Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

«ЧВК Рёдан»: что, откуда и зачем

Одной из самых обсуждаемых тем за последнее время стало появление новой субкультуры – «ЧВК Рёдан». Тревога усиливается среди родителей и педагогов, которые не понимают, что это за движение и опасно ли оно для тинейджеров. Давайте разбираться.

Что такое «ЧВК Рёдан»?
Молодёжное неформальное движение, появившееся в Беларуси, Украине и России. Идея взята из аниме Hunter × Hunter: есть бандитская организация «Геней Рёдан» («Группа теней»), более известная как «Пауки» – эмблему этого членистоногого с цифрой 4 на брюшке носит каждый член банды. Персонажи берутся за разные миссии и ловят преступников.
До недавнего времени фанаты сериала (в основном подростки) использовали только атрибутику «Рёдан» (чёрные свитшоты с эмблемой, клетчатые штаны, длинные волосы), а социальная деятельность сводилась к общению в Telegram-чатах и безобидному косплею (реконструкция внешнего вида и имитация поведения персонажа фильма/аниме/игры, как правило, для последующей фотосессии или воплощения избранных эпизодов источника. – Прим. ред.). Аббревиатура «ЧВК» была взята для пафоса и не имеет никакого отношения к военным организациям.

Откуда ажиотаж?
Всё началось с массовой драки в московском торговом центре «Авиапарк» 22 февраля 2023 года. Стычка произошла между участниками «ЧВК Рёдан» и «офниками» (околофутбольными фанатами, устраивающими столкновения «стенка на стенку». – Прим. авт.). На место вскоре приехала полиция и задержала хулиганов, однако видео драки быстро разлетелось в интернете.
Следующий инцидент случился 26 февраля в ТЦ «Галерея» в Санкт-Петербурге, а затем «эстафету» подхватили и в других городах – не только России, но и Украины. Не обошлось без стычек и в Беларуси, хотя в нашей стране движение носит более миролюбивый характер. Всего через два дня после драки в Санкт-Петербурге порядка 200 молодых людей собрались в одном из торговых центров Гомеля, однако сотрудники милиции вовремя пресекли драку.

Наша справка
Подросткам, не достигшим 16 лет, участие в такого рода мероприятиях грозит предупреждением и постановкой на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних, а старше 16 – административной ответственностью.
 
Комментарий эксперта
Александр Близнюк, начальник отдела организации работы инспекций по делам несовершеннолетних управления профилактики МВД:



– В Беларуси неформальное движение «ЧВК Рёдан» появилось относительно недавно – после стычек представителей этой субкультуры в России и Украине со скинхедами, участниками околофутбольного движения, которое в молодёжной среде называют «офниками». Подобные же призывы сразу начали появляться на территории Беларуси.
Уже 28 февраля в Гомеле сотрудники милиции отследили большое количество комментариев и положительных отзывов о сборе в торговом центре. Было предотвращено несанкционированное мероприятие с возможными тяжкими последствиями. Задержали около 200 человек, среди которых были и несовершеннолетние. Их опросили и передали под расписку родителям. Материалы в отношении этих подростков были отправлены в комиссии по делам несовершеннолетних для рассмотрения в учебных заведениях и проведения профилактической работы. В отношении организаторов было возбуждено уголовное дело по факту призывов к участию в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок (статья 342 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Также задержания проводились и в других городах: 1 марта – в Бресте и Гродно, 4 – в Минске.
Пресс-служба МВД дала официальный комментарий-обращение к родителям и несовершеннолетним с разъяснением административной и уголовной ответственности за участие в подобных мероприятиях. Эффективно была проведена информационно-пропагандистская работа в учебных заведениях на родительских собраниях. Постарались охватить всех учащихся и их родителей, чтобы разъяснить, какие последствия возможны для тех, кто поддаётся деструктивному поведению этих модных трендов, активно распространяющихся через социальные сети и мессенджеры.


ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДАННУЮ СИТУАЦИЮ:
Административная ответственность:
•    Статья 19.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП Республики Беларусь): «…вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин»;
•    Статья 24.23 часть 1 КоАП Республики Беларусь: «Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершённое участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершённые участником таких мероприятий либо иным лицом, – влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест» (в отношении несовершеннолетних арест не применяется).
Уголовная ответственность:
•    Статья 293 часть 1 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК Республики Беларусь): «Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооружённым сопротивлением представителям власти, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет»;
•    Статья 293 часть 2 УК Республики Беларусь: «Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, – наказывается лишением свободы на срок от трёх до восьми лет»;
•    Статья 342 часть 1 УК Республики Беларусь: «Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряжённых с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлёкших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырёх лет»;
•    Статья 369-3 УК Республики Беларусь: «Публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях путём насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иная организация или проведение таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 293 и 342 настоящего Кодекса, – наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок».

Опасна ли субкультура для подростков?
По словам одного из участников-неформалов, основой для «рёданов» является свобода самовыражения: носить то, что нравится, красить или отращивать волосы, общаться с близкими по духу людьми и отстаивать свои интересы. На первый взгляд, ничего криминального, однако многих беспокоят массовые драки. Профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета Светлана Левикова в интервью для издания «РБК» отметила: «Подростками манипулировать очень просто. <...> Аниме – это не агрессивная субкультура, они не драчуны. Если они пошли на такие действия, ищите, кому это выгодно и кто за этим стоит, кто их натравливает…».
Значит, субкультура специально создана, чтобы манипулировать неокрепшими детскими умами? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Клирик Свято-Духова кафедрального собора, преподаватель Минской духовной академии иерей Роман Артёмов в комментарии «Sputnik Беларусь» подчеркнул: «Hunter × Hunter ничем не отличается от сотен тысяч мультиков с похожими сюжетами <...> и вышел в 2011 году. Поэтому возникает вопрос, почему именно сейчас и как получается у них консолидироваться вокруг этой идеи. Создаётся такое ощущение, что эта идея просто подобрана с земли и раскручивается, причём достаточно успешно. И молодые люди на это ведутся».
Так кто же может стоять за «Рёданом»? Те же люди, что когда-то раскачивали в соцсетях «Синий кит», «Тихий дом», «АУЕ» и другие деструктивные группы (подробнее о механизме воздействия манипуляций на психику подростка и советах по выходу из «групп смерти» в материале «Игры со смертью», опубликованном в «Здоровом образе жизни» № 7/2021, с. 20–21. – Прим. ред.). Те, кто ради забавы или со злым умыслом пытаются взбаламутить общественность, посеяв панику и недовольство в наше и без того неспокойное время, и на волне всеобщего «хайпа» поднять себе рейтинг…

Дирижёры и манипуляция
Манипуляция – это вид социального воздействия, направленный на изменение восприятия или поведения других людей при помощи «скрытой, обманной и насильственной тактики в интересах манипулятора». Самой незаметной является манипуляция массовым сознанием.
Есть такое понятие, как конформизм, – склонность придерживаться самого популярного общественного мнения. Оно не всегда носит негативный характер (например, помогает соблюдать нормы морали), но чем меньше у человека знаний, уверенности в чём-либо, тем больше он склонен к конформному поведению, поскольку оно зависит от уровня критического мышления, самооценки. Человек сомневается в себе, а значит, склонен соглашаться с большинством. Когда людям нужно высказаться публично, их уровень конформности возрастает в 100 раз: «Я не могу идти против толпы. Мне страшно!» Проще согласиться, чем доказывать своё мнение.
Ещё один важный момент – это эффект заражения. Как ведут себя болельщики на стадионе? Активно, неистово, поддерживая друг друга. Они в едином потоке. Если команда терпит фиаско, они могут крушить всё вокруг, устраивать акции протеста. Хотя если спросить у одного из фанатов перед игрой, планирует ли он что-то сломать в случае проигрыша любимой команды, то он, конечно, ответит: «Нет!». Это и есть эффект заражения – способность мгновенно перенимать эмоции от другого человека или целой группы.
Уровень сознательности в толпе понижается, степень ответственности размывается. Критическое мышление напрочь отсутствует. Достаточно что-либо сделать одному, как это провоцирует гиперэмоциональность и мгновенно переходит на других.
Наконец, чтобы заставить аудиторию поверить, манипуляторы используют три метода:
1.    Снижение критичности восприятия информации. Для этого её переводят в эмоциональное русло. Когда задействованы чувства и эмоции, рациональность уходит на второй план.
2.    Устрашение. Классический приём – создать внешнего или внутреннего врага. Тогда людей проще собрать и объединить.
3.    Предложение решения проблемы, выгодного манипуляторам. Можно даже использовать частичную правду (чтобы даже у закоренелых скептиков не оставалось сомнений) или полную, но раздробить её так, чтобы человеку было трудно собрать всю картину происходящего.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
•    Не запрещайте! Любые запреты будут восприняты в штыки. Пробуйте разобраться, куда попал ребёнок и почему. Возможно, он просто нашёл друзей по интересам, или это способ самовыражения, или ему не хватает родительского внимания.
•    Проявляйте интерес к увлечениям подростка. Не стоит говорить ему, что его хобби – ерунда. Аккуратно расспрашивайте, что именно он делает в группе, какие у него кумиры. Если ребёнок сам об этом рассказывает, поддержите – он должен видеть, что вам не всё равно. Можно даже подарить ему атрибутику с любимыми фильмами, музыкой, играми, аниме.
•    Можете вступить в те же группы, что и подросток (иногда лучше это сделать тайно) – это позволит быть в курсе всех событий. Но наблюдайте, не вмешиваясь.
•    Не забывайте о доверии! Если у подростка хорошие отношения с семьёй, правильно выстроены личные границы, он мало что скрывает от родителей. И в случае сомнений в правильности происходящего в субкультуре сможет рассказать вам об этом.
•    Наблюдайте за его поведением со стороны. Если доверительные отношения не выстроены или ребёнок по каким-то другим причинам не делится с вами информацией, обратите внимание на его поведение. В первую очередь, на резкие перепады настроения, изменения в аппетите, весе, режиме сна и отдыха, общение в кругу семьи. Падение успеваемости, прогулы и склоки в школе – тоже показатель. Если что-то вызывает у вас тревогу, не давите, а осторожно поговорите с ребёнком. При необходимости обратитесь к школьному психологу.
•    Поощряйте увлечения. Что подростку нравится в той или иной субкультуре? Например, кто-то виртуозно играет на барабанной установке. Предложите ему попробовать самому, записав в музыкальную секцию. Если у ребёнка мало увлечений, предложите альтернативу. Сейчас много кружков по интересам.
•    Доверьтесь его выбору. То, что подросток выбрал для себя определённый имидж или приверженность к неформальной группе, не обязательно говорит о том, что он попадёт в опасную ситуацию. Вспомните себя в молодости и не думайте о подростках как о людях, совершенно не разбирающихся в жизни. Когда они не встречают сопротивления, а наоборот видят, что родители пытаются их понять, искренне интересуются их жизнью, рассказывают об опасностях, дети растут вполне благоразумными.
•    Учите критическому мышлению. В первую очередь ребёнок должен прислушиваться к себе (а не к тому, что говорят малознакомые люди), быть скептичным и не поступать в духе «все пошли, и я тоже!». Сначала нужно взвесить все «за» и «против», подумать о последствиях.

Комментарий эксперта
Наталья Стельмах, детский психолог:
– Подростки всегда объединялись по интересам. Раньше очень популярны были хиппи, панки, потом им на смену пришли готы… Даже без субкультур люди всегда ищут единомышленников. Если кому-то нравится слушать рок-музыку, вряд ли он будет обсуждать её с человеком, который предпочитает классику.
В просмотре аниме ничего плохого нет, как и в том, чтобы вступать в какие-либо сообщества. Однако бывают возрастные ограничения и неприемлемый, жестокий контент. Это надо отслеживать и напоминать детям, что не стоит переносить сюжет мультипликации в реальную жизнь. Нередко подростки подражают любимым героям не только внешне, но и внутренне, причём берут за пример отнюдь не положительные черты. Так и получилось с участниками «ЧВК Рёдан». Они вышли за пределы просмотра и обсуждения аниме и нарушили административные законы. Ведь одно дело, если ребёнок просто общается, слушает музыку, смотрит аниме (фильмы и т. п.), пробует выделиться внешне и так далее, и совсем другое, если он наносит вред себе или другим людям.
Но дыма без огня не бывает. Многое зависит от эмоциональной обстановки в семье, воспитания. Если родители, уставшие от работы и домашних дел, не уделяют подростку должного внимания, он находит семью в субкультуре (причём в любой!). Потому что там его понимают, принимают, видят и слышат. Важно не упустить этот момент, поскольку увлечениями детей могут воспользоваться в своих целях. Поэтому очень важно развить у ребёнка критическое мышление – и это задача не только родителей, но и педагогов.
Также необходимо приобщать ребят к разным увлечениям и занятиям, чтобы личная жизнь тинейджера не формировалась только в одном русле. Например, записывайте его в различные секции по интересам, кружки, организуйте семейный досуг – те же вечера настольных игр или туристические походы (такие мероприятия сближают поколения и укрепляют доверительную связь между взрослыми и детьми).
 
СОВЕТЫ ПОДРОСТКАМ
•    Не бойся рассказывать родителям о своих увлечениях и ребятах, с которыми общаешься. Это нужно, чтобы в случае неприятной ситуации взрослые смогли тебе помочь или же уберечь от непоправимого.
•    Помни о критическом мышлении. Если тебя склоняют к чему-то опасному, не соглашайся. Не важно, каким ты будешь в глазах окружающих, главное – собственные безопасность и здоровье.
•    Защищай свои персональные данные. Информацией, которую мы выкладываем в соцсети, могут воспользоваться злоумышленники. Не размещай свой телефон, адрес, номер школы, возраст, места, которые посещаешь, и увлечения. Об этом можно рассказывать, только если ты хорошо знаком с людьми.
•    Учись отличать правдивую информацию от фейковой. Всегда проверяй первоисточник. Правда обычно не такая сенсационная и увлекающая, как фейк. Если кто-то присылает тебе какую-нибудь сомнительную информацию, задавай себе вопросы: зачем, кому это выгодно, насколько эмоционально она преподнесена, есть ли доказательства и т. д.
•    Выбирай окружение. Если ребята из субкультуры, в которую ты вступил, делают что-то опасное или склоняют тебя к этому, смело выходи из неё и расскажи об этом взрослым.
•    Продолжай искать себя. Не стесняйся самовыражаться, искать новые увлечения, развиваться. Может быть, среди всего многообразия ты найдёшь своё призвание.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ
•    Проводите классные часы и другие мероприятия, где можно обсудить интересы учеников. Предложите альтернативные кружки. Кто-то увлекается пением? Кто-то пишет стихи? Расскажите, как они могут себя реализовать.
•    Говорите о субкультурах в нейтральном ключе. Не оскорбляйте какое-то движение, внешний вид его членов. Это вызовет негативную реакцию, особенно если в классе есть его приверженцы. Лучше поговорите об опасном и неопасном поведении, о способах самовыражения. Поинтересуйтесь, как дети видят это со стороны.
•    Если в классе есть неформал, не нужно его высмеивать при всём классе. Поговорите с ним после уроков, расспросите, почему он решил вступить в субкультуру, что он там делает. В случае необходимости поставьте в известность родителей.
•    Помогите подросткам сформировать критическое мышление. Научите их анализировать факты и прогнозировать развитие и исход различных ситуаций. Объясните, к каким последствиям может привести опасное поведение.
•    Побеседуйте с родителями. Поделитесь с ними информацией о разнице между безобидными увлечениями и попыткой подростка найти себя и опасными занятиями, когда взрослым нужно бить тревогу.

Комментарий эксперта
Карина Рогальская, начальник отдела социальной работы и правовой защиты детства МГИРО:
– Сейчас практически каждый ребёнок или подросток увлекается аниме. К сожалению, это не всегда положительно сказывается на их сознании и дальнейших действиях. Все кураторы деструктивных обществ могут воспользоваться увлечениями детей, в данном случае аниме, толкуя сюжет так, чтобы повернуть мышление ребят в нужное для манипуляторов русло.
Анимационный продукт Hunter × Hunter достаточно старый, но массовые драки его любителей возникли только в феврале этого года. «Рёдановцы» взяли за основу сюжет истории, но оставили только хулиганскую линию. Скорее всего, события были кем-то умело использованы, чтобы дискриминировать молодёжь: подставить её под удар правоохранителей, вызвав родительский гнев и волнения в обществе. Потому что сами подростки, как правило, не связаны с экстремистскими направлениями. Большинство просто обсуждают в соцсетях и аниме-сообществах интересные для них вещи. До этого года они не проявляли агрессию…
После событий в Гомеле, Бресте и Минске в школах проводились родительские собрания, поскольку в первую очередь эту ситуацию нужно обсуждать с семьями – они должны знать об увлечениях детей. Принцип «подросток общается в Сети, но сидит дома в безопасности» не работает. Родителям стоит интересоваться хобби ребят, проверять, насколько они вовлечены в сообщества (и не являются ли те деструктивными), и проводить профилактические беседы.

Свято место пусто не бывает
История с «ЧВК Рёдан» и попытки создания искусственной истерии вокруг неё, вовремя, к счастью, пресечённые милицией, наглядно показали, что бывает, если за увлечения молодёжи берутся опытные манипуляторы. Стало быть, нам стоит задуматься, как заполнить вакуум в работе с молодёжью. Речь идёт не о формальных, существующих лишь на бумаге методах и технологиях, а о реально действующих предложениях, которые действительно будут интересны молодым людям и послужат их созидательной самореализации.

ДИАНА ЯКОВЛЕВА