Кто живёт в лесу?
Умение логично, точно и связно выражать свои мысли – важнейшее условие успешной социализации и самореализации человека, а также индикатор уровня его умственного развития. Приобрести навык связной речи можно только в процессе обучения. Этим занимаются педагоги в детском саду и младших классах, этим должны заниматься и родители. Значительную помощь им в этом непростом деле оказывают синквейны.
Синквейн – педагогический приём, составление нерифмованного стихотворения из пяти строк:
1. Тема стихотворения – всегда существительное и всегда представлено одним словом.
2. Два прилагательных (изредка причастия), которые раскрывают основную тему.
3. Описание действий, относящихся к теме синквейна. Содержит три слова – глаголы или деепричастия.
4. Целая фраза (афоризм, пословица, цитата или просто составленное предложение), ассоциативно связанная с темой.
5. Слово-резюме. Как правило, синоним к теме стихотворения.
Пример синквейна
1. Белка
2. Рыжая, пушистая.
3. Прыгает, грызёт, собирает.
4. Белка грызёт орешки.
5. Животное.
Преимущества данного приёма:
• помогает систематизировать и закрепить полученные знания;
• наглядно отражает степень понимания материала;
• развивает нестандартное мышление и креативность;
• тренирует память;
• расширяет словарный запас;
• способствует творческому самовыражению;
• совершенствует умение ёмко и лаконично выражать свои мысли;
• повышает интерес к обучению;
• служит способом интеллектуальной разрядки.
В качестве примера применения данного приёма предлагаю комплекс заданий «Кто живёт в лесу?». Выполнение позволит закрепить умения составлять синквейны, согласовывать прилагательные с существительными, а также будет способствовать развитию словесно-логического мышления и связной речи. Для занятия понадобятся: аудиозапись звуков и макет леса, куклы-рукавички, дидактический материал для составления синквейнов, поощрительные медальки или конфеты. Желательно также придумать какой-нибудь сюжет, связывающий задания в одну историю.
Начните с релаксирующей музыки со звуками леса. Предложите ребёнку закрыть глаза и представить, что он находится, например, в Беловежской пуще (летом занятие можно перенести в парк). Пока малыш не видит, достаньте макет леса и предложите отгадать загадки про его обитателей (волка, лису, зайца, ежа и др.). Если ребёнок отгадал, он надевает на руку куклу-рукавичку соответствующего животного.
Рекомендую через каждые два-три упражнения проводить тематические физкультминутки («Зайчата», «Мишка вылез из берлоги», «Беличья зарядка» и т. п.): чередование интеллектуальной и двигательной деятельности позволят удержать внимание ребёнка и внесут разнообразие в образовательный процесс. Попросите малыша не просто выполнять движения, но и проговаривать вместе с вами текст.
Скороговорки
Малыш должен быстро и чётко произнести:
1. У нашего мишки в мешке шишки.
2. У ежа ежата, у ужа ужата.
3. Искала белка дуб с дуплом, дупло для белок – тёплый дом.
Дом диких зверей
Предложите ребёнку соотнести картинки диких животных и их жилищ и составить предложение. Например, «Лисица роет нору», «Медведь живёт в берлоге», «Логово – дом волка» и т. д.
Опиши…
Ребёнок выбирает куклу-рукавичку животного, надевает и описывает её, используя слова-признаки. Например, лиса – пушистая, рыжая, хитрая; волк – злой, серый, страшный; медведь – большой, неуклюжий, косолапый и т. д.
Совместное составление синквейна
Положите перед ребёнком карточки-символы, опираясь на которые надо составить синквейн о животном. С помощью наводящих вопросов объясните, что в первом ряду будут слова-предметы, во втором – слова-признаки, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?». Третий ряд состоит из слов-действий, в четвёртом нужно составить предложение, а в пятом – придумать слово-ассоциацию.
Дорожка с препятствиями
Пусть ребёнок проговаривает текст, имитируя движения: «Ой! А что это? А это – поле: топ-топ-топ. Ой! А что это? А это – болото: чав-чав-чав. Ой! А что это? А это речка: буль-буль-буль. Ой! А что это? А это тропинка: шур-шур-шур!» Также можно соорудить на полу лабиринт с препятствиями: поле – кусок линолеума или ковра с ворсом, болото – резиновый коврик, речка – тазик с водой и т. п.
Обязательно хвалите ребёнка после выполнения каждого задания. В конце занятия подведите итоги, задавая вопросы, о ком велась беседа, какое слово больше всего подходит к её теме, и попросив назвать слова-признаки и слова-действия. Также предложите малышу составить с их помощью предложение и дополнить высказывания: «На занятии мне понравилось…», «Труднее всего было…», «Мое настроение…». Похвалите ребёнка и поблагодарите за работу. В качестве поощрения выдайте конфеты или медальки «Молодец!».
ЕЛЕНА ШКУЛЕПА, учитель-дефектолог яслей-сада аг. Коптёвки Гродненского района,
НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТУКЕВИЧ, учитель-дефектолог яслей-сада аг. Коптёвки Гродненского района