Без союза мужчин и женщин мир не может стать лучше!
Гендерная проблема. Инсайдеры или политики вспоминают о ней лишь по случаю Международного женского праздника (8 Марта). Тем не менее это одна из основных проблем человеческого общества на протяжении тысячелетий и показатель очень низкого уровня большинства национальных культур.
Хотя наиболее развитые нации и культуры столкнулись с этой проблемой и частично её урегулировали, следует признать, что не случайно вопрос гендерного равенства решается при помощи неписаных правил, относящихся к традиционным схемам прошлого века или опыту предков, скрывая за фасадом респектабельности ретроградную ментальную схему, от которой многие люди не могут отказаться, парадоксально демонстрируя при этом свою слабость.
Самые передовые сообщества, такие как скандинавские, в значительной степени преодолели эту проблему, но даже у них определённая часть людей по-прежнему цепляется за концепцию мужского превосходства, как если бы это было естественно или даже правомерно. Но верно и то, что большинство мужчин, к счастью, всё меньше и меньше хранят молчание и восстают против ментальной схемы, которая навязывается как единственный способ урегулировать отношения в свою пользу.
Подавляющее большинство современных обществ всё ещё организовано таким образом, чтобы не поощрять участие женщин в социальной и политической жизни, так как опасается, что они могут выражать своё несогласие, за исключением официально провозглашённых деклараций. Это так очевидно, что часто возникают подозрения, будто экономические трудности, с которыми сталкиваются даже самые богатые страны, – не простая случайность, а циничный и в то же время эффективный способ поставить обычных людей «за грань выживания».
В мире, задуманном таким образом, женщины платят первыми. Во-первых, мы просим по-прежнему играть второстепенную роль, подчиняясь мужскому превосходству, в основном экономическому, так как доступ женщин к высокоуровневой работе или власти ограничен, а труд в целом всё ещё менее оплачиваемый, чем у мужчин. Во-вторых, мы искажаем природу женщин, развращая их в отрицании их женственности и материнства, вынуждая направлять всю свою энергию на построение карьеры. При этом им часто приходится доказывать (порой доходя до абсурда), что, играя роль, «не соответствующую» их полу, они обладают необходимыми для этого характеристиками. И всё для того, чтобы заслужить доверие и избежать насмешек и поражений в правах.
Исправление этой ситуации видится в построении истинного союза между мужчинами и женщинами, основанного на настоящем равенстве. И тогда две половины одного яблока воссоединятся, чтобы приносить пользу, а не гнить порознь. Об этом мы побеседовали с профессором философии Леонардо Дини, членом Демократической партии Италии, автором замечательной книги «Идея женщины».
Наша справка
Профессор Леонардо Дини родился в Риме в 1966 году. В 1989 году стал партнёром SILFS (Итальянское общество логики и философии наук, прим. ред.) и SFI. В настоящее время занимается политикой в зарубежном департаменте Демократической партии Италии, сотрудничает с партией «Dem Area» и является исполнительным директором Национальной ассоциации итальянских партизан. С 1984 года пишет философские эссе, романы и стихотворения.
– Профессор Дини, каковы были Ваши мотивы при создании этой книги?
– Это результат моей работы как философа с 1980-х годов и по текущее время. После публикации множества статей и эссе я подумал о том, что в качестве главного аккорда хотел бы отразить роль женщин в мире и современном обществе, поскольку сегодня существует лишь формальное равенство. Поэтому в книге я задаюсь вопросом (с философской, политической и социальной позиций): «Что можно сделать, чтобы обеспечить равенство женщин на всех уровнях: территориальном, местном, национальном, международном и глобальном».
Присутствие и участие женщин в политике, управлении бизнесом, на ведущих позициях институтов, словом, в экономической и общественной сферах будет способствовать достижению мира на глобальном уровне, установлению баланса между странами, а также всеобщего социального равновесия.
– По мнению учёных, в любом человеке, вне зависимости от его пола, есть две составляющие – «женское» и «мужское» начала. В мужчине явно преобладает мужское, но также остаётся пространство для женского начала (конструктивность, терпение, дипломатия и т. д.) – в идеале 2 к 1. Поэтому многие мужчины, прислушиваясь к своему «женскому» началу, менее агрессивны и борются скорее за верховенство этических ценностей как на социальном, так и на политическом уровне. Имеет ли это явление обратный эффект в случае с женщинами?
– Это очень интересная тема. Прогрессивная маскулинизация случается у современных женщин, когда они получают доступ к власти. В этом положении некоторые из них склонны впитывать в себя даже мужские недостатки, полагая, что при наличии, например, агрессивности, их позиция будет более устойчивой.
Сегодня женщины представлены во всех сферах деятельности, в том числе в армии и полиции. Раньше об этом и думать было немыслимо! Наметилось множество позитивных изменений в сфере баланса между мужчинами и женщинами не только на уровне вышестоящих должностей, но и в двустороннем и повседневном общении. После первого этапа очевидной маскировки мы достигаем фазы возвращения к женской природе, но с осознанием роли и, следовательно, положения приобретённой силы.
– Это почти гегелевский процесс («тезис – антитезис – синтез»), начиная с женской ментальной структуры происхождения, когда женское начало, заложенное природой, проходит фазу сознательного противопоставления, а после наступает этап взаимодействия и воссоединения двух противоречий, порождающих синтез. Речь идёт о состоянии, когда женщина начинает играть мужскую роль и почти скрывает свою женственность для достижения уважения среди коллег и начальства. Получив власть, она стремится к обретению внутреннего баланса и возрождению женского начала, чтобы использовать его для завоевания уважения подчинённых взамен давления.
– По сути, традиционная философия – это философия бытия, которая ранее была сосредоточена на типично мужском (ссылки на женский никогда не было) индивиде. Однако сегодня философия вышла за рамки этой модели – бытие уже идентифицировано с космологическим существом и универсальной живой формой.
С одной стороны, это позволяет преодолеть разделение пола, а с другой, даёт возможность выйти за рамки философии пола.
– Сейчас достаточно интересных исследований о роли женщины на социально-политическом, институциональном и других уровнях. Например, книга молодого учёного, доктора Марии Пиа ди Нонно «Европа: короткие портреты основополагающих матерей», представляющая роль многих женщин, наравне с мужчинами внёсших вклад в зарождение концепции «Единой Европы». Такие издания призваны укрепить в обществе положение, согласно которому женщины и мужчины в равной степени играют ответственные роли.
Какие, на Ваш взгляд, шаги необходимо предпринять, чтобы женщины имели сейчас намного больше возможностей заниматься политикой и возглавлять государственные институты?
– Во время выступления на официальной презентации моей книги, состоявшейся в 2018 году в Международном доме женщин в Риме, Дачиа Мараини (итальянская писательница, прим. ред.) отметила: «Важно, чтобы женщины не только осознавали себя, но и могли выйти за рамки этого архаичного и тысячелетнего представления, которое кажется непобедимым и непреодолимым». То есть женщины должны участвовать в механизмах социальных политических институтов. При этом необходимо также расширить их права и предоставить больше самостоятельности. И это вполне возможно.
Давайте посмотрим правде в глаза. Зачастую женщины-исследователи гораздо более успешны, чем мужчины. Поэтому сегодня они достигают самых высоких уровней в любой профессии: юриспруденции, экономике, инженерии, космонавтике и т. д. Так что у женщин есть будущее и оно позитивное.
– Чтобы вписаться в нынешние реалии организации жизни и трудовой деятельности, женщины зачастую должны полностью забыть о семье и почти целиком посвятить себя карьере. Можно ли пересмотреть традиционные модели «мирового труда», а также подходы в политике занятости с учётом необходимости личного времени для своих семейных отношений и других занятий (учёба, наука, политика, путешествия и т. д.)? Ведь при таком уровне продуманности женщинам будет гораздо легче трудиться, а их последовательное присутствие будет способствовать улучшениям и выгодам, способным сбалансировать мир. Например, как в некоторых скандинавских странах.
– Я думаю, что мы должны исходить из «лучших практик», существующих в мире: подходов скандинавских стран, Англии, Германии и Франции. В последней, например, политика поощрения и поддержки работающих женщин детскими садами способствовала возобновлению деторождения.
В евро-средиземноморском радиусе очень трудно преодолеть старомодные табу по отношению к женщинам. Например, Рита Леви-Монтальчини (итальянский нейробиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1986 года, прим. ред.) призналась, что ей пришлось отказаться от материнства в пользу науки, потому что невозможно в одно и то же время быть великим учёным и уделять достаточно времени семье и детям. Тем не менее, будущее видится объединяющим аспекты работы и семьи, когда женщины больше не будут рожать, подчиняясь воле мужчин, и занимать второстепенное место, а скорее станут главными действующими лицами в создании семьи и собственной независимой социальной роли.
Последующие поколения будут не только воспринимать равенство как нормальное явление, но и видеть его с детства, с этого же времени привыкая к взаимному уважению. Поэтому они построят мир, где будет нормальный обмен функциями, полное равенство (как в семье, так и на работе) и где сотрудничество между мужчиной и женщиной будет приносить только пользу.
– Вы, кажется, уже являетесь представителем группы людей, для которых очевидно, что женщины могут изменить этот мир к лучшему. Как можно помочь им преодолеть своё нежелание выходить на социальную и политическую арену?
– Можно поддержать их, создав прозрачную и чистую политику, а также через обеспечение права равного доступа к политике гражданам (более половины населения из них как в Италии, так и в мире в целом – женщины). Таким образом, расширение прав и возможностей женщин способствует строительству сильного гражданского общества намного больше, чем гарантии нынешних политиков.
Также можно обеспечить женщинам гендерное равенство. Более того, мы должны выйти за рамки идеи «розовых квот» (при проведении региональных выборов в Италии должен быть обеспечен механизм голосования, гарантирующий присутствие в областных советах не менее 40 % женщин, прим. ред.), которые больше не признают даже сами женщины, и предоставить им возможность участвовать в выборных процессах на условиях полного равенства. По возможности такой подход следует укоренить во всём мире.
– Спасибо, профессор Дини!
По материалам сайта Planet360.info
ТЕКСТ: Гвидо де Симоне
ПЕРЕВОД: ЕЛЕНЫ БУЛДАКОВОЙ