Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Дети солнца

Синдром Дауна. Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал этот термин. Известно, что это генетическое заболевание, в основном вызванное появлением дополнительной, 47-й хромосомы в геноме. Но не все понимают, что за особенности приобретают дети с данным синдромом, а главное – как себя вести по отношению к ним.

Относиться к таким деткам нужно, как и к любым другим, – с заботой, лаской, любовью и пониманием. Да, у них есть особенности, но это не делает их хуже или лучше, они просто немножко другие. И, зная эти отличительные черты, можно не только выстроить эффективное взаимодействие с такими детьми, но и значительно снизить негатив.

Общие черты психического развития
Первое время после рождения «солнечный ребёнок» может практически ничем не отличаться от других, за исключением специфических особенностей во внешности. Но по мере взросления всё чётче прорисовывается разница в развитии психических процессов.
1. Внимание. Такие дети имеют сложности в концентрации и переключаемости внимания, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Однако при достаточной стимуляции способность удерживать внимание значительно возрастает.
2. Интеллект. Также имеет место интеллектуальная недостаточность, но её степень значительно зависит от проводимых с ребёнком мероприятий. Обычно её диапазон варьируется от умеренной степени до нижней границы нормы. Но при полноценных и вовремя начатых занятиях даже умеренная интеллектуальная недостаточность может значительно корректироваться.
3. Память. Из-за особенностей кратковременной памяти существует ряд проблем с запоминанием новой информации. Поэтому детям с синдромом Дауна труднее её усваивать, им требуется больше повторений.
4. Социальные навыки, эмоциональное состояние и коммуникация. Таким детям тяжелее планировать, нарабатывать навыки, применять полученные знания в новой ситуации. Однако при общении со сверстниками или взрослыми они проявляют хорошие подражательные способности, а также чаще всего охотно идут на контакт, что позволяет достаточно успешно их социализировать. Также «дети Солнца» весьма эмоциональны, дружелюбны, часто смеются и много улыбаются, выражают нежность и ласку, активно жестикулируют и проявляют двигательную активность, за что и получили такое «солнечное» прозвище. И, несмотря на речевые нарушения, благодаря этим особенностям характера они могут взаимодействовать с окружающими.

Как взаимодействовать родителям
Эти рекомендации помогут быстрее найти общий язык с «солнечным ребёнком» и остаться в гармонии с собой.
1. Ваш ребёнок – это такой же ребёнок, как и остальные дети. Да, у него есть свои особенности, но поведение по отношению к нему не должно кардинально отличаться от отношения к другим малышам.
2. Ваш ребёнок – это отдельная личность, со своим неповторимым внутренним миром, поэтому относитесь к нему с уважением.
3. Чем раньше начнутся коррекционные занятия – тем лучше будет результат.
4. И обычным детям, и «солнечным» нужны внимание, забота, любовь, поддержка. Поэтому постарайтесь стать для них теми самыми близкими людьми, на которых можно положиться.
5. Старайтесь больше общаться с окружающими, не замыкайтесь в себе и своей семье. Друзья, родственники, коллеги – все они являлись частью вашей жизни до рождения ребёнка и должны оставаться в ней и после.
6. Давайте выход своим эмоциям, не игнорируйте чувства. Если это необходимо, выскажите свои переживания близким или сходите к специалисту. Но ни в коем случае не копите всё внутри себя.
7. Не игнорируйте потребности ребёнка, но и не потакайте его капризам. Установите здоровый баланс.
8. С рождением малыша ваша жизнь не закончилась, а только началась! Мысли о нём не должны занимать всё свободное время. Уделите внимание и себе, своим увлечениям, чувствам и потребностям.
9. Люди бывают разные, поэтому спокойно реагируйте на недобрые выпады и косые взгляды некоторых личностей. Своими действиями они характеризуют не вас и вашего ребёнка, а только лишь себя.
10. Интересуйтесь, узнавайте новое, ищите положительные стороны и никогда не сдавайтесь! Ваш малыш всё чувствует, и нет ничего более благоприятного для его развития, чем здоровая, счастливая семья и любящие родители рядом.

Как взаимодействовать педагогам
В значительной степени влияют на развитие личности «солнечных деток» и педагоги, которые с ними занимаются.
1.    Эти дети заслуживают такого же хорошего отношения, как и все остальные, и достойны уважения к своей личности и потребностям. Не забывайте об этом!
2.    Никогда не сравнивайте их с другими детьми, не навешивайте на них ярлыков в связи с их особенностями. Они такие, какими их создала природа, и уникальны точно так же, как и любой человек.
3.    Не фокусируйте слишком много внимания и сил на конкретном ребёнке. Да, возможно, дети с синдромом Дауна требуют к себе более чуткого отношения, но все ученики вашего класса нуждаются в участии, поэтому грамотно распределяйте своё время.
4.    Если ребёнок с синдромом Дауна учится в интегрированном классе, то необходимо провести разъяснительную беседу с учениками и их родителями. Расскажите им о данном синдроме, объясните все нюансы общения с такими детками, успокойте родителей и учащихся относительно абсолютной безопасности нахождения в одном коллективе, а также выявите положительные стороны такого взаимодействия. Родители должны понимать, что общение их детей с особенными имеет массу позитивных моментов для обеих сторон.
5.    Но вы и сами не должны относиться к таким детям как к проблеме или дополнительной нагрузке. Для вас это тоже полезный и позитивный опыт взаимодействия, ведь внутренний мир «солнечных», возможно, и отличается от других, но не становится от этого менее удивительным и интересным.
6.    Постарайтесь создать в классе атмосферу дружбы, принятия и взаимопомощи. Тогда и вам станет легче проводить занятия и общаться с учениками. Кроме того, вы обретёте надёжных помощников и коллектив, способный подружиться с особенными детьми.
7. Постоянно самосовершенствуйтесь и развивайтесь. Стремитесь узнать что-то новое, не останавливайтесь на достигнутом, будьте для детей примером для подражания, лидером, которого они любят. С оптимизмом смотрите в будущее вашего класса, верьте во всех своих учеников, и результаты вас не разочаруют.
Все эти действия позволят и родителям, и педагогам наиболее грамотно и эффективно взаимодействовать с «солнечными детками». А их совместные усилия позволят таким малышам как можно лучше развивать свои способности и адаптироваться к окружающему миру.

Развеивая предубеждения
Теперь уделим внимание и тем родителям, чьи малыши учатся в одном классе с детьми с синдромом Дауна.
1.    «Солнечные» не помешают вашему ребёнку хорошо учиться и не научат его плохому. Помешать могут только неправильно организованная работа в классе, личностные особенности каждого отдельного ребёнка, а также неправильный подход к воспитанию детей.
2.    В ваших силах сделать пребывание каждого малыша в классе максимально комфортным. Объясняйте своим детям правила поведения, учите их добру и справедливости, усердию и терпимости, прививайте трудолюбие и дисциплину, и тогда, в каком бы коллективе они ни находились, вы никогда не будете волноваться за их успехи.
3.    Не забывайте и про себя. Если вы не будете для своих детей примером для подражания хорошему, то они станут подражать вашим негативным чертам. Поэтому, если вы и сами относитесь к людям, непохожим на вас, с презрением, отторжением и неприязнью, то ничего удивительного в том, что дети будут копировать это поведение и относиться к особенным точно так же.
4.    От беды не застрахован никто. И если сейчас вы считаете, что дети делятся на «достойных внимания» и «недостойных», то не рассчитывайте на помощь и поддержку, если какое-то несчастье приключится и с вами. Потому что, какой мерой меряете, такой отмерят и вам.

Поймите, синдром Дауна – это не приговор и не кара небес. Это возможность взглянуть на обычные вещи под другим углом, глазами особенных деток. Это шанс принять и полюбить не только личность «солнечного ребёнка», но и самих себя.

ЕКАТЕРИНА МУРАВИЦКАЯ, психолог