о добрых делах и поступках?
Педагог. Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова. Там сказано: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта – это такое качество, которое не утомляет человека. Доброта к человеку начинается с доброго отношения ко всему живому.
Берегите эти земли, воды,
Даже малую былиночку, любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Евгений Евтушенко
Педагог. Доброта проявляется по-разному. Одни люди делают добро открыто, размашисто, другие – со смущением, застенчиво, третьи – озорно, весело, с улыбкой на устах. Есть добро, которое отказывается противиться злу и в этом видит свою силу. А есть доброта «с кулаками». Вы скажете, как это так – доброта и вдруг с кулаками? Выходит, злая она, драчливая? А вы сами как думаете? (Выражение «добро должно быть с кулаками» означает, что если добро не будет способно за себя постоять, то зло расправится с ним без проблем)
3-й тур. Осколки доброты
Педагог. А теперьпослушайте рассказ о доброте. Подумайте и ответьте, как же должны были поступить родители и дети.
«Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показались маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы поднять что-то, она улыбалась семье, но никто не отвечал ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать на пляже осколки стекла, которыми дети могли пораниться».
Педагог. Вот видите, ребята, как иногда бывает тяжело определить доброту. Поэтому важно очень внимательно относиться к другим людям. А как поступили бы вы в этой ситуации? (Ответы ребят из разных команд.)
Добрый человек душевно богат. Он щедро делится с окружающими своим душевным теплом. Всегда помните, что вы можете кому-то помочь, что вы кому-то очень нужны. При этом, делая добрые поступки, нельзя ими хвастаться или требовать взамен какой-то награды. Истинно добрый человек делая добро испытывает радость и удовольствие. Это для него естественно: он не хочет и не может поступать иначе. Послушайте слова русского писателя Льва Толстого о добрых поступках:
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за неё людей, есть лучшая награда доброй жизни».
4-й тур. Что значит доброта для великих людей
Педагог. А теперь послушайте высказывания других великих людей о доброте. Согласны ли вы с ними? Может быть, вам вспомнится случай из жизни, подтверждающий одно из высказываний, и вы захотите поделиться им со всеми?
- Доброта лучше красоты (Г. Гейне).
- Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится (Ч. Айтматов).
- Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях (Марк Аврелий).
- Доброта – качество, излишек которого не вредит (Дж. Голсуорси).
- Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего (М. Горький).
- Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести (М. Монтень).
- Доброта и скромность – вот два качества, которые никогда не должны бы утомлять (Р. Л. Стивенсон).
- Лечится трава от зноя ливнем, люди лаской лечатся людской (П. Панченко).
Педагог. Как важно помнить, что все наши действия, слова, поступки отражаются на окружающих. Всегда проверяйте себя: не доставляете ли вы кому-то беспокойство, неприятности, не вызываете ли душевную боль и чувство обиды? Научитесь сопереживать, сострадать – и не только людям, но и животным. «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой» – эти слова принадлежат писателю А. П. Чехову. Подумайте: разве не бывает вам жалко сорванные и брошенные цветы, сломанную ветку дерева, раненую птицу, хромающего кота? Добрый человек всё это замечает не только глазами, но и сердцем. Он старается, где возможно, исправить причинённое зло. И, конечно, сам стремится не причинять вреда людям и природе. Так в его душе, а затем и в реальном мире добро и справедливость побеждают зло.
5-й тур. Пословицы и поговорки о доброте
Соедините начало и конец пословиц и поговорок.
Задание для 1-й команды:
Доброму человеку… (и чужая болезнь к сердцу).
Добра желаешь – … (добро и делай).
Добро творить – … (себя веселить).
Доброго человека в красный… (угол сажают).
Добро человека оживляет… (а зло уничтожает).
Задание для 2-й команды:
Доброго чти, а злого… (не жалей).
Доброе дело без награды… (не останется).
Доброе дело два… (века живёт).
Доброе дело и в воде… (не тонет).
От доброго дерева – … (добрый и плод).
Задание для 3-й команды:
Доброе дело само… (себя хвалит).
Без добрых дел нет… (доброго имени).
Добрые дела и… (по смерти живут).
Доброе слово человеку… (что дождь в засуху).
Доброе дело… (дороже богатства).
Педагог. Учёные доказали, что доброта помогает преуспеть в жизни. Радость, которую человек испытывает от сознания сделанного добра, отражается на его поведении. Такой человек более позитивен, уверен в себе, у него улучшается настроение и повышается иммунитет. Добрые, отзывчивые люди пользуются уважением и любовью окружающих, у них больше друзей, поэтому в трудную минуту они находят необходимую поддержку и помощь. Говорят, доброта как бумеранг – всегда возвращается.
6-й тур. Стихотворения о доброте
Дети рассказывают стихи о доброте, которые выучили заранее.
Педагог. С раннего детства вы узнали, что такое доброта. Вы её каждый день чувствовали, ощущали: это нежная забота мамы, ласковый взгляд папы, добрые слова, поступки и намерения ваших родственников. Вы воспитывались в атмосфере добра и любви. Будучи ещё малышами, увидев, как кто-то обижает старика или мучает кота, вы уже лепетали на своём детском языке: это плохо, так не должно быть! Но теперь, ребята, когда вы подросли, вы иногда забываете об этой главной моральной ценности – доброте. Вам, конечно, нравится, когда у вас на жизненном пути встречаются добрые люди. Когда ваши друзья, родственники относятся к вам с добротой, делают для вас добрые поступки. Но всегда ли вы поступаете правильно по отношению к ним и другим людям? Всегда ли вы поступаете с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с вами? Подумайте, какой замечательной была бы наша жизнь, если бы люди всегда помнили о доброте. Всюду: в городском транспорте, магазине, школе – с вами обращались бы приветливо, без злости и грубости. Давайте начиная с сегодняшнего дня все постараемся быть добрее, совершать только добрые поступки.
7-й тур. Слова о доброте
Назовите слова, которые ассоциируются со словом «доброта». (Ответы ребят записываются на доску.)
8-й тур. Песня о доброте
Вспомнить песни о доброте, послушать их фрагменты в записи или в исполнении детей.
9-й тур. Добро в нашем классе
Дети вспоминают и рассказывают о добрых поступках, совершённых одноклассниками.
Подведение итогов
Подводятся итоги конкурсов, награждаются победители.
Педагог. В заключение я хочу прочитать вам очень красивые слова, которые Лев Толстой написал в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову.
«…Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником – со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко. Этому надо учиться, как читать, писать. Играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься – и конец. А этой науке и конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя больше и больше любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту помни, что тебе надо быть добрым».
Педагог. Прошло много времени, но слова Льва Николаевича актуальны и сейчас. Ребята, я очень надеюсь, что вы вырастете добрыми, вежливыми и отзывчивыми людьми. Вечные нравственные понятия, такие как доброта, человечность, порядочность, всегда будут востребованы, потому что благодаря им мир становится лучше. Не забывайте об этом!
Может сердце поневоле
От чужой сжиматься боли –
Таково людское сердце.
Может, словно из алмаза,
Высекать слезу из глаза –
Таково людское сердце.
Может, полное усердья,
Быть вершиной милосердья –
Таково людское сердце.
И скрывать его при этом
Может боль пред целым светом –
Таково людское сердце.
А. Кешоков
Доброе утро
Ты пришло, моё доброе утро, с добром,
Ты любовь и добро разостлало пред нами.
Чудный край мой умылся твоим серебром
И горит золотыми твоими лучами.
Поднимается дым над разбегом дорог,
С чёрных пашен плывёт еле слышная песня,
И, сорвавшись с цветущих садов, ветерок,
Белой пены белее, летит в поднебесье.
Ты пришло, моё доброе утро, с добром,
Раскрываешься ты – хлебороба десница,
Сердце юноши, полное светлым огнём,
Моего малыша золотые ресницы.
Запах утренних трав пить и пить мне опять,
Свет, любовь и добро всей душою вбирая,
Чтобы доброго утра всем встречным желать,
Всей земле, пробуждённой от края до края!
В. Давтян
ТЕРЕЗА КОВАЛЬЧУК, заведующая библиотекой ГУО «Гимназия № 2 г. Волковыска»