Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Экопредпринимательство в школе

Каждый человек стремится стать успешным и состояться как личность и высококлассный специалист. Для достижения данной цели необходимо уже в школьном возрасте развивать у учащихся предприимчивость (находчивость, соединённую с энергией и практичностью) и формировать предпринимательское мышление: умение рисковать, устанавливать приоритеты, планировать, решать проблемные ситуации и эффективно работать на результат. Овладеть этими навыками помогает проектная деятельность, в частности экологическое предпринимательство.

Наша справка
Экологическое предпринимательство – одно из наиболее востребованных сегодня направлений социального предпринимательства. Оно направлено на производство продуктов или оказание услуг с целью сохранения и восстановления окружающей среды, охраны природных ресурсов. Прибыль принимается во внимание, но не как самоцель, а как средство дальнейшего продвижения для достижения поставленных целей.
Глубокое понимание экологического предпринимательства как фактора устойчивого развития страны крайне необходимо, особенно в сфере образования. Потребность в экологически чистом мире меняет рынок труда и требования к навыкам и умениям специалистов. В будущем будут востребованы новые профессии: механик экоавтомобилей, городской фермер, рециклинг-технолог, проектировщик «умной» среды и др.

Наш Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Контакт» уделяет особое внимание формированию у учащихся предпринимательского мышления. С 2020 года учреждение принимает участие в экспериментальной деятельности по реализации проекта «Апробация модели развития предприимчивости как средства профориентации и социализации учащихся II и III ступени общего среднего образования». С целью развития экологического мышления и экологического профессионального информирования в рамках данного проекта центром ведётся работа по моделированию и внедрению в образовательный процесс инновационных подходов по формированию предпринимательских экологических компетенций (экологическое предпринимательство). Можно выделить три модуля:
•    «Экоформула» (изучение вопросов экологии, применение знаний на практике);
•    «Экомарафон» (марафон экодел);
•     «Эколето» (деятельность по проектам летнего оздоровления).

Модуль «Экоформула»
Предполагает изучение вопросов экологии и ознакомление с отечественными и зарубежными инновационными проектами в данной сфере, практическое применение знаний, развитие предприимчивости учащихся. В рамках данного модуля изучаются темы:
•    «Найди зелёный листок» (определение экологичности продуктов);
•    «Экодомино» (изготовление экоигрушек, экодухов, экоподарков, экомешочков, экокормушек и др.);
•    «Экоэкономия» (электро- и водопотребление);
•    «Экомир» (вопросы сохранения биоразнообразия);
•    «Зелёная тропа» (изучение на сайте Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды экотроп Минска);
•    «Гринкарта» (изучение интерактивной Карты экологически дружественных мест и инициатив Беларуси)  ;
•    «Экострана» (поиск экологических проблем Беларуси, предложение путей их решения).

Модуль «Экомарафон»
Марафон включает в себя комплекс экологических мероприятий, посвящённых проблемам экологии и датам экологического календаря: конкурсам рисунков («Из жизни полярных медведей»), стихотворений («Я покорён величием и красотой»), стендов («Я ресурсы берегу, замечательно живу»), кроссвордов; акциям («Час земли», «Уход за растениями») и др. Например, при проведении челленджей учащиеся снимают видео или делают фото, выкладывают в социальных сетях и предлагают повторить их неограниченному кругу пользователей. Каждый участник отмечает количество выполненных заданий и делает выводы – как это повлияло на его жизнь и окружающую среду.

Примеры заданий:
•    «Енот» – собери раздельно мусор и сдай в пункт приёма вторсырья;
•    «5 июня» – проживи день без пластика (используя экосумку и/или многоразовые текстильные мешочки вместо полиэтиленовых пакетов, картонную посуду вместо пластиковой, придя в кофейню со своей кружкой и т. п.);
•    «Экотропа» – пройди все экотропы Минска;
•    «Посади семечко» – посей семена растений или высади саженец дерева;
•    «Экспресс-утро» – прими душ за 5 минут для экономии водных ресурсов;
•    «Вечерние посиделки» – проведи один вечер при свечах для экономии электроэнергии;
•    «Стикер» – сделай записки для своих близких «Выходя из комнаты, гаси свет», «Выключи воду, пока чистишь зубы»;
•    «Усё сваё» – покупай натуральные белорусские продукты и пр.
Участие в данных мероприятиях позволит учащимся осознанно подойти к использованию природных ресурсов и внести личный вклад в решение экологических проблем.
 
Модуль «Эколето»
Включает в себя деятельность по проектам:
•    «В гостях у леса» – обеспечение необходимых условий для оздоровления детей, повышения их экологической грамотности в условиях летнего оздоровительного лагеря;
•    National Geographic – эффективное развитие личности и углубление знаний по туризму, получение навыков жизни в условиях палаточного лагеря;
•    «Сегодня играем – завтра воплощаем!» – организация деятельности досугово-игровой комнаты (отдых и оздоровление учащихся, развитие у них предприимчивости и формирование предпринимательской культуры как элемента патриотического воспитания);
•    «Природная лаборатория» – создание сюжетно-ролевой смены в период летних каникул с элементами поисково-исследовательской работы. Основное направление её при этом – экологическая деятельность учащихся: проведение экскурсий (в качестве экскурсоводов), ведение дневника исследований и наблюдений «Экомир рядом», участие в экологических играх («Легенды», «Цветочная мозаика»), викторинах о животном и растительном мире Беларуси, фотоконкурсе «Природа в объективе», конкурсе плакатов «Природа – наш дом» и кинопутешествии «Маленькие чудеса большой природы». Также в рамках данного проекта проводятся:
    работа по благоустройству дворов («Цветочный вернисаж», «Чистый двор»);
    игра-конференция «В мире неразгаданных тайн»;
    посещение объединения по интересам Handmade, направленного на формирование технических и художественных навыков учащихся посредством создания изделий с использованием различных материалов и вторсырья;
    работа по программе «Лаборатория “Экознайка”» – изучение солнечной энергии, состава и свойств воды, воздуха, почвы;
    выращивание микрозелени, быстрорастущих и неприхотливых овощей, травянистых растений в экоконтейнерах.


Представленный подход к развитию предприимчивости и формированию предпринимательского мышления у детей и подростков способствует эффективному раскрытию личностного потенциала, стимулирует потребность в самоактуализации, интерес к профессиональному самоопределению, позволяет обучить здоровому и безопасному образу жизни, бережному отношению к окружающей среде.
Таким образом, для учащихся создаются условия формирования предприимчивой жизненной позиции «Хочу – могу – делаю», что является основной целью предприимчивого обучения. Человек с такой жизненной позицией – смелый инициатор с высокой мотивацией, ответственный и заботливый, умеет находить новые решения, работать в команде, ставить цели и добиваться результатов, имеет способности к самоанализу.

ВИКТОРИЯ ГЛЯЦЕВИЧ, методист Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Контакт» г. Минска