Констанца: неухоженная, но красивая
В Констанцу я попал, по сути, случайно. Собираясь с семьёй в Румынию, я в первую очередь думал о её столице. Так наверняка поступило бы большинство людей, поскольку столица – визитная карточка государства. Так что я вначале планировал, что поеду в Бухарест – если не с организованной экскурсией, то своими силами. Зачем мне румынская провинция, думал я. И ошибся.
Экскурсии на румынском побережье проходят не по расписанию, а организуются под конкретные группы, и если она не собирается, то нет и поездки. В моём случае так и получилось: отдыхавшие соотечественники интересовались только пляжем и шопингом. Я слёзно просил приставленного к нам гида устроить мне поездку хоть в Бухарест, хоть в замок Влада Цепеша, причём за любые деньги… Увы.
Съездить же куда-то самостоятельно мешал языковой барьер: местные жители отказывались понимать английский, поэтому любая попытка воспользоваться общественным транспортом превращалась в квест с элементами русской рулетки. Можно заблудиться и не вернуться. А оно мне надо?
Вот так я и отправился в Констанцу – единственный город, куда меня (и ещё пару человек) согласился отвезти гид. О чём, как ни странно, я впоследствии не пожалел.
Выезд
В Констанцу мы выезжаем утром: в противном случае можно застрять в пробке, и там же состариться и умереть. С утра же вся дорога, как правило, занимает максимум минут пятнадцать. Автомобиль плавно катит по трассе, и Констанца понемногу вырастает на горизонте, занимая там всё больше и больше места. Пока в поле зрения не остаётся только город.
Он был основан древними греками больше 2000 лет назад, примерно в V–VI веке до нашей эры, и в те далёкие времена носил имя Томис. Потом его захватывали римляне, болгары, турки-османы, и так продолжалось до конца XIX века, пока город не вошёл в состав Румынского княжества. Кстати, к тому времени он уже приобрёл своё современное название. И вскоре окончательно сделался румынским, поскольку предыдущее население, состоявшее из татар, греков и болгар, либо ассимилировалось, либо съехало.
Сегодня Констанца – один из первых по величине и населённости городов Румынии, серьёзно уступающий только Бухаресту. Площадь её – 120 км2, население – около 300 тысяч человек. А ещё город славится огромным портом, одним из крупнейших в Европе.
Старый город
По мнению гида, это наиболее интересная часть Констанцы. Правда, на первых порах ничего особенного – дома как дома. Хотя, может, им и вправду по полторы сотни лет, как утверждает гид. Или, возможно, это одна только видимость: за домами, судя по всему, вообще никто не следит, и новее они от этого не становятся.
Через минуту мы неожиданно выходим на довольно большую площадь, которая носит имя древнеримского поэта Овидия. Здесь же высится и памятник ему.
История гласит, что Овидий был в своё время очень знаменит в Риме. Но популярность не пошла ему впрок: разругавшись с тогдашним императором, он был сослан в Констанцу, где и прожил оставшийся ему десяток лет. Отсюда и название площади, и памятник работы итальянца Этторе Феррари, поставленный в конце XIX века.
Кроме памятника, на площади имеется ещё и Музей национальной истории и археологии, размещённый в очень интересном здании, напоминающем не то дворец, не то театр. Построенное в 1920-х, оно изначально использовалось в качестве местной ратуши. В 1977-м городские власти переехали в новую резиденцию, а сюда вселился музей. И здание ратуши, на мой взгляд, вполне подошло ему по стилю.
Покинув площадь Овидия на милость заполонивших её (и лезущих в кадр) туристов, мы углубляемся в городские кварталы. В скором времени по правую руку обнаруживается ещё один музей – на этот раз Музей народного искусства. Он яркий и полосатый. А ещё в нём выставлены национальные костюмы, украшения, иконы и прочие занятные вещицы, издавна привлекающие внимание туристов.
Дальше по улице возвышается памятник капитолийской волчице, вскармливающей Ромула и Рема, которые, как известно, позже основали Рим. Вообще-то настоящий памятник стоит там, где ему и положено быть, – в столице Италии. А это копия, и, кстати, даже не самая главная в стране – та установлена на одном из перекрёстков в центре Бухареста. Но румыны очень любят капитолийскую волчицу (она считается чем-то вроде символа возрождения страны), поэтому такую статую можно найти чуть ли не в каждом городе Румынии.
Мечеть Кароля
За площадью с волчицей Старый город заканчивается – на противоположной стороне дороги уже виднеются современные здания. Не желая выходить за пределы исторического центра, мы поворачиваем направо, движемся в сторону побережья и выходим обратно на площадь Овидия. Ура, знакомые места! И тут же выясняется, что на противоположной стороне площади подпирает небо огромная мечеть, которую я раньше не заметил. «А будем ли мы её осматривать? – спрашиваю я гида. – А зайдём ли внутрь? А не выгонят ли нас?» Гид отвечает утвердительно, чему я по-настоящему рад. Пройти мимо главной мечети Констанцы и не заглянуть внутрь… было бы, скажем так, большим упущением.
Великая мечеть Констанцы, известная также как мечеть Кароля, начала строиться по указу короля Румынии Кароля I в 1910 году. Что несколько странно: Кароль был христианином и не имел никакого отношения к исламу… Возможно, разгадка кроется в большом количестве татар, живших тогда на румынской территории. Мечеть была благополучно достроена, потом освящена (или как это называется у мусульман?), и теперь является главным исламским храмом Констанцы. Которая, в свою очередь, – исламский центр всей Румынии, поскольку в её окрестностях проживает более 80 % всех мусульман страны.
А ещё данное строение просто красивое. В нём причудливым образом сочетаются западные и восточные черты, а огромный минарет довершает общее впечатление. Эта пятидесятиметровая башня, кстати, усилена внутри стальной арматурой, что, мягко говоря, нехарактерно для тогдашнего исламского Востока. И да, эта же мечеть – самая высокая из всех, которые я видел. И вообще первая, в которую я зашёл.
Интересно
Кроме своего статуса и минарета, мечеть Кароля славится гигантским ковром ручной работы, весящим полтонны и занимающим площадь в 140 м². Этот шедевр – личный подарок одного из турецких султанов (насколько я помню, Абдул-Хамида). Почему он наполовину свёрнут – история умалчивает.
А ещё на минарет можно подняться. И даже нужно, особенно учитывая тот факт, что он оборудован смотровой площадкой. Оставив позади 140 ступеней, я получаю возможность взглянуть на город с высоты птичьего полёта.
С одной стороны виден порт. Он действительно огромный – 150 причалов, годовой оборот в несколько десятков миллионов тонн грузов… Эх, нам бы такой порт! И заодно – ещё и такое море.
С другой стороны находится всё та же площадь Овидия, уже исхоженная нами из конца в конец. Вот же… стоило уйти – и она сразу опустела! Хоть ты беги и снимай всё заново.
Ну а прямо внизу виднеется легко узнаваемая тень минарета, на котором я в данный момент и стою. Можно было бы перегнуться и помахать себе рукой, но опасно – высоко.
Казино и Дом со львами
Пора спускаться, что я и делаю, кляня по дороге каждую из 140 ступенек. А достигнув, наконец, земли, пытаюсь не отстать от экскурсовода. Я догоняю его примерно в тот момент, когда он добирается до ещё одного знаменитого объекта – Дома со львами. Построенный в XIX веке, он стал известен не только благодаря своей архитектуре, но и потому, что в его стенах когда-то собиралось руководство местной масонской ложи. По крайней мере, так говорят. Украшающие дом львы – уже старые, но всё ещё крупные и страшные.
И вновь в глаза бросается общая неухоженность городских построек: что бывшая ложа, что окружающие её здания сильно побиты временем. До них, похоже, никому нет дела: отслоившаяся штукатурка, трещины, пятна копоти… Печально. И тем печальнее, что сами дома – очень красивые.
Возвращаясь по собственным следам мимо Великой мечети, мы почти сразу же натыкаемся на следующий по счёту храм – на этот раз на православный. Он раскрашен почти в такую же полоску, как и этнографический музей, но несравненно выше и шире последнего. Даже без учёта колоколен.
Кафедральный собор святых Петра и Павла был построен в конце XIX века, две Мировые войны подряд подвергался обстрелам и частичному разрушению, но позже был восстановлен во всей своей полосатой красе. В которой, как мне кажется, тоже есть нечто восточное – не то византийское, не то ещё чьё-то… Это и понятно, если вспомнить, сколько времени нынешняя Румыния провела под турками. Такое бесследно не проходит.
Ещё несколько сот метров, и мы останавливаемся на крутом повороте береговой линии. Здесь на довольно остром мысе стоит генуэзский маяк, когда-то упрощавший кораблям вход в гавань.
Вернее, почти генуэзский: первая башня маяка, сооружённая в XIV веке, до наших дней всё-таки не дожила. Так что это сравнительно недавняя реконструкция, хотя и близкая к оригиналу.
Если, стоя спиной к маяку, повернуть голову вправо, то можно увидеть, пожалуй, самое известное здание Констанцы, за исключением, разве что, Великой мечети. И это не храм и даже не музей, а казино, построенное в начале XX века.
Автором проекта был архитектор по фамилии Ренар (не путать с Ренуаром), задумавший казино в стиле «модерн» и получивший под это значительные средства. Строительство вышло непростым: сроки сдачи объекта постоянно отодвигались, в наполовину готовом здании вечно что-то ломалось и рушилось, правительство точило на Ренара зуб… Тем не менее, в 1910-м казино всё-таки сдали в эксплуатацию. Оно получилось самобытным и интересным и какое-то время даже проработало: то действительно в качестве казино, то как больница, то как танцевальный зал… Однако в 1990-м здание окончательно закрыли: оно настолько обветшало, что заходить внутрь стало опасно для жизни. Так что сегодня местное казино – это, с одной стороны, известный и признанный памятник архитектуры, а с другой, объект, относительно которого власти никак не могут решить, что же будет дешевле – восстанавливать, сносить или ждать, когда всё само развалится.
Поблизости также расположены ещё несколько памятников: тянущим невод рыбакам, одной из румынских королев, какому-то поэту и т. д. Но они, особенно в сравнении с казино, представляются мне малоинтересными, и я о них ничего рассказывать не буду. Примерно так же, кстати, считает и наш экскурсовод: он признаётся, что, во-первых, устал, а во-вторых, показал всё, что стоило увидеть в Констанце. Что-то слабо в это верится – город большой, а мы все два часа бродили по нескольким смежным кварталам. Но спорить с местными жителями – себе дороже… Особенно, когда они вполне могут оказаться правы. Поэтому наша группа решает отправиться домой.
Перед выездом мы заходим в небольшое кафе на набережной выпить по чашечке кофе. Из-за моего столика хорошо видно здание казино – красивое и неухоженное, словно вся Констанца в миниатюре. И я мысленно прошу здание не разваливаться – хотя бы до моего отъезда. А ещё лучше – до того момента, когда правительство Румынии всё-таки найдёт деньги на его восстановление.
Вместо эпилога
Констанца так и осталась единственным румынским городом, который мне посчастливилось увидеть (мелкие курортные посёлки не в счёт – там в принципе не на что смотреть). Однако она, по словам неоднократно бывавших в Румынии людей, вовсе не самый невзрачный её представитель и по числу достопримечательностей уступает только столице. Не знаю, правда это или нет, я в Бухаресте не был. Но Констанца понравилась мне и без сторонних отзывов и характеристик. Действительно красивый город. Все эти дома с лепниной и балконами, все эти церкви и мечети вряд ли кого-то оставят равнодушным. Как не оставили меня. Ведь где ещё можно увидеть такую причудливую смесь Востока и Запада? Православные храмы в турецком стиле, мечети с минаретами из европейского железобетона, да ещё Овидий на главной площади… Ну где ещё встретишь такое? Только в Констанце.
Тревожит меня только одно – состояние города. Неужели у муниципалитета нет средств на его реставрацию и поддержку? Впрочем, с этим я ничего поделать не могу. Поэтому просто встаю и иду к машине. А по дороге кидаю в море монетку, чтобы непременно вернуться.
Монета падает в воду. Возможно, румынское правительство однажды прикажет поднять её со дна. Сложит с другими такими же монетками, брошенными туристами. Подсчитает выручку. А потом на эти деньги покрасит казино. И побелит Великую мечеть.