По тропам Беловежской пущи
Лес – идеальное место для прогулок. Стройные древесные стволы и подпирающие небо кроны, особый целебный воздух, тихая зимой и бурная летом лесная жизнь благотворно влияют на организм человека. Недаром люди, живущие рядом с зелёной зоной, особенно с такой, как Беловежская пуща, имеют спокойный уравновешенный характер и крепкое здоровье.
Сохранить лесные богатства нашей земли – одна из главных задач на сегодня. Но без активного участия подрастающего поколения с должным уровнем экологической культуры добиться желаемого едва ли удастся…
Воспитание экологически грамотных молодых людей, бережно относящихся к окружающему миру, – один из гарантов успешной природоохранной деятельности не только в нашей стране, но и во всём мире. Реализовать эту важную задачу, на мой взгляд, можно посредством проведения различных школьных мероприятий: информационных и классных часов, квестов, викторин, игр и т. д. В качестве примера предлагаю конспект виртуального путешествия-турнира «По тропам Беловежской пущи».
Цель – формирование у учащихся экологического мышления.
Задачи: формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе; пропагандировать здоровый образ жизни; стимулировать интерес к животному миру, истории родного края; воспитывать чувство гордости за свою страну и её наследие.
Материалы и оборудование: тестовые задания; ручки; листы бумаги А4; жетоны; сладкие призы и диплом победителя.
Организационно-методическая часть. Учащиеся должны прочитать книги о Беловежской пуще, найти в интернете информацию о её прошлом и настоящем. Педагог готовит и показывает ребятам презентацию «Национальный парк “Беловежская пуща”».
За каждый правильный ответ командам выдаётся по жетону. В конце турнира жетоны суммируются. Команда, набравшая их больше других, становится победительницей.
Ход мероприятия
Библиотекарь. Добрый день, ребята! Сегодня отправимся в виртуальное путешествие по одному из крупнейших туристических центров нашей страны – национальному парку «Беловежская пуща». Это настоящее чудо света. По числу видов растений и животных парк не имеет себе равных в Европе. Первое упоминание о нём датируется 983 годом (Ипатьевская летопись). Сейчас в Беловежской пуще можно совершить пешую и велопрогулку, посетить музей природы, отдохнуть несколько дней в комфортабельном отеле или гостевом домике и покормить животных в вольерах. Даже зубра! Хотите узнать больше об этом могучем лесе? (Да!) Тогда начнём наш турнир!
Учащиеся делятся на две команды. Библиотекарь представляет жюри.
Тур 1. Тест-разминка
1. Национальный парк «Беловежская пуща» располагается на территории областей…
А. Брестской и Витебской.
Б. Гродненской и Витебской.
В. Брестской и Гродненской.
2. В какой деревне находится административный центр района?
А. Немержа.
Б. Каменюки.
В. Грицки.
3. Что находится на территории Беловежской пущи?
А. Зоопарк.
Б. Аттракционы.
В. Музей природы, вольеры с животными, отели и гостевые домики, ресторан, спортивные площадки.
4. Какие исторические и культурные памятники можно здесь посетить?
А. Усадьбу Тышкевичей, Каменецкую башню.
Б. Брестскую крепость.
В. Коложскую церковь.
5. Сколько видов животных живёт в пуще?
А. 100.
Б. 250.
В. Более 300.
Тур 2. Викторина для знатоков истории
1. Какое отношение к Беловежской пуще имеет князь Владимир Мономах? (Он здесь охотился за турами, зубрами и оленями.)
2. Как с Беловежской пущей связан Владимир Волынский? (Этот князь в 1276 году основал в Беловежской пуще город-крепость Каменец.)
3. Назовите суть привилея Ягайло в 1409 году о Беловежской пуще. (Охота на крупного зверя запрещалась всем, кроме королевской семьи и великого князя Витовта.)
4. Какой указ был издан польским королём Сигизмундом Августом в 1557 году? (Он запрещал вырубку даже сухостойного леса без билета, который подписывался самим королём.)
5. Зачем польские короли в XVII–XVIII веках охотились в лесах Беловежской пущи? (В качестве забавы.)
6. Что было построено на реке Наревке для королевской охоты? (Охотничий дом с флигелями для короля и свиты, зверинец, который занимал большую площадь леса, огороженную крепкой изгородью, куда королевские егеря запускали выловленную в лесу крупную дичь.)
7. Что разрешила российская императрица Екатерина II в Беловежской пуще, когда она вошла в состав России, и к чему это привело? (Охотиться на любого зверя, кроме зубра, что значительно сократило численность животных.)
8. Какие события, связанные с Беловежской пущей, произошли в 1802 году? (Она вошла в состав Гродненской губернии, российский император Александр I запретил охоту на зубра.)
9. С какого года проводится регулярный учёт зубров? (С 1809 года.)
10. Какое указание даёт в 1897 году российский император Николай II? (Он хотел, чтобы пуща сохранила характер первобытного леса.)
11. Что происходило в Беловежской пуще, пока она находилась во владении царской семьи Романовых? (Она оставалась местом проведения великокняжеских охот, но при этом принимались все возможные меры для увеличения численности охотничьих видов животных.)
12. Зачем к императорскому охотничьему дворцу была проложена железная дорога? (Для более удобного подъезда царских особ.)
13. Какого сказочного персонажа можно встретить с 2003 года в пуще? (Деда Мороза.)
14. Где расположена его резиденция и какова её общая площадь? (В глубине заповедного леса, около 15 га.)
Библиотекарь. В Беловежской пуще преобладающими хвойными породами являются сосна обыкновенная и ель европейская, также здесь можно полюбоваться единственной в республике рощей пихты белой.
В следующем туре необходимо узнать дерево по описанию. За правильный ответ каждый получает жетон. Но прежде скажите, что надо сделать, чтобы сберечь деревья в лесу? (Ответы детей.) Правильно, необходимо принимать участие в сборе макулатуры, не ломать ветки и маленькие деревца.
Тур 3. Угадай дерево
Каждая команда получает по четыре описания.
1. Кора у этого дерева всегда гладкая, даже если оно старое. Свежий пень ярко-оранжевого, почти апельсинового цвета. Дрова из этого дерева хорошо горят и дают много тепла. (Осина.)
2. Кора у этого дерева тонкая, смолистая. Ветки, расположенные низко, быстро вспыхивают и горят, как факел. (Пихта.)
3. Небольшое дерево с разноцветными ягодами: зелёными, красными, чёрными. (Крушина.)
4. Эти деревья впечатляют своей мощью. У них очень крепкий толстый ствол. Листья и цветы на них появляются одновременно. Из коры этого дерева изготавливают дубильные вещества. (Дуб.)
5. Это первое дерево, с которым знакомится каждый. Его изящные, аккуратные вечнозелёные ветви будто специально предназначены для праздничного убранства, а древесина считается ценным строительным материалом. (Ель.)
6. В жаркий летний день около этого дерева гудит целый рой пчёл, а зимой его можно отличить по плодам, оставшимся зимовать на ветках. Под ним не бывает опавших листьев – они очень быстро перегнивают и возвращают в почву нужный растениям кальций. (Липа.)
7. Пожалуй, нет осенью красивее этого дерева. Кажется, что его большие, просвечивающиеся на солнце листья выкованы из тонких золотых пластинок. Сок его очень вкусный. В старину из него готовили квас, различные прохладительные напитки. А из древесины до сих пор делают музыкальные инструменты. А ещё оно может предсказывать погоду: если с черенков листьев, у самой ветки, капелька за капелькой текут «слёзы», значит, через несколько часов будет дождь. (Клён.)
8. Это дерево – прекрасный естественный «пылесос», то есть один из лучших очистителей воздуха от пыли и сажи. Может жить до 500 лет, а то и больше, вырастая до 20 м. Древесина его твёрдая, упругая, вязкая. Ранее из неё делали высококачественные дуги, оглобли, полозья, каюты на кораблях. (Вяз.)
Библиотекарь. Дети и взрослые обожают пить зимой чай с ягодным вареньем. Кругом мороз, сугробы, а в баночке собрано душистое лето! Особенно вкусное и полезное лакомство делается из лесных ягод.
Тур 4. Что за ягода?
1. Эта ягода растёт не только в лесу, но и в саду, но лесная намного слаще и вкуснее, хотя и мельче. Чай с ней очень полезен при простудных заболеваниях, хорошо снимает усталость и озноб. (Малина.)
2. Эта ягода – природный консервант и антисептик. Она очень полезна при болезнях почек. (Брусника.)
3. Собирать эту ягоду легче, чем чернику, потому что она растёт на высоких кустиках. Она тоже имеет синий налёт, но крупнее черники, хотя такая же полезная. (Голубика.)
4. Как пахнет эта ягода, как тает во рту! Она созревает самой первой, но ловко прячется в траве. Поэтому ходить по лесной опушке надо осторожно, чтобы не растоптать её. (Земляника.)
5. Эту ягоду полезно есть тем, у кого плохое зрение. А ещё из неё получается очень вкусное варенье, джемы и компоты, которые насыщают организм витаминами в холодное время года. (Черника.)
Тур 5. Назови правильно
Дописать названия животных, земноводных и пресмыкающихся, которые обитают в Национальном парке «Беловежская пуща». Каждая команда получает по пять заданий.
1. Куница … (лесная).
2. Кабан … (дикий).
3. Барсук … (обыкновенный).
4. Олень … (благородный).
5. Заяц … (русак).
6. Лягушка … (остромордая).
7. Жаба … (камышовая).
8. Черепаха … (болотная).
9. Ящерица … (прыткая).
10. Уж … (обыкновенный).
Библиотекарь. Нет, наверное, людей, которым не нравилось бы пение птиц. Оно украшает нашу жизнь, поднимает настроение. Конечно, в зимнем лесу мало певчих пернатых, но, думаю, это не помешает вам успешно пройти следующий тур.
Тур 6. Птицы Беловежской пущи
Учащиеся отгадывают загадки о птицах (соловье, сороке, скворце, дятле, сове, кулике, кукушке, журавле и дятле).
Тур 7. Книги о пуще
Надо назвать пять книг о Беловежской пуще и её обитателях (Г. Скребницкий и В. Чаплина «В Беловежской пуще», Ф. Саевич «Раздумья о Беловежской пуще», «Зубры – гиганты Европы» и др.)
Тур 8. Разгадай кроссворд
1. Самый крупный орёл. (Беркут.)
2. Вид птиц, строение лапок которых напоминает весло. (Веслоногие.)
3. Птица, временно теряющая весной слух. (Глухарь.)
4. Герой сказки В. Бианки «Оранжевое горлышко». (Куропатка.)
5. Вид птиц, которые, как считает народ, доят на пастбищах коз. (Козодоевые.)
6. Небольшая любопытная птичка, передвигающаяся по земле вприпрыжку. (Воробей.)
7. Отряд мелких птиц с длинными острыми крыльями, к которому принадлежит колибри. (Стрижеобразные.)
8. Существует миф, что эта птица приносит детей. (Аист.)
9. Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнёзда. (Кукушка.)
10. Водоплавающая птица с пронзительными воплями-стонами. (Гагара.)
11. Птаха из известного двустишия Владимира Маяковского о последнем дне буржуя. (Рябчик.)
12. Птица, известная своей верностью и неприятным шипящим голосом. Первое слово «лебедь». (Шипун.)
13. Самое крупное млекопитающее Беловежской пущи. (Зубр.)
14. Наиболее многочисленный вид рыб, обитающих в водоёмах пущи. (Щука.)
15. Мускусная крыса по-другому. (Ондатра.)
Тур 9. Не вмешивайся в жизнь леса
1. Можно ли взять из леса зверёныша или птенчика, чтобы вырастить дома? (Этого нельзя делать. В-первых, многие животные сразу же гибнут от стресса и непригодных условий, во-вторых, если они выживут, то потом не смогут жить в лесу.)
2. Какую пользу приносят лесу муравьи? (Уничтожают вредителей, спасая деревья, кусты и травы, разносят семена растений.)
3. Какая главная беда у муравьёв? (Кабаны, птицы и люди часто разоряют их дом.)
4. Приносят ли пользу лесу лягушки? (Да, лягушки охотятся на слизней, гусениц, жуков и других вредных насекомых, губящих лесную растительность, в том числе ночью и в труднодоступных для птиц местах.)
5. Почему в лесных массивах около больших городов исчезают многие звери, птицы, растения? (Из-за вырубки леса и шума.)
6. Почему Беловежская пуща с каждым годом всё больше нуждается в защите? (Учащаются пожары и всплески массового размножения вредителей, губящих лес.)
7. По какой причине нельзя вырубать лес около рек и озёр? (Без леса водоёмы высыхают.)
Библиотекарь. А теперь, ребята, давайте рассмотрим некоторые ситуации и подумаем, как правильно надо вести себя по отношению к природе.
Тур 10. Однажды на лесной прогулке…
Каждая команда получает по пять ситуаций.
1. На полянке тлеет костёр. Что необходимо сделать? (Его надо потушить, засыпав песком или залив водой, чтобы лес не загорелся.)
2. Вы гуляете по Беловежской пуще и увидели, что маленький птенец выпал из гнезда. Ваши действия? (Надо его положить в гнездо, предварительно обмотав руку тканью, бумагой или надев перчатку, чтобы взрослые птицы не услышали запах человека, иначе они могут не принять своего птенца.)
3. Вы заметили находящееся низко над землёй птичье гнездо, к которому подкралась собака. Что вы будете делать? (Надо отогнать собаку и переложить гнездо повыше, чтобы до него не добрались другие звери.)
4. В лесу вы увидели разрушенный муравейник. Ваши действия? (Надо его поправить, огородив палками.)
5. Лесная речка пересохла, а в иле видна рыбья икра. Что вы можете предпринять? (Перенести её в воду.)
6. Что можно сделать, если заметили в лесу мусор – бумагу, бутылки? (Собрать и унести с собой или закопать.)
7. В лесу вы увидели, что растёт красивое дерево, у которого сломана верхушка. Что нужно делать? (Замазать глиной, и дерево продолжит жить.)
8. На горе стоит фабрика. Токсичные отходы с неё сбрасываются в близлежащую реку, которая протекает через территорию Беловежской пущи. Что может произойти и как надо поступить? (В реке вымрет рыба, а также пострадают все животные, которые пьют из неё воду, поэтому нужно позвонить в экологический центр близлежащего города.)
9. Некоторые люди от нечего делать вырезают на деревьях свои имена и другие надписи. Ваши действия? (Надо замазать раны на коре глиной, иначе дерево будет болеть и может засохнуть.)
10. Вы заметили, что кто-то ловит рыбу во время нереста или на электроудочку. Что надо сделать? (Позвонить в региональное отделение Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и сообщить, где и когда видели браконьера.)
Жюри подводит итоги турнира и награждает команду-победительницу дипломом, а остальных сладкими призами.
Библиотекарь. Однажды побывав в Беловежской пуще, хочется возвращаться туда снова и снова. Величественный лес, как магнит, притягивает к себе посетителей: на его просторах пасутся могучие зубры, поют песни уникальные птицы и расцветают редкие растения. Хочется, чтобы это прекрасное место сохранилось для будущих поколений! Каждый из вас может внести свой вклад в это благородное дело – охрану Беловежской пущи и дикой природы Беларуси. Всего-то и надо, что соблюдать правила поведения в природе и бережно относиться к окружающему миру. Согласны? (Да!) На этом наш турнир завершается. Благодарю за активность! До новых встреч!
ТЕРЕЗА КОВАЛЬЧУК, заведующая библиотекой гимназии № 2 г. Волковыска