Для постоянных читателей нашего журнала гостья этого номера хорошо известна и не нуждается в представлении. Тем более интересен её взгляд на вопросы организации работы по формированию здорового образа жизни в школе.
Наша справка
Валентина Леонидовна Маевская закончила филологический факультет Белорусского государственного университета по специальности «Русский язык и литература». В системе общего среднего образования прошла все ступени: работала воспитателем учреждения дошкольного образования, учителем начальных классов, заместителем директора по начальной школе, заместителем директора по научно-методической работе, специалистом управления образования Московского района г. Минска, директором и заместителем начальника управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь. Её педагогический стаж составляет более 40 лет. Учитель высшей квалификационной категории. Отличник образования Республики Беларусь.
В последние годы ведёт активную методическую работу в должности заместителя начальника управления координации методической работы ГУО «Минский городской институт развития образования». Является руководителем городской Школы начинающего заместителя директора, которую ежегодно посещают 25–30 вновь назначенных заместителей руководителя. Член редколлегии научно-методического журнала «Здоровый образ жизни».
Автор пособий, имеющих соответствующий гриф Министерства образования Республики Беларусь: учебно-методических комплексов для факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» для I–IV классов и «Я, энергия и окружающая среда» для II–IV классов и др. Кроме этого, автор методических пособий и более ста статей по различным аспектам совершенствования и развития общего среднего образования.
– Валентина Леонидовна, Вы много лет работаете в системе образования, знаете её на всех уровнях. Из чего складывается система ЗОЖ-воспитания?
– Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Наверное, скажу банальную вещь, но на здоровье человека оказывают влияние и наследственность, и экология, и уровень развития медицины, и, конечно, знание основ здорового образа жизни, которые формируются у учащихся в школе и семье. Учитывая, что учащиеся проводят в учреждениях образования значительную часть дневного времени, забота об их здоровье — одна из приоритетных задач школ, гимназий, лицеев.
Формирование у участников образовательного процесса здорового образа жизни закреплено законодательно. Так, в Кодексе Республики Беларусь об образовании формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, важности его сохранения отнесены к основным составляющим воспитания.
Сегодня учащиеся могут посещать факультативные занятия по здоровому образу жизни, в шестой школьный день проводятся спортивно-массовые, туристические мероприятия, соблюдаются санитарно-гигиенические нормативы, направленные на укрепление здоровья, организовано полноценное питание и многое другое. Таким образом, в каждом учреждении образования складывается своя система формирования навыков здорового образа жизни.
– Можно ли сказать, что некоторые школы специализируются на вопросах ЗОЖ?
– Да, это так. Например, в Минске на базе ГУО «Средняя школа № 208» и «Средняя школа № 217» созданы ресурсные центры «Формирование у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности», на базе которых проводятся мероприятия для педагогов и учащихся города. Так, в январе 2024 года на базе ресурсного центра СШ № 208 был проведен хакатон для классных руководителей, где решалась проблема поиска и применения интересных, необычных, творческих средств работы по обучению учащихся самоохранительному поведению. Участники, разделившись на небольшие группы (3–4 человека), обсудили, какие у них имеются ресурсы, способные вывести работу с учащимися на более результативный уровень, и представили свои соображения коллегам. По выработанному общему мнению, классному руководителю следует доверять экспромту, то есть учиться из каждой школьной ситуации извлекать для ребят ненавязчивый урок; озадачивать самих учащихся поиском необычных форматов общения по интересующей самоохранительной теме; деликатно использовать педагогический ресурс в направлении интересов учащихся для формирования самоохранительного поведения. По отзывам классных руководителей, участие в хакатоне серьезно на них повлияло и задало вектор пересмотра отношения не только к организации внеклассной деятельности учащихся, но и к моделированию учебных занятий.
Еще один пример -- на базе ГУО «Средняя школа № 217 г. Минска имени Героя Советского Союза А. А. Алехновича» уже пять лет успешно действует городской ресурсный центр «Город дорог» по обучению школьников безопасности дорожного движения. Работа построена на взаимодействии трёх обучающих платформ, направленных на повышение качества и разнообразия форм профилактической деятельности по ПДД: первая платформа – учебный центр безопасности дорожного движения, вторая – Музей безопасности дорожного движения, третья – автогородок «Сухаревский».
На ежегодное итоговое мероприятие «Золотой светофор» приглашается руководство ОГАИ Администрации Фрунзенского района г. Минска, руководящий состав УГАИ Республики Беларусь. Номинанты церемонии –педагоги и учащиеся школы, которые на протяжении учебного года обеспечивали работу ресурсного центра, проводили экскурсии в школьном музее, участвовали в мероприятиях шестого школьного дня, презентациях, выставках, форумах и интерактивных площадках. Именно они делают изучение ПДД интересным, ярким и современным.
– Как можно повысить эффективность работы по формированию культуры здорового образа жизни в школе?
– На мой взгляд, в учреждении образования эта работа должна проводиться по трем направлениям.
Во-первых, рациональная организация питания в школе, в школьной столовой, где всё: от внешнего вида помещения до состава продуктов в буфете – должно соответствовать принципам здорового питания и способствовать формированию здорового образа жизни. Структура, режим и организация питания в учреждении образования должны не только соответствовать всем гигиеническим требованиям, но и служить примером здорового питания.
Во-вторых, реализация образовательных программ по формированию культуры здорового образа жизни. Наиболее эффективна здесь комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима дня, даётся представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах, рациональной структуре питания и т. п.
В-третьих, просветительская работа с родителями (законными представителями), вовлечение родителей в процесс формирования культуры здорового образа жизни в семье.
Основная задача педагога – сделать родителей своими союзниками. Хорошо зарекомендовали себя диалоговые площадки, в рамках которых учителя делятся с родителями информацией о важности и необходимости здорового образа жизни. Хорошо, когда удаётся не только рассказать о цели и задачах, но и привлечь родителей к участию или организации проведения дней здоровья, спортивных мероприятий, праздников, посвящённых культуре питания и т. д. Таким образом, наша цель – переориентация родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Младшие школьники чрезвычайно подражательны, и если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.
– Какие ещё формы работы с родителями Вы могли бы порекомендовать?
– В работе с родителями можно использовать следующие формы и методы:
- родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников;
- наглядная пропаганда здорового образа жизни;
- беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья;
- анкетирование;
- дни открытых дверей.
Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.
– Важное место в пропаганде ЗОЖ занимает профилактика зависимостей.
– На мой взгляд, работа по снижению или устранению вредных привычек у учащихся является сложной, но необходимой. Чем раньше человек осознает, какой вред здоровью наносят пагубные привычки, тем легче ему будет побороть свою зависимость и навсегда отказаться от них. И огромную роль играют культура и отношения в семье. Потому педагоги проводят беседы, круглые столы не только с учащимися, но и с их родителями.
– Каким образом Вы подружились с журналом «Здоровый образ жизни»?
– С этим периодическим изданием я дружу давно. Будучи заместителем директора, я выписывала журнал и активно предлагала педагогам использовать его материалы в работе. В период работы в Министерстве образования мне предложили поучаствовать в выпуске журнала в качестве заместителя главного редактора, а теперь я консультант-методист, член редакционной коллегии. Мне нравится рецензировать материалы, которые поступают для публикации, предлагать необходимые правки, порой общаться с авторами публикаций. Следует отметить, что в настоящее время журнал претерпевает позитивные изменения. Стало больше практикоориентированных методических и дидактических материалов, актуальных для педагогов разных уровней образования, появились новые рубрики, тематические цветные вкладки. Одним словом, журнал стал ближе к школьной жизни, как он и задумывался изначально.
– Вы являетесь соавтором учебно-методического комплекса для I–IV классов, связанного с тематикой ЗОЖ. Как Вы оцениваете потребность в факультативных занятиях по тематике здорового питания?
– Действительно, в соавторстве с Л. Ф. Кузнецовой и Е. С. Грабчиковой были подготовлены учебно-методические комплексы «По ступенькам правил здорового питания» для учащихся I–IV классов.
Мы понимаем, что питание играет огромную роль в жизни человека, особенно в период роста и развития, который приходится как раз на школьные годы. Для сохранения здоровья и работоспособности школьников необходимо, чтобы ежедневно получаемая пища полностью возмещала то количество энергии, которое учащийся затрачивает в течение суток.
Отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. Возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес и др.
Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак, кашу, привычка питаться всухомятку, отказ есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. При этом, как показывают исследования специалистов, только 20 % родителей знакомы с принципами организации здорового питания детей. Кроме того, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания.
В то же время поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует у детей неправильный стереотип питания. Да и семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании, ведь далеко не в каждой семье овощи, фрукты, морепродукты употребляются в достаточном количестве. А это приводит к дисбалансу питательных веществ и микроэлементов в организме.
В этой связи разговор о правильном питании целесообразно начинать с детьми младшего школьного возраста, когда закладываются основы отношений человека с окружающим миром. Учащимся начальных классов свойственна высокая активность в познании окружающего мира, что позволяет привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья.
Данные УМК помимо факультативных занятий можно использовать в работе классных руководителей, воспитателей группы продлённого дня, социальных педагогов (классные часы, различные мероприятия: праздники, конкурсы и т. д.), а также учителей при проведении занятий по учебным предметам «Человек и мир», «Литературное чтение» и др. Не будем забывать, что дети – это будущее нашей страны, и их здоровье во многом зависит от питания. Неправильное питание задерживает развитие ребёнка и, ослабляя организм, делает его менее устойчивым к болезням и влияниям внешней среды – изменению температуры окружающего воздуха, влажности и т. д.
Два года подряд проводился конкурс разработок факультативных занятий, родительских собраний, внеклассных мероприятий по формированию культуры правильного питания. Этот конкурс вызвал огромный интерес у педагогов, поступало много интересных работ, в которых демонстрировались интерактивные методы и приёмы работы с учащимися и их родителями по формированию навыков правильного питания. Многие работы публиковались на страницах этого журнала в целях внедрения опыта коллег в массовую практику.
– Здоровое питание – вопрос, актуальный не только в начальной школе?
– Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, что нашло отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребёнка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учётом возрастного подхода. Поэтому в сентябре прошлого года была утверждена учебная программа факультативных занятий «Разговор о культуре здорового питания» для учащихся V–IX классов. Как член редакционной коллегии открою секрет: мы попросили опытных, активных учителей-методистов начать разработку занятий по этой программе. И скоро их разработки появятся в журнале в рубрике «Разговор о культуре здорового питания».
– Какие компоненты ЗОЖ являются самыми важными лично для Вас?
– Я бы выделила пять компонентов ЗОЖ: рациональное питание, регулярные физические нагрузки, личная гигиена, закаливание организма, отказ от вредных привычек. Конечно, придерживаться правил ЗОЖ в полном объёме получается не всегда. В современном мире многие люди объективно мало двигаются, и я также отношусь к этой категории. Но когда есть время – в выходные дни или в отпуске, с удовольствием гуляю или делаю что-то на даче. В осенне-зимний период стараюсь регулярно посещать бассейн. А ещё работаю над эмоциональной составляющей здоровья. Стараюсь не допускать, а иногда просто избегать негативных эмоций. Отрицательно отношусь ко всем вредным привычкам. Мне кажется, ЗОЖ – это очень гибкая система. Не обязательно дотошно соблюдать все правила, вырабатывать жёсткий график и каждый день нырять в прорубь или перетаскивать тяжести. Надо выбрать то, что нравится, и я уверена, что ни один человек не пожалеет о том, что однажды принял решение вести здоровый образ жизни.
– Что пожелаете нашим читателям?
– Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можем надеяться, что будущее поколение вырастет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.
«Заразить здоровьем» – вот цель, к которой должна стремиться школа.
Всегда необходимо помнить слова великого гуманиста и педагога Ж.-Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
ОЛЬГА ВАНИНА