Как увлечь современных обучающихся занятиями физической культурой и спортом? Правильно, новыми формами организации спортивного досуга, к одним из которых можно отнести тимбилдинг. Активный тимбилдинг является новой формой организации спортивного досуга среди обучающихся, который способствует повышению мотивации к активным занятиям спортом. Предлагаемый формат предполагает разделение на команды, которые будут соревноваться между собой. Командная игра дарит мощный объединяющий эффект и поднимает настроение всем участникам.
Задачи:
1) создавать условия для укрепления здоровья обучающихся;
2) совершенствовать навыки выполнения игр-эстафет, умения ориентироваться в заданном направлении, развивать двигательные способности;
3) формировать у обучающихся представление об олимпийском движении;
4) раскрыть творческий потенциал игроков, выявить лидера.
Участники: 2 команды по 10 обучающихся (9–11 классы), жюри (3 педагога).
Предварительная работа: беседа с учащимися об олимпийском движении, просмотр видеопрезентаций на тему «Летние и зимние Олимпийские игры», деление на команды, которые должны придумать название и выбрать капитана; подбор заданий, вызывающих интерес у обучающихся.
Оборудование: 2 комплекта пазлов олимпийских колец, 16 пикетов-конусов, 2 набора протоколов для дистанций № 1 и № 2, 4 гимнастические палки, 2 баскетбольных мяча, 2 бланка с вопросами, 20 воздушных шаров, 6 обводок, 2 стойки.
Место проведения: спортивный зал.
Ход мероприятия
Организационный этап
Ведущий. Сегодня у нас спортивный праздник «Стартуют все!». Внимание: встречаем команды!
Вход в спортивный зал. Построение в две колонны.
Капитаны поочередно представляют команды.
Звучит гимн, поднимается флаг Республики Беларусь.
Вынос олимпийского флага (при наличии) и факела.
Ведущий. Познакомимся с нашим уважаемым и беспристрастным жюри.
Объявление состава жюри.
Знакомство с правилами.
Команда-победитель получает 3 балла, проигравшая – 1 балл. В случае равенства результатов обе команды получают 2 балла. В случае отказа от участия в конкурсе одним и более участниками, а также при нарушении правил команда получает 0 баллов.
Конкурсная программа
Конкурс 1. «Олимпийская мозаика»
Капитанам команд выдаются пазлы с изображением олимпийских колец. По сигналу судьи командам необходимо составить картинку. Победу одерживает команда, первой выполнившая задание.
Конкурс 2. Квест «Путешествие в страну Олимпиаду»
На спортивной площадке устанавливаются конусы, под ними на листках указаны годы проведения олимпиад.
Капитанам команд выдаются карты-схемы расположения конусов и протоколы для прохождения дистанций (на дистанции № 1 указаны столицы и города летних Олимпийских игр, на дистанции № 2 – зимних). Необходимо по карте отыскать свои пикеты-конусы и вписать годы проведения олимпиад (см. приложение 1). Выигрывает команда, которая быстрее правильно выполнит задание. При обнаружении ошибки участниками команд исправленный ответ можно вписать в протокол в графу R.
Конкурс 3. Эстафета «Скороходы»
Напротив команд на расстоянии 9 м устанавливаются стойки, которые необходимо обежать.
Проводится по парам. Каждому участнику в паре выдаётся гимнастическая палка: одному в правую руку, другому – в левую. По сигналу пары бегут к стойкам и обратно, на линии старт-финиша передают палки следующей паре. Команда, выполнившая задание первой, считается победителем.
Конкурс 4. Эстафета «Оранжевый мяч»
По сигналу первые номера начинают ведение баскетбольного мяча, обходя 3 конуса справа, и, возвратившись назад, передают мяч следующим игрокам. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Конкурс 5. «Полный вперёд, капитан!»
Капитанам необходимо выполнить по 5 штрафных бросков в баскетбольное кольцо. Если будет равное количество попаданий, то добавляется ещё по одной попытке.
Конкурс 6. Игра-квиз «Да-нет»
Командам выдаются бланки с вопросами. Ответы в письменном виде предоставляются жюри. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. В случае ответа «нет» можно указать правильный ответ и получить бонус (+1 балл).
- Национальный олимпийский комитет признан с 9 марта 1992 года? (Да)
- Процессом приспособления организма к изменившимся условиям окружающей среды является автоматизм? (Нет, адаптация)
- Антропометрией называют совокупность методов и приёмов измерения человеческого тела? (Да)
- Официальным талисманом Олимпийских игр в 1972 году в Мюнхене стала такса Вальди? (Да)
- Предохраняет нервные клетки от перенапряжения и создаёт условия для восстановления их работоспособности процесс возбуждения? (Нет, торможения)
- Свод правил и официальных разъяснений по проведению Олимпийских игр называется Олимпийской хартией? (Да)
- Ольга Корбут является олимпийской чемпионкой по академической гребле? (Нет, по гимнастике)
- Способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных напряжений характеризуется силой? (Да)
- Сет – это одна партия в теннисном матче? (Да)
- Игорь Бокий – самый титулованный 16-тикратный паралимпийский чемпион по плаванию? (Да)
Конкурс 7. «Лови передачу!»
Участники выстраиваются в два круга и выполняют многократные передачи мяча сверху и снизу. Чья команда потеряет мяч (мяч коснулся стены, потолка, пола, сетки и др.), проигрывает этот раунд. Выполнять до трёх побед.
Конкурс 8. Игра-тимбилдинг «Угадай олимпийского чемпиона»
Ведущий зачитывает факты из биографии олимпийских чемпионов, догадавшиеся игроки поднимают руки вверх. В случае неверного ответа вторая команда может дослушать факты и ответить. За каждый правильный ответ – 3 балла.
В 2003 году спортсменка окончила Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина. В 2014 году она стала лицом обложки белорусского журнала «Динамо». Среди тренеров и наставников, которые помогали ей готовиться к Олимпийским играм 2004 года, были заслуженный тренер Республики Беларусь Владимир Никифорович Зинченко и тренер-педагог, профессор Виктор Григорьевич Ярошевич. По приглашению Владимира Зинченко была некоторое время в национальной команде, однако спустя несколько месяцев вернулась домой в Брест. Олимпийская чемпионка в беге на 100 м в Афинах (Греция). (Юлия Нестеренко)
Он родился в Минске в семье спортсменов. Отец Геннадий Дмитриевич – загребной в байдарке-четвёрке на тысячеметровой дистанции на Олимпийских играх 1980 года в Москве (его первый тренер), мама Лариса Сергеевна – байдарочница, бронзовая призёрка чемпионата Европы. Впервые дистанцию в 1 км на чемпионате Беларуси он выиграл в 1999 году. Всего за более чем 20-летнюю карьеру 22 раза поднялся на подиум чемпионатов Европы и мировых первенств. В Пекин в 2008 году они в составе байдарки-четвёрки приехали лидерами сезона, поэтому предполагали, что победа возможна. На дистанции 1000 м совместно с Алексеем Абалмасовым, Романом Петрушенко и Артуром Литвинчуком превзошли словаков и немцев, завоевав первую в истории суверенной Беларуси золотую награду в гребле на байдарках. (Вадим Махнев)
Окончила Белорусский государственный университет физической культуры. В 2014 году вошла в состав белорусской сборной на Олимпийские игры в Сочи (вид спорта – фристайл). Там она выступила неудачно, допустив падение в обеих квалификационных попытках, и не смогла пробиться в основной турнир, заняв итоговое 21-е место. На первом этапе олимпийского сезона 2017/18 одержала свою первую победу на этапе Кубка мира, ещё раз по ходу сезона была второй и заняла по его итогам 2-е место в зачёте лыжной акробатики, уступив только китаянке Сюй Мэнтао. На Олимпийских играх 2018 года она со вторым результатом преодолела квалификацию, а в решающем прыжке набрала 96,14 балла и, даже несмотря на касание рукой снега при приземлении, стала олимпийской чемпионкой. (Анна Гуськова)
На открытии Олимпийских игр в Лондоне был знаменосцем белорусской команды. Олимпийский чемпион Лондона-2012, бывшая первая ракетка мира АТП, победитель 53 турниров АТП, полуфиналист Кубка Дэвиса в составе сборной Беларуси. Завершил карьеру профессионального игрока в 2018 году, сообщив об этом в открытом письме, где горячо поблагодарил всех за помощь и поддержку на протяжении долгого спортивного пути. «Выступая на личных турнирах либо играя за страну, я всегда относился к своей профессии с высокой степенью чести и уважения, всегда работал с полной отдачей и поэтому выхожу из игры без какого-либо сожаления и только на позитиве! Мне удалось достичь намного больше, о чём малыш из Минска, Беларуси мог мечтать, взяв в руку ракетку…», – говорил спортсмен. (Максим Мирный)
Конкурс 9. Эстафета «Дружба»
Участники команды выстраиваются в колонну по одному, закрепляют между собой по воздушному шару, кладут руки на плечи друг другу и по сигналу начинают перемещаться к стойке и обратно. Финиш фиксируется по последнему игроку. Чья команда быстрее пересечет финишную черту, та и считается победителем. При потере шарика необходимо вернуться и поднять его с помощью рук.
Конкурс 10. Игра «Шары в воздухе»
Участники расходятся по залу. По свистку каждый в течение одной минуты удерживает свой воздушный шар от падения потоком выдыхаемого ртом воздуха. У кого шар падает на пол, тот выходит из игры. Победу одерживает команда, которая удержит больше шаров в воздухе.
Рефлексия
Подвижная игра «Весёлый мяч»
Все выстраиваются в один круг и начинают перебрасывать друг другу мяч. Поймавший мяч должен назвать цвет своего настроения после спортивного тимбилдинга.
Подведение итогов
Построение команд. Объявление результатов соревнования. Награждение команд.
Приложение 1
Дистанция № 1. Летние Олимпийские игры
Команда _____________________
Время старта _____________________________________
Время финиша ________________
Беговое время _________________
R _________ (ошибка)
R __________ (ошибка)
Город, страна |
Атланта, США |
Лондон, Великобритания |
Москва, Россия |
Париж, Фран-ция |
Пекин, Китай |
Рио-де-Жанейро, Бразилия |
Мельбурн, Австралия |
Монреаль, Канада |
№ пикета |
10 |
13 |
7 |
1 |
12 |
15 |
4 |
6 |
Год проведения |
1996 |
2012 |
1980 |
1900 |
2008 |
2016 |
1956 |
1976 |
Дистанция № 2. Зимние Олимпийские игры
Команда _____________________
Время старта _________________
Время финиша ________________
Беговое время _________________
R _________ (ошибка)
R __________ (ошибка)
Город, страна |
Шамони, Франция |
Сочи, Россия |
Лиллехаммер, Норвегия |
Саппоро, Япония |
Солт-лейк-сити, США |
Осло, Норвегия |
Пхенчхан, Корея |
Калгари, Канада |
№ пикета |
2 |
14 |
9 |
5 |
11 |
3 |
16 |
8 |
Год проведения |
1924 |
2014 |
1994 |
1972 |
2002 |
1952 |
2018 |
1988 |
Татьяна ГОРДИЕВСКАЯ, учитель физической культуры и здоровья гимназии г. Пружаны