Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Половое воспитание: семья и школа

Политика, негласно принятая обществом, заключается в том, что в жизни есть определённые вещи, которым не нужно учить детей, дескать, сами это как-нибудь усвоят. Но когда? Во время полового созревания, когда бушуют гормоны, а в голове теснится множество желаний?

Почему бы образовательным учреждениям не вмешаться и не рассказать детям то, что им действительно нужно знать? Ведь информация о сексе и смежных темах, поданная в этической, научной и практической манере, именно то, что нужно молодёжи. Продолжение взросления с правильными знаниями об интимных отношениях позволит избежать роковых ошибок, улучшит их будущую сексуальную жизнь и поможет стать более успешными и эмоционально сильными личностями.

Половое воспитание – процесс получения информации и формирования знаний о сексе, сексуальной идентичности, отношениях и близости. Это жизненно важный инструмент общественного здравоохранения, предоставляющий молодёжи навыки и знания, позволяющие делать осознанный выбор в отношении своей сексуальности и поведения. Он охватывает такие аспекты, как анатомия, физическое развитие, беременность, контрацепция и инфекционные заболевания, передающиеся половым путём.

Сексуальное образование также должно включать коммуникативные навыки, внушать уверенность в себе (ребёнок будет вооружён знаниями, а значит, не допустит насилия в своём отношении) и обязательно охватывать вопросы гендерных ролей и равенства, а также сексуального насилия.

Часто можно встретить мнение, что половое воспитание приводит к сексуализации и деморализации детей и подростков. Наоборот, благодаря полученной информации:
•    повышается ответственность и грамотность;
•    снижается частота случаев нежелательной беременности среди подростков;
•    снижается заболеваемость инфекциями, передающимися половым путём, в том числе ВИЧ, среди лиц 15–24 лет;
•    уменьшается количество преступлений на сексуальной почве.
Молодые люди, информированные о гендерных ролях и равенстве, склонны откладывать свой первый сексуальный опыт и использовать противозачаточные средства. Занятия по половому воспитанию, проведённые по соответствующей возрасту программе, формируют самооценку, уважение к себе и другим и закладывают основу для здоровых и крепких отношений.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Родителям часто неудобно говорить о сексуальности, поэтому они либо избегают этого, либо откладывают на неопределённый срок – пока не станет слишком поздно. Секс и подростки – тема, табуированная в обществе, однако обращение к ней в спокойной, честной и безопасной обстановке позволяет ребёнку узнать о важной сфере жизни и укрепляет доверие между ним и родителями. Осознание своей сексуальности важно в личной и социальной сфере – от различий между полами до понимания социальных принципов (близость, нагота, приватность).

Как говорить с ребёнком о сексе?
Знания должны соответствовать возрасту ребёнка и учитывать его познавательные и эмоциональные возможности в плане понимания людей, окружающего мира и его правил. По мере взросления можно будет поднимать всё более подробные и сложные темы:
•    2–4 года: первые наблюдения и вопросы. Дети начинают интересоваться, в чём разница между полами, хотят видеть свои половые органы, отмечать отличия и называть их. Главное в этом возрасте – честность и готовность к разговору, чтобы ребёнок не стеснялся задавать вопросы родителям. Показывая детям мир чувств, эмоций и отношений, обратитесь к книгам, раскрывающим эти темы.
•    5–6 лет: откуда берутся дети? Интерес к человеческому телу, вопросам рождения проявляется больше, чем к сексу как таковому. Важно спокойно предоставить ребёнку информацию о том, что мужчина и женщина вместе участвуют в создании новой жизни, что у женщины в животе развивается малыш, который растёт и рождается через 9 месяцев. Если у детей возникнет больше вопросов, это, вероятно, сигнал того, что они готовы к более подробной информации.
На этом этапе развития стоит показать также некоторые социальные нормы. Малыши должны знать и понимать, что их тело принадлежит только им и никто другой не должен его трогать, за исключением особых ситуаций: медицинский осмотр, купание мамой/папой и др.
•    6–8 лет: естественный и спонтанный интерес к сексу. Дети уже могут знать слово «секс», но ещё не так стесняются его. Это идеальный возраст для честного и открытого разговора.

Естественное и спонтанное любопытство ребёнка может помочь родителю поднять даже очень неловкие и деликатные темы. Попробуйте ответить на все вопросы так, чтобы они звучали очевидно и естественно. Говорите корректно, открыто, честно, но упрощённо. И никаких фантазий об аистах и капусте!

Допустим, малыш спросил, откуда он взялся. Если не хотите сильно откровенничать, скажите так: «У мамы было семечко и у папы. Когда мы полюбили друг друга и решили, что нам нужны дети, два семечка соединились и в животике начал расти ты». Возможно, этот ответ его удовлетворит, и у вас появится время приготовиться к дальнейшим вопросам. Если всё же ребёнок спросит, как он отказался в мамином животе, продолжите мысль: «У мамы внутри есть специальный домик для малыша – матка. Если посадить в этот домик семечко, то из него через 9 месяцев вырастет малыш. У мамы семечек нет, зато они есть у папы. Чтобы завести ребёночка, маме и папе нужно крепко-крепко обняться, чтобы папино семечко (семя) перешло к маме».

В любом случае важно не отвечать молчанием, которое вызовет у ребёнка страх, что он спросил о чём-то неправильном или неуместном.
•    9–12 лет: особенности полового созревания. Подростки могут иметь много сомнений относительно изменений, которые затрагивают их тело: растущая грудь, менструация, волосы в разных местах и др. Естественно, у ребят возникают вопросы, связанные с новой физиологией: какие перемены она принесёт, чем опасны ранние половые контакты и т. д. На эмоциональном уровне дети этого возраста через беседу со взрослым должны понять сущность близких, преданных и построенных на взаимном уважении отношений.
•    13–18 лет: вопросы ответственности, любви и желания. Если родители говорили с ребёнком о сексуальности до возникновения подростковой уверенности в том, что «я всё знаю лучше всех», им будет легче вернуться к этой теме. Важно объяснить, что такое противозачаточные средства, чем отличаются вожделение от любви, влечение от привязанности, а также предоставить информацию о том, с какого возраста разрешена половая жизнь. Надо подчеркнуть, что подростку необязательно заниматься сексом, если он не готов к этому, особенно под давлением.
Самый простой способ начать беседу о сексуальности – прочитать с ребёнком книгу о человеческом теле, его строении и рождении детей. Используйте также ситуации, которые способствуют разговорам о сексе, сексуальности или продолжении рода. Допустим, услышали по радио передачу на одну из этих или смежные темы – объясните ребёнку свою позицию, учитывая его возраст и подходящий для него контент. Иногда такие разговоры могут возникать спонтанно, например, во время завтрака, преимуществом которого является непринуждённая и безопасная атмосфера.

Важно
Ребёнок должен чувствовать себя равноправным партнёром в беседе на взрослые темы. Отвечайте на его расспросы правдиво, подчёркивая важность взаимоуважения, ответственности и любви.

Во время разговора с подростком не относитесь к сексу как к чему-то постыдному или запретному. Не стоит также наставлять, проповедовать или пугать. Лучше быть честным, делиться личными взглядами и опытом разрешения различных ситуаций, связанных с половой жизнью. Такой подход укрепит авторитет.

Разговаривая с детьми о половом воспитании, мы показываем, что эти темы ничем не хуже других. Хорошо, если ребёнок хочет поговорить о близости, особенно в подростковом возрасте, когда на первый план выходит мнение сверстников. Затягивание разговора в ожидании более подходящего момента зачастую приводит к тому, что тинейджер находит другой источник информации и потом относится к родителям как к людям, с которыми просто не стоит говорить о сексе.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
Вполне логично, что дети, которые вот-вот достигнут половой зрелости, на самом деле заинтересованы в том, чтобы больше узнать об интимной жизни и своей новой физиологии. Допустим, родители не посчитали нужным побеседовать с ребёнком на эти важные темы, тем не менее он должен узнать о них, чтобы вести здоровую и счастливую жизнь. Поэтому ребятам необходимо безопасное пространство, где они смогут задать интересующие вопросы без давления или страха и получить полные компетентные ответы.

Школа – это территория знаний. Почему бы не включить в программу обучения половое воспитание? Да, определённые консультации (о половой зрелости, безопасном репродуктивном выборе, заболеваниях, передающихся половым путём, контрацепции) уже проводятся, однако содержание всестороннего полового просвещения выходит за рамки данных тем. Необходимо объяснять ребятам значимость согласия на вступление в сексуальный контакт, учить распознавать жестокое обращение, воспитывать уважение к своему телу и телу партнёра, беседовать о границах и эмоциональном благополучии, гендерных ролях и изображении пола и гендера в СМИ.

Половое воспитание в школе позволяет подросткам понять, что является здоровым и нормальным, а что нет, какие реакции тела естественные, а какие надо воспринимать с тревогой и вызывать врача, когда всё происходит по согласию, а когда под принуждением. К тому же информированность позволяет избавиться от разного рода заблуждений и мифов (менструация проходит при правильной гигиене, в месячные нельзя забеременеть, за подарки надо платить интимной близостью и др.), особенно если на них настаивает малообразованный в половой сфере член семьи.

Часто учителя считают данные темы слишком деликатными для класса и замалчивают их, в том числе опасаясь негативной реакции родителей. И это когда новости наводнены историями о сексуальном насилии и домогательствах! Кто возьмёт на себя ответственность учить молодёжь, когда и как можно обращаться к человеку, почему не стоит преследовать бывшую пассию и какой тип поведения является не решительным, а преступным?
Что делать детям? Полагаться на интернет? Ожидать, когда до их просвещения снизойдут родители? Или необходимые знания самостоятельно загрузятся в ребёнка и он волшебным образом станет вести себя правильно? Это наивное убеждение некоторых учителей и семей в итоге вредит тем самым детям, которых они пытаются защитить, ограждая от «аморального» образования.

Невежество – это не образование. Отказ признать реальность – это не образование. Когда школы берут на себя ответственность за обучение ребёнка, они обязаны научить его защищать себя. Необходимо выйти за пределы табу и учить ребят не только тому, что митохондрии являются электростанцией клетки. Пусть родители боятся, что уроки по половому воспитанию спровоцируют у школьников интерес к сексу, однако, чтобы дети были здоровыми, не подвергались насилию и не сталкивались с ранней беременностью, надо честно рассказывать им о сексе. Пример стран Северной Европы, где количество подростковых беременностей, венерических заболеваний и абортов стремится к нулю, а 80 % тинейджеров предохраняется с первого сексуального контакта, доказывает, что правильно выстроенное половое воспитание в школе не приносит ничего, кроме пользы.

Аспекты полового воспитания в школе
Успешное такое воспитание выполняет три функции:
•    просветительную (ознакомление школьников с культурой взаимоотношений между полами);
•    воспитательную (формирование навыков и привычек нравственно-эстетического поведения в отношениях);
•    гигиеническую (формирование навыков и привычек чистоплотности, брезгливости к половой распущенности).
Информация должна подаваться дозированно и с учётом возраста учащихся. Важные моменты для изучения:
7–11 лет
•    изменения в организме, связанные с половым созреванием (месячные, поллюции, появление растительности на теле и др.);
•    деторождение и репродуктивные функции организма;
•    перепады настроения;
•    эмоциональные привязанности (первая любовь, дружба и т. д);
•    ответственность и самостоятельность;
•    здоровые внутрисемейные отношения.

11–14 лет
•    моральные, семейные, общечеловеческие ценности;
•    отличия между людьми (мы все думаем по-разному, говорим по-разному, имеем разные увлечения – быть разными здорово);
•    психологические и биологические факторы, влияющие на сексуальность;
•    существование венерических заболеваний, включая ВИЧ и СПИД;
•    сексуальное насилие (неготовность к сексуальным отношениям и отказ от них – это нормально);
•    средства контрацепции и ответственность за свой выбор;
•    уважение чужого мнения и выбора.

14–16 лет
•    репродуктивные функции организма и их биологические аспекты;
•    отношения между мужчинами и женщинами, в том числе сексуальные;
•    расставание, развод, смерть;
•    планировании семьи;
•    использование средств контрацепции;
•    необходимость конструктивного обсуждения спорных вопросов внутри семьи или пары;
•    кабинеты и службы психологической консультации.

Советы учителям
Большие возможности осуществления полового воспитания предоставляются во внеклассной и внешкольной работе с учащимися, педагогическим коллективом и родителями.
Формы работы по половому воспитанию:
1.    Начальные классы. Оптимальны классные часы, беседы, часы здоровья, уроки нравственности, проведение спортивных мероприятий.
2.    Средние классы. Необходимы отдельные беседы для мальчиков и девочек, консультации компетентных специалистов (психологов, медиков), посещение тематических выставок, всё те же классные часы, уроки нравственности и здоровья.
3.    Старшие классы. Наиболее эффективны экскурсии в медицинские учреждения, работа с медико-психологической службой, социальным педагогом и школьным психологом, лекции с просмотром учебных фильмов, дискуссии и диспуты на темы нравственности, морали, ответственности за свои поступки, проблем взаимоотношений между полами.
4.    Родители. Должны быть активно задействованы в половом воспитании в школе. Этому способствуют лектории и занятия по психологическому просвещению, круглые столы, конференции, а также совместные с учащимися фокус-групповые исследования, проекты и ситуационно-ролевые игры.

Формы работы классного руководителя по половому воспитанию:
•    лектории и тематические встречи с родителями;
•    групповое обсуждение;
•    решение ситуационных задач;
•    индивидуальные и групповые консультации;
•    ролевые игры;
•    фокус-групповые исследования;
•    проекты;
•    выступления врачей-специалистов на классных часах и уроках биологии, основах безопасности жизнедеятельности, на встречах с родителями и др.

НАТАЛЬЯ СТЕЛЬМАХ, детский психолог