Развиваем ловкость на уроках физической культуры и здоровья
Ловкость – способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Это качество определяется тонким взаимодействием силы, быстроты и выносливости. Ловкость требуется там, где возникшая перед нами двигательная задача обладает рядом осложнений, но во всех случаях предполагается, что, несмотря на эти осложнения, мы сумеем с её помощью успешно, правильно решить эту задачу.
Основа ловкости – подвижность двигательного навыка. Поэтому, у кого хорошая ловкость, тот быстро и качественно осваивает новые движения. Однако, как показывает многолетняя практика, учащиеся первой ступени общего среднего образования имеют низкие показатели развития ловкости, связанные с проблемой малой двигательной активности. В связи с этим, развитие данного физического качества у учащихся первой ступени общего среднего образования целесообразно осуществлять посредством использования разнообразных упражнений, подвижных игр и эстафет на уроках физической культуры и здоровья.
• пространственную точность движений;
• точность движений, осуществляемых в сжатые сроки;
• упражнения, выполняемые быстро и качественно в новых, изменяющихся условиях или при помехах движению.
Ловкость развивается в основном физическими упражнениями, которые являются специфичными для избранного вида спорта. Но вместе с тем существуют упражнения, носящие общий характер. Одним из таких упражнений согласно учебной программе по физической культуре и здоровью на первой ступени общего среднего образования является челночный бег м.
Известно, что теоретический компонент является необходимым условием для успешного усвоения практического. Для формирования у учащихся правильного представления о технике выполнения челночного бега мной используется электронное средство обучения В. В. Храмова «Уроки физической культуры и здоровья. Лёгкая атлетика. 1–11 классы». Учебное занятие провожу в спортивном зале с использованием мультимедийного проектора с экраном и ноутбуком, на котором установлен данный программный продукт. Преимуществом использования программы является то, что она позволяет максимально точно знакомить учащихся с конкретной двигательной задачей, сократить время обучения, повысить его качество. Появляется возможность увидеть в быстром и медленном темпе технику выполнения упражнения, просмотреть его по кадрам, объяснить учащимся мельчайшие детали движения.
Для формирования техники челночного бега необходимо подробно отрабатывать все этапы (фазы): старт, бег со скоростью, поворот, финиширование.
Для качественного старта важно правильно подобрать опорную толчковую ногу и маховую в высокой стойке с наклоном вперёд. Затем по сигналу необходимо сильно оттолкнуться толчковой ногой и создать инерцию телу. Первоначальное выталкивание задаёт темп всему забегу. Необходимо оптимально загрузить толчковую ногу. Помогая учащимся словом, показом и действием, нужно научить их принимать стартовое положение с небольшим наклоном туловища вперёд и постановкой маховой ноги на носок. Кроме того, на этом этапе использую упражнения со стартом из необычных исходных положений, которые развивают быстроту реакции и ловкость:
• старт из исходного положения, стоя спиной к старту;
• старт из исходного положения, стоя и сидя ноги скрестно;
• старт, из исходного положения в упоре лёжа;
• старт с одновременным рывком руками при вставании из положения, сидя на пятках.
Основное назначение упражнений – выработать у учащихся быструю реакцию на сигнал и выход из необычного положения быстрее соперника. Это развивает такую составляющую ловкости как быстрота и реактивность.
На втором этапе происходит обучение учащихся скоростному бегу по дистанции. Нацеливая учащихся на увеличение стартовой скорости, обучаю их первому шагу со старта. Для этого предлагаю учащимся такие подводящие упражнения, как прыжок в длину с места махом одной и толчком другой ногой, различные многоскоки от одной линии до другой. Для наглядности на линию старта у носка толчковой ноги ребёнка кладу веревку или скакалку и даю задание сделать первый шаг за этот ориентир маховой ногой.
Преодоление дистанции происходит по принципу скоростного бега, т. е. необходимо преодолеть расстояние за минимальное время. Для этого корпус должен быть наклонён вперёд, а ногами в процессе бега совершаются сильные толчки. Чтобы повысить скорость разбега, в подготовительной части урока использую разнообразные беговые упражнения для спринтеров, например, бег на носочках с наклоном корпуса, который позволяет увеличить частоту шагов и темп. Скорость бега определяется условиями выполнения заданий, физической и технической подготовленностью учащихся. Так, челночный бег с постановкой ноги на контрольную линию будет проходить с большей скоростью, чем бег с переноской кубиков, а он, в свою очередь, быстрее, чем эстафета с переноской набивных мячей.
Лучше всего показатели скорости вырабатываются во время упражнений со скакалкой, в быстром темпе. Прыжки разрабатывают икроножные мышцы, которые активно используются для выталкивания и последующего ускорения, а так же способствуют развитию ловкости. Такой приём, как изменение способа выполнения упражнений, рекомендуемый В. Г. Шпаком, очень легко осуществить в прыжках через скакалку различными способами:
• на одной, двух ногах, поочерёдно, скрестив ноги;
• с продвижением вперёд, назад, вправо, влево;
• с обратным вращением скакалки;
• через сложенную вдвое скакалку на месте и в движении с вращением в горизонтальной плоскости;
• с двойным прокручиванием во время прыжка;
• в парах;
• стоя, ноги вместе, руки со сложенной скакалкой внизу, хватом сверху на ширине плеч. Подпрыгнуть и, согнув ноги, провести скакалку под ногами, не касаясь её, мягко приземлиться. То же можно сделать и через гимнастическую палку.
Кроме того, упражнения с длинной скакалкой такие, как перебегание через препятствие в виде вращающейся скакалки, запрыгивание и прыжки через вращающуюся скакалку в быстром и медленном темпе способствуют развитию скоростных и координационных способностей.
Далее, на третьем этапе, важным моментом является захват бруска. Можно сделать хороший старт, взять отличный разгон, но заминки на развороте испортят результат. Поэтому необходимо обучать учащихся поворотам или стопорящему шагу. Цель остановки в челночном беге одна – как можно быстрее изменить направление бега. Это упражнение позволяет быстро развернуться в конечной точке, разогнаться на обратном пути и окончить забег скоростным прорывом на максимальной скорости. Подготовительные упражнения по освоению стопорящего шага: передвижение приставными шагами, прыжками в приседе прямо и боком, ходьба, а потом и бег с изменением направления или касанием пола по сигналу. К выполнению прыжков в приседе следует подходить постепенно – сначала тренировать их в облегченных условиях. Например, при ходьбе в полном приседе переходим к передвижению с небольшим подпрыгиванием с опорой руками о колени. Затем те же прыжки «лягушкой» учащиеся выполняют в упоре присев в составе комплекса упражнений и без опоры руками, с большим углом разгибания ног в коленных суставах. И только после этого следуют многоскоки из глубокого приседа с полным разгибанием ног и максимальным продвижением вперед. Количество прыжков в многоскоках следует увеличивать постепенно. Хорошо физически подготовленные учащиеся в фазе поворота осуществляют опору на одну руку и из этого положения выполняют промежуточный старт. Как правило, поворот выполняется налево, так как большинство учащихся берут предмет правой рукой. Вместе с тем для равномерного развития всех мышц и связок ног необходимо включать в занятия челночный бег по часовой стрелке, т. е. зеркально. Для этого в подготовительной части урока я провожу бег «змейкой» с выбором произвольного направления, бег за направляющим «восьмёркой» по часовой стрелке и против или по заданному маршруту, заранее обозначенному.
Правильное без помех финиширование имеет большое значение. На открытых площадках с ограниченными размерами, где проводится челночный бег, остро встаёт вопрос о правильном выборе места для финиширования. Во главу угла здесь ставится техника безопасности. Финиш по возможности должен быть удалён от растущих кустов, деревьев, скамеек, столбов.
В спортивном зале тоже в полной мере надо выполнять все требования техники безопасности. Линию старта челночного бега следует располагать ближе к середине зала, чтобы учащиеся имели достаточно места для остановки.
Важно отметить роль подвижных игр и эстафет для развития ловкости. При объяснении новой подвижной игры или эстафеты, разъясняю основные требования к игрокам, рассказываю о значении, технике и тактике данной игры или эстафеты. Кроме того, вначале подвижную игру или эстафету предлагаю в несколько упрощенном варианте, а затем постепенно добавляю новые правила.
Умение на большой скорости изменить направление движения хорошо тренируется в играх с увёртываниями. Размеры игровой площадки уменьшаются, вынуждая игрока петлять, изворачиваться, чтобы увернуться от преследования, не столкнуться и не выйти за пределы площадки. Такие игры как «Салки», «Салки с ленточками», «Ловишка с мячом», «Мы – весёлые ребята», «Караси и щука», «Белые медведи», «Грушка», «Охотники и утки» – особенно любимы младшими школьниками.
Подвижные игры для развития ловкости
№ п/п Название игры Класс Основные упражнения Условия по проведению и выполнению
1. Перемени предмет I-IV Бег с ускорением и стопорящий шаг Предмет должен быть взят и положен в точно обозначенное место
2. Быстро возьми и положи I-IV Бег с ускорением и стопорящий шаг Предмет должен быть взят и положен в точно обозначенное место, количество предметов может меняться
3. Посадка картошки I-II Бег с ускорением и стопорящий шаг Предмет должен быть взят и положен в точно обозначенное место, количество предметов может меняться
4. Погрузка арбузов I-II Бег с ускорением и стопорящий шаг Предмет должен быть взят и положен в точно обозначенное место
5. Грушка I-II Бег с ускорением и увёртываниями Ограничение по времени и размеров площадки
6. Прыжки по полоскам I-III Прыжки на двух ногах в длину Прыжки выполняют с сомкнутыми ногами. Силу отталкивания регулируют расстоянием между полосками (от 30 до 60см)
7. Дружные ребята II-IV Прыжки через длинную скакалку Прыгать можно с места и с разбега по 1,2,3,4,5
8. Удочка прыжковая I-IV Прыжки Прыжки выполняют толчком двух ног
9. Перепрыгни через ручеёк II Прыжки, бег Расстояние зависит от возраста и подготовленности учащихся
10. Принеси предмет IV Бег, прыжки Принести предмет: прыжками, бегом
11. Прыжок за прыжком IV Прыжки Прыжки выполняются в соответствии с техникой прыжка в длину с места
12. Салки и разновидности I-IV Бег с увёртываниями Игра имеет много вариантов: с бегом, прыжки на двух, на одной ноге, в приседе.
13. Караси и щука I-II Бег с увёртываниями Ограничение размеров площадки
14. Белые медведи III-IV Бег с увёртываниями Бег парами
15. Вызов номеров II-IV Бег с ускорением Выбегать только по команде, можно из различных положений, отработка старта и финиширования
16. Перемена мест III-IV Бег, прыжки, реакция на сигнал, старт из разных положений Игра имеет много вариантов - изменяются исходные положения, и способы передвижения.
17. Передал-садись I-IV Метание Расстояние до цели может меняться в зависимости от возраста
18. Летящий мяч IV Бег с увёртываниями, метание в движущуюся цель Ограничение размеров площадки
19. Охотники и утки II-IV Бег с увёртываниями, метание в движущуюся цель Ограничение по времени и размеров площадки
Челночный бег использую в эстафетах и таких подвижных играх, как «Перемени предмет», «Посадка картошки», «Быстро возьми и положи» и др. Кроме того, для развития специальной (ручной) ловкости применяю упражнения с разными видами мячей.
Упражнения на ловкость быстро утомляют, поэтому их следует проводить в начале основной части занятия. Интервалы отдыха – до восстановления. Проводить упражнения на ловкость необходимо на каждом уроке, но объём не должен быть большим.
Такая система служит надёжным фундаментом для постоянного роста результатов учащихся, что положительно сказывается на их отношении к уроку физической культуры. В физическом развитии учащегося главное не выполненный норматив, а тот путь, который пройден им к более высокому результату. Челночный бег – это лишь один из эффективных способов решения двигательных задач, причём на положительном психологическом и эмоциональном фоне.
Учащиеся, в силу своей любознательности, должны знать, для чего они выполняют задания. Поэтому стараюсь объяснить важность и значимость выполняемых упражнений, подвижных игр и эстафет.
Кроме того, привлекаю учащихся в помощники при проведении комплексов упражнений, для предупреждения и исправления ошибок, к судейству при выполнении эстафет, что, в свою очередь, повышает интерес, внимание и ответственность учащихся.
Елена ЗДРОК, учитель физической культуры и здоровья средней школы № 16, г. Мозырь