Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Говорим об этом. Старший школьный возраст

Старший школьный возраст (ранняя юность) – это период развития детей от 15 до 17–18 лет. Как правило, это учащиеся 9–11 классов. В этом возрасте, по сути, разговор о сексе и половом воспитании следует продолжать, а не начинать. Какие темы надо обязательно обсудить и как их преподнести?

Многие родители зачастую занимают выжидательную позицию и уверены, что чем дольше подросток не будет информирован, тем позднее он начнёт половую жизнь. В результате откровенный разговор происходит тогда, когда советы и предупреждения уже не актуальны. Ситуация напоминает анекдот: «Сынок, пришло время поговорить с тобой о сексе. – Хорошо, папа. Что тебя интересует?». Всё, что дети хотели узнать о самых пикантных вопросах, поверьте, они уже узнали.

Джордж Сантаяни как-то сказал: «Ребёнок, получивший образование только в учебном заведении, – необразованный ребёнок». Семья наравне со школой несёт ответственность за привитие подросткам знаний всестороннего полового воспитания. Молодые люди должны получить полную информацию о половом созревании, сексуальности, репродукции, контрацепции, сексе и отношениях и т. д. Это поможет им принимать обоснованные решения касательно секса и их сексуального здоровья. Половое воспитание должно служить сексуальному развитию как естественной части человеческого развития.

Поэтому, нравится это вам или нет, говорить с подростком на эти темы надо. Если этого не сделать, возможны различные нежелательные последствия: ранняя беременность, заражение инфекциями, передающимися половым путём, в том числе ВИЧ, беспорядочные половые связи и т. д. Ребёнок может стать жертвой сексуального насилия или принуждать к сексу других.

ТЕМЫ ДЛЯ ОТКРОВЕННЫХ БЕСЕД В 15–17 ЛЕТ:
•    физиологические изменения в теле;
•    спонтанная эрекция;
•    мастурбация;
•    опасность зависимости от просмотра порнографии;
•    как познакомиться и пригласить на свидание;
•    отличие любви от сексуального влечения;
•    здоровые и нездоровые отношения;
•    возраст согласия;
•    право на отказ;
•    уважение к партнёру;
•    первый половой контакт (правда и заблуждения);
•    безопасный секс (контрацептивы, в том числе средства экстренной контрацепции, лубриканты);
•    воздержание;
•    виды разлуки (расставание, развод, смерть) и способы справиться с ней;
•    планирование семьи;
•    умение конструктивно разрешать спорные моменты в отношениях.

КАК БЕСЕДОВАТЬ О СЕКСЕ
1.    Изучите тему предстоящей беседы. Почитайте специальную литературу, статьи специалистов, посмотрите видеолекции TED, узнайте, что предусмотрено школьной программой по данному вопросу. Например, если в школе уже изучают репродуктивные органы и их биологическое назначение, можно побеседовать с ребёнком о нюансах полового созревания (как тело реагирует на возбуждение, спонтанная эрекция и связанные с ней трудности, менструация и т. п.), первом половом контакте, его последствиях и психологической разнице восприятия у девушек и юношей, контрацепции и т. д.
Любая информация, исходящая от вас, должна быть достоверной, компетентной и современной. Кроме того, предварительное изучение темы беседы подготовит к возможным каверзным вопросам и придаст уверенности.
2.    Преодолейте стеснение, говорите открыто и честно. Секс – это естественная часть нашей жизни. Говорить о нём так же нормально, как о сне или приёмах пищи. Умение свободно обсуждать вопросы половых отношений (противозачаточные средства и презервативы, право на отказ, возраст согласия и др.) защитит молодых людей и их здоровье на протяжении всей жизни. Кроме того, подростки хорошо чувствуют неискренность, а доверие очень легко потерять.
3.    Преподносите информацию без замалчивания смущающих вас моментов. Единственным мерилом объёма предоставляемых данных должно быть их соответствие возрасту ребёнка.
4.    Воздержитесь от оценочных суждений. Стереотипы, осуждение и заблуждения сводят просветительскую функцию полового воспитания на нет, а также могут отпугнуть подростка.
5.    Не превращайте разговор в допрос. Начнёте вести агрессивные расспросы, и столкнётесь с ложью, молчанием или откровенной враждебностью. Тинейджер также может закрыться от той информации, которую вы хотите донести, или поступать назло.
6.    Дайте возможность высказаться. Прислушайтесь к мнению ребёнка, каким бы оно ни было. Постарайтесь понять его трудности и страхи. Предложите свою помощь по их преодолению.
7.    Стремитесь укреплять с ребёнком доверительные отношения, поддерживать. Искреннее внимание, любовь и доверительные отношения с родителями помогут подростку успешно пройти через период взросления, сформировав правильные мужские и женские качества.

ЛАЙФАК
Если вы не знаете, как начать разговор, можно устроить совместный просмотр фильма и обсудить сюжет. Кино выберите сами, однако желательно, чтобы там была тема взаимоотношения полов и секса (в пределах разумного) и т. д. Анализируя ситуации из фильма (мультфильма, книги), подросток проигрывает варианты своих действий. Поэтому не перебивайте и внимательно слушайте.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ
1.    Повышайте компетентность в области полового воспитания. Окончите соответствующие курсы, прослушайте лекции, принимайте участие в семинарах и тренингах. Всестороннее изучение проблемы позволяет эффективно и без ущерба для психики доносить информацию до учащихся.
2.    Продолжайте взаимодействовать с семьями учащихся, социальным педагогом и школьным психологом. Создавайте совместные проекты, организуйте консультации и семинары для родителей.
3.    Проводите тематические мероприятия*:
•    беседы со специалистами (сексологами, врачами, сотрудниками центров помощи жертвам насилия и т. д.). Очные консультации с возможностью задать интересующие вопросы, в том числе анонимно, способствуют лучшему пониманию проблемы и закреплению знаний о безопасном поведении. Можно проводить только для девушек, только для юношей, смешанные;
•    групповые обсуждения и круглые столы («Моя прелес-с-сть, или Сталкинг на сексуальной почве», «Что значит быть ответственным?», «Ты мне должен. Нет, ты!» и т. д.);
•    классные часы с решением ситуационных задач («Я свободная личность», «Какая она, семья?», «Вечеринка, свидание, дружеский визит. Правила безопасности» и т. д.);
•    уроки планирования семьи («Семья – это главное!», «Отцы и дети, или Трудно ли быть родителями?», «Искусство быть вместе» и т. д.).
*В течение года часть из заявленных методических разработок будет опубликована в нашем журнале, прим. ред.
5. Организуйте экскурсии и выездные лекции с просмотром видео в медицинские учреждения, центры психологической помощи подросткам и жертвам насилия и т. д. Данные меры направлены на эффективное усвоение таких тем, как репродуктивное здоровье женщины и мужчины, контрацепция, способы противодействия сексуальному насилию.
6. Не замалчивайте тему сексуального насилия, а также токсичных отношений. Первый половой опыт случается часто именно в старшем школьном возрасте и нередко по принуждению. Поэтому молодые люди должны понимать, что такое сексуальное насилие, важность согласия и права на отказ, разницу между заигрываниями и принуждением, здоровыми и нездоровыми отношениями и научиться их отличать.
Знать правила безопасного поведения в интернете, на свидании, вечеринке, а также где и как найти помощь, если подвергся насилию.
Кроме того, ребята должны уметь выстраивать стратегии, позволяющие избежать или прекратить нездоровые отношения, а также овладеть эффективными способами сообщения о своих потребностях в паре и управлять конфликтами.

Интересно
В социальной сети «ВКонтакте» при поддержке ЮНЕСКО создан интернет-проект для подростков «Двор», посвящённый вопросам физиологии пубертатного периода, репродуктивного здоровья, межличностных отношений и другим темам, волнующим тинейджера. Например, почему растут усы и борода, что такое тестостерон и как он влияет на настроение, как вести себя на первом свидании и т. д.

Литература о половом воспитании
Говорить о сексе и половом здоровье непросто. Преодолеть смущение, ответить на неоднозначные вопросы, научиться применять правильные термины позволяет специальная литература.

Для родителей и педагогов
1. Альберто Пеллай «Слишком рано! Сексвоспитание в эпоху Интернета».
2. Маркус Уикс «Используй психологию! Наука, которая помогает в жизни».
3. Анна Левинская «Без секретов. Как бережно и уверенно говорить с детьми о теле, отношениях и безопасности».
4. Евгений Кащенко, Анна Котенева «Уже не ребёнок, ещё не взрослый».

Старшеклассникам
1. Ди Снайдер «Курс выживания для подростков» (для детей от 15 лет).
2. Лора Бадденберг, Алиша Монтгомери «Давай встречаться! Как построить счастливые отношения с тем, кто тебе нравится» (для детей 15–17 лет).
3. Евгений Кащенко, Анна Котенёва «Откровенный разговор про это с подростком» (для детей от 16 лет).

По мере взросления подростков мы хотим, чтобы они всё больше и больше контролировали свою жизнь, могли самостоятельно принимать важные решения. Баланс между ответственностью и правами имеет большое значение, поскольку он устанавливает поведенческие ожидания и укрепляет доверие. Однако общество должно предоставлять молодым людям честную, соответствующую их возрасту информацию, необходимую для построения здоровых отношений и успешного управления своей сексуальной жизнью.

Статьи в помощь
Предлагаем для подготовки семейных бесед с подростками и школьных мероприятий подборку наших материалов:
1.    Наталья Бондаренко «Цени. Люби. Не разрушай» («Здоровый образ жизни», № 6/2020, с. 20–21) – статья посвящена условиям и способу построения гармоничных отношений в семье.
2.    Екатерина Муравицкая «Многоликий абьюз» («Здоровый образ жизни», № 6/2021, с. 25–27) – описаны виды токсичных отношений и способы выхода из них.
3.    Наталья Стельмах «Дети и педофилы» («Здоровый образ жизни», № 9/2021, с. 22–25) – объясняется, кто такие педофилы, какие дети находится в группе риска, указаны признаки и последствия насилия у подростков, а также меры противодействия преступникам.
4.    Наталья Стельмах «Домогательства в Сети» («Здоровый образ жизни», № 11/2021, с. 22–25) – продолжение темы педофилии: описаны виды сексуального насилия в интернете, алгоритмы защиты и оказания помощи пострадавшим детям.
5.    Екатерина Сорока «Мама, я беременна!» («Здоровый образ жизни», № 11/2022, с. 22–27) – что делать и куда обращаться, если забеременела несовершеннолетняя.
6.    Екатерина Сорока «Новогодняя тусовка: весело и безопасно» («Здоровый образ жизни», № 12/2022, с. 25–27) – предоставлены правила безопасного поведения на молодёжной вечеринке.
7.    Наталья Стельмах «Новогодняя ночь без сожалений» («Здоровый образ жизни», № 12/2022, с. 28–33) – описаны методы принуждения к сексу, а также предложены советы, как избежать сексуального насилия в компании, клубе, на квартирнике.

ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ БЕСЕД И КОНСУЛЬТАЦИЙ
Минск
Центр дружественной помощи подросткам (ЦДП) «Парус надежды»
г. Минск, ул. Плеханова, д. 127.
Тел.: +375 (17) 358-32-34.
ЦДП «Доверие»
г. Минск, ул. Есенина, д. 66.
Тел.: +375 (17) 316-22-42.
ЦДП «Ювентус»
г. Минск, ул. Кольцова, д. 53, корп. 1.
Тел.: +375 (17) 272-45-89 (акушер-гинеколог), +375 (17) 270-23-67 (психолог).
ЦДП «Юникс»
г. Минск, ул. Налибокская, д. 15.
Тел.: +375 (17) 209-85-61.
ЦДП «Синяя птица»
г. Минск, пр. Победителей, д. 93.
Тел.: +375 (17) 369-74-00.
ЦДП «Визави»
г. Минск, ул. Фроликова, д. 2.
Тел.: +375 (17) 395-51-66.
ЦДП «Успех»
г. Минск, ул. Герасименко, д. 22, корп. 2.
Тел.: +375 (17) 307-20-39.

Брестская область
ЦДП «Вместе»
г. Брест, ул. Кижеватова, д. 74.
Тел.: +375 (162) 57-40-88.
ЦДП «Контакт»
г. Барановичи, ул. Чкалова, д. 2.
Тел.: +375 (163) 42-20-68.
ЦДП «Надежда»
г. Пинск, ул. Завальная, д. 18.
Тел.: +375 (165) 35-16-58.

Витебская область
Центр здоровья молодёжи (ЦЗМ)
г. Витебск, ул. Чкалова, д. 14.
Тел.: +375 (212) 37-24-50.
ЦЗМ «Надежда»
г. Орша, ул. Пионерская, д. 15.
Тел.: +375 (216) 51-17-21.
ЦЗМ «Диалог»
г. Новополоцк, ул. Калинина, д. 5.
Тел.: +375 (214) 51-90-90.
ЦЗМ «Откровение»
г. Полоцк, ул. Е. Полоцкой, д. 18.
Тел.: +375 (214) 42-76-55.

Гомельская область
ЦЗМ «Юность»
г. Гомель, ул. Быховская, д. 108.
Тел.: +375 (232) 47-36-12, +375 (232) 47-86-14.
ЦДП «Афродита»
г. Добруш, ул. Чапаева, д. 3.
Тел.: +375 (233) 37-64-37.
ЦДП «Ветразь»
г. Жлобин, ул. Воровского, д. 1.
Тел.: +375 (233) 42-28-29.
ЦДП «Гармония»
г. Речица, ул. Трифонова, д. 119.
Тел.: +375 (234) 09-11-33.
ЦДП «Новое поколение»
г. Светлогорск, ул. Луначарского, д. 92.
Тел.: +375 (234) 27-07-19.

Гродненская область
ЦДМ «Контакт»
г. Гродно, ул. Гагарина, д. 18.
Тел.: +375 (152) 96-44-66.

Могилёвская область
ЦДП «Альтернатива»
г. Могилёв, ул. Симонова, д. 55б.
Тел.: +375 (222) 48-88-42.
ЦДП «Импульс»
г. Бобруйск, ул. Советская, д. 116.
Тел.: +375 (225) 70-43-53

НАТАЛЬЯ СТЕЛЬМАХ, детский психолог