Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Слова на ветер

Словом можно утешить, но можно и обидеть… Ребёнок узнаёт о себе только со слов и поступков близких. Каждым обращением к ребёнку – словом, взглядом, интонацией, жестом, тоном голоса и даже молчанием – мы сообщаем ему не только о своём состоянии, но и об отношении к его личности.

Демотивирующие фразы:

Нет! 

Не трогай!

Мама сказала: нет! 

Ты меня слышишь! 

Сейчас же положи на место!

Даже не думай, я всё вижу!

Сколько тебе раз говорить: не сори здесь!

Вот только попробуй ещё раз это сделать, я тебе всыплю по первое число!

Так, я тебя предупредила! 

Ты только посмотри, что ты натворил! 

Вечно ты куда-то лезешь!

Опять весь вымазался, грязнуля! 

Это надо делать не так! 

Лучше вообще не берись за это! 

Уйди от меня!

По результатам исследований установлено, что родители отчитывают детей дошкольного возраста в среднем около 55 раз в день и чаще изспользуя эти фразы. Неприятно, правда? Задумайтесь, как же ребёнок чувствует себя, когда слышит это в свой адрес.

Постоянная критика подрывает веру ребёнка в силы. У него развивается чувство вины и стыда, занижается самооценка, и  он начинает верить в то плохое, что в гневе говорят ему люди, которых ребёнок любит.

Дети становятся отчуждёнными, недоверчивыми, скрытными, ленивыми, неуверенными в себе. Многим из них так и не удаётся избавиться от груза застарелых обид даже после того, как они сами становятся взрослыми. И жизнь их часто не складывается из-за ложного сознания собственной никчемности, которое им привили в детстве.

Взрослые часто бросают слова и не задумываются, что чувствуют в тот момент дети, не понимают, насколько важно в общении каждое слово.

Приведу в пример один случай. Трёхлетний мальчик вернулся с мамой из магазина. Он хотел помочь положить продукты в холодильник. При попытке это сделать мама сказала ему: «Не трогай! Разобьёшь! Сначала вырасти, а потом!..»

Обратите внимание: мальчик в таком случае думает, что его отталкивают, принижают, не нуждаются в его помощи, внушают, что он ни на что не способен. А мама хотела сделать как лучше: чтобы сын не разбил что-либо, не утруждался…

Но ведь можно было проявить терпение и уделить время ребёнку, чтобы он попробовал силы в неизведанном деле.

Родителям необходимо чаще поддерживать детей, чтобы они могли смело браться за любое дело, верили в свои силы, чувствуя себя защищёнными и любимыми.

Мотивирующие фразы:

Ты моя гордость!

У тебя всё получится!

Ты самое дорогое, что у меня есть!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Чтобы ни случилось, я всегда рядом с тобой!

Расскажи мне, что с тобой.

Что бы мы без тебя делали?!

Я радуюсь твоим успехам!

Мне хорошо, когда ты рядом.

Я рада тебя видеть.

Мне нравится, как ты…

Я по тебе соскучилась.

А давай вместе!

Поддержать ребёнка можно не только словами. Взрослые редко используют возможность прикоснуться к чаду, особенно если он старше 5 лет. Считают, что взрослый, и поцелуи, объятия ему уже не нужны. Но, по мнению психологов, даже взрослому для нормального самочувствия и хорошего настроения необходимо определённое количество объятий, поцелуев, поглаживаний. 

Если человек не дополучает положенной дозы ласки, он становится раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Если для взрослого человека так важны положительные эмоции, то для малыша они жизненно необходимы!

Посчитайте, сколько раз вы жалели ребёнка. Рекомендуется обнимать его несколько раз в день: четыре объятия необходимы просто для выживания, для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день, а чтобы ребёнок развивался интеллектуально надо приласкать его дюжину раз в день!

Воспроизводить чувства к ребёнку можно и без слов – жестами и мимикой лица, доверительно дотронувшись до его руки или плеча, шутливо взъерошив волосы, обняв, нежно погладив по волосам, спине… А также многое другое, что подскажут интуиция и любовь к ребёнку.

НАТАЛЬЯ ЛЕБЕДЕВА, педагог-психолог первой категории, ясли-сад № 6 г. Слонима