Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Рука помощи

Как показывает практика, современные дети не испытывают никаких проблем в общении с детьми с инвалидностью – напротив, стараются принять их в свой коллектив и оказать необходимую поддержку. Они совместно вырабатывают правила игр, в которых все имеют равные возможности, и обязательно их соблюдают. Главное, давать ребятам возможность вместе играть и учиться.

Инклюзивные игры позволяют объединить воспитанников и учат их вместе достигать цели в атмосфере дружбы и сотрудничества. В качестве примера предлагаю конспект квеста «Рука помощи».
Цель – организация среды, способствующей социализации воспитанников с нарушением зрения.
Задачи: развивать коммуникативные навыки и социальную активность в совместной деятельности со сверстниками; формировать умение налаживать взаимодействие на основе доброжелательности и взаимопомощи; способствовать успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями путём использования инклюзивной формы организации спортивного-развлекательного мероприятия; развивать толерантное отношение и ответственность.
Материалы и оборудование: доска (200 х  20 см); 2 дуги (60 см), 5 палок, приподнятых на 5 см; набор кеглей; косынки; набор деталей конструктора и схема-образец постройки (для каждой пары детей); ленты для соединения рук; 4 поролоновых квадрата (30 х  30 см); 2 поворотные стойки; малые матерчатые мячи (по количеству участников); горизонтальные мишени (корзины из ткани); 2 мешочка с предметами для определения на ощупь; 2 носилок на верёвках; 2 предмета; телевизор; большая коробка, украшенная, как подарок; гелиевые шары (по количеству участников).
Организационно-методическая часть. В мероприятии участвуют дети с особыми образовательными потребностями. Воспитанники-волонтёры заранее знакомятся с условиями эстафет. Дети и взрослые должны быть одеты в спортивную форму.

Ход квеста
Ребята в колонне по одному под музыку входят в зал, образуют круг. У каждого на шее повязана косынка определённого цвета (для последующего распределения участников по парам).

Ведущая (держит в руках мобильный телефон). Ребята, здравствуйте! Сегодня я просматривала в Instagram новости и обратила внимание на сообщение, которое меня встревожило. Это сообщение от фиксиков, Нолика и Симки. Их друзья – Верта и Игрек – в последнее время стали ссориться. Я думаю, что Верта и Игрек разучились дружить. И я написала фиксикам (читает с экрана телефона): «Уважаемые фиксики, наши ребята в детском саду очень добрые, умеют дружить и помогать друг другу. Приходите к нам в гости, мы покажем, как это правильно делать».
Ребята, как вы думаете, у нас получится помирить Верту и Игрека? (Ответы детей.) Чтобы справиться с этой задачей, нам самим нужно быть дружными, добрыми и помогать нуждающимся людям.

Под музыку появляются Нолик и Симка. Здороваются с детьми.

Нолик (обращаясь к ведущей). Мы получили Ваше сообщение. Ребята, вы действительно помирите Верту и Игрека, чтобы они стали добрее и дружелюбнее? (Ответы детей.)
Симка. А давайте сначала познакомимся!
Ведущая. Становитесь с нами в круг!

Я буду дружить со всеми
Ведущая говорит: «Меня зовут … (называет себя), я буду дружить со всеми!» Кладёт свою ладонь на ладонь того, кто находится от неё справа. Тот представляется, тоже обещает со всеми дружить, и так далее по кругу.

Ведущая. А теперь все вместе скажем: «Возьмёмся за руки, друзья, поможем ближнему всегда!»
Нолик. Замечательно! Теперь мы сможем узнать, что же случилось с Вертой и Игреком!
Симка (в раздумье). Мне кажется, что у них что-то было, было, было… и вдруг потерялось…
Ведущая. Может, ответ найдётся в Электронной картотеке трудно решаемых вопросов?

Дети смотрят на экран телевизора.

Нолик. Сейчас попробуем («включает» свой синхронизатор). Синхронизирую андроид с экраном телевизора!

На экране появляется заставка Google.

Нолик. Алиса. Электронная картотека трудно решаемых вопросов! (Появляется соответствующая вкладка.)
Алиса. Слушаю вопрос.
Нолик. Почему Верта и Игрек перестали дружить, помогать друг другу и совершать добрые дела?
Алиса. Ответ можно найти, разгадав слово из шести букв. Буквы можно получить, выполнив 6 заданий.
Ведущая. Ребята, вы согласны выполнить задания? (Да!)
Алиса. Запускаю!

На экране появляется название и девиз первого задания.

Задание № 1
Друг другу помогаем – препятствия преодолеваем!
Ведущая. Я догадалась! Нужно показать, как мы помогаем друг другу в преодолении препятствий! (Указывает на оборудование, расставленное по периметру зала.) По доске нужно пройти, в дуги – пролезть, палочки – перешагнуть. А между кеглями надо пройти змейкой. Вроде легко!.. Но не тогда, когда завязаны глаза! Поэтому нужна чья-нибудь помощь. Давайте разделимся на пары по цветам косыночек. Один игрок будет с завязанными глазами, а второй поможет ему проходить препятствия, направляя его словами и движениями. Держите своего напарника за руку, чтобы он чувствовал вашу поддержку.

Под музыку дети выполняют задание.

Нолик (смотрит на экран). Интересно, мы справились с заданием?
Симка. Появится ли буква?

На экране появляется буква. Нолик и Симка радуются, детям предлагается назвать её.

Задание № 2
Друг другу помогаем – в три руки стройку начинаем!
Ведущая. Ребята, задача усложняется. Теперь надо соорудить постройку тремя руками – одна ваша рука будет соединена с рукой напарника. Это нелегко, поэтому придётся научиться договариваться и выполнять все действия дружно.

Каждой паре даётся набор деталей конструктора и схема-образец. Ведущая, Нолик и Симка обращают внимание детей на необходимость уступать друг с другу и советоваться. Хвалят за проявление этих качеств. После выполнения задания на экране появляется следующая буква.

Задание № 3
Друг другу помогаем – через болото шагаем!
Ведущая. А вот и ещё одно препятствие – болото. Его надо перейти по кочкам. Один напарник пойдёт через болото, а второй будет ему помогать – переставлять кочки.

Ребята перестраиваются в две команды для участия в эстафете. Каждой команде даётся два поролоновых квадрата – «кочки». Ребёнок встаёт на «кочку», а его напарник помещает впереди него на расстоянии шага вторую. Воспитанник шагает на «кочку», а напарник переставляет вперёд первую. Таким образом они доходят до поворотной стойки. Берут «кочки» в руки и бегом возвращаются, передавая квадраты следующей паре. Взрослые подчёркивают необходимость оказания помощи друг другу и умение согласовывать свои действия с действиями напарника. После выполнения задания на экране появляется следующая буква.

Задание № 4
Друг другу помогаем – в цель точно попадаем!
Ведущая. А сейчас надо помочь вашему другу попасть мячиком в мишень. Можно сдвигать её влево-вправо, если мячик летит в сторону, или подносить ближе, если кажется, что он не долетит. В общем, делать всё возможное, чтобы напарник попал мячом в цель.

Ребята становятся в две шеренги друг напротив друга. Первой шеренге выдаются корзины из ткани, а второй – по два малых матерчатых мяча. По очереди каждая пара выполняет задание, совершая броски сначала левой, затем правой рукой. После чего меняются местами. После выполнения задания на экране появляется следующая буква.

Задание № 5
Друг другу помогаем – на ощупь определяем!
Фиксики держат мешочки с предметами. Дети по очереди опускают руку в мешочек и называют предмет. После выполнения задания на экране появляется следующая буква.

Задание № 6
Друг другу помогаем – равновесие не теряем!
Ребята перестраиваются в две команды. Надо донести до поворотной стойки на верёвочных «носилках» предмет и вернуться, передав эстафету следующей паре. Взрослые обращают внимание детей на необходимость для успеха общего дела удерживать поверхность «носилок» на одной высоте, не наклоняя. После выполнения задания на экране появляется буква.

Алиса. Задания выполнены! Поздравляю!

Ведущий предлагает отдохнуть, дети садятся на стульчики.

Нолик. Ребята, мы выполнили все 6 заданий и получили все буквы. Что же это за слово?..
Симка. Алиса, что это за слово?
Алиса. Сейчас попробую помочь.

На экране появляется слово «вместе», дети читают.

Нолик. Так вот что потеряли Верта и Игрек! Они потеряли слово «вместе»!
Симка. А вы помогли его найти. Спасибо вам!
Ведущая. Да, когда мы вместе что-то делаем, протягиваем руку помощи друг другу и тем, кто в этом нуждается, мы становимся добрее и дружелюбнее. Вот это и надо сказать Верте и Игреку!
Симка. Мы обязательно скажем!
Нолик. Ребята, вы нам очень помогли, поэтому мы с Симкой хотим сделать вам сюрприз.

Нолик и Симка вносят большую коробку с надутыми гелиевыми шарами.

Нолик. Ребята, чтобы сюрприз состоялся, давайте дружно скажем слово «вместе».

Дети произносят слово. Из коробки вылетают связки по 2 шара. Нолик и Симка раздают их парам участников и делают общее фото. Герои прощаются с ребятами.


ЕЛЕНА ЯСТРЕБОВА, руководитель физического воспитания детского сада № 24 им. П. С. Портновой г. Полоцка