Вкусно и полезно
Рассказывать о правильном питании надо уметь. Особенно в начальных классах, где дети менее всего расположены к скучным, пусть и наукоёмким лекциям. Как же полностью захватить их внимание и привлечь к активной работе на занятии? Разработать игру с весёлыми загадками, конкурсами и викторинами.
Цель – формирование у учащихся понимания важности рационального питания и употребления полезных продуктов.
Задачи: пропагандировать рациональное питание; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Материалы и оборудование: овощи и фрукты; ножи, ложки, посуда; набор карточек «Овощи и фрукты», «Продукты питания», «Вредное и полезное», «Крупы и зерновые растения»; разрезанные пословицы; таблица с названиями фруктов; ручки и бумага А4 (по количеству детей).
Организационно-методическая часть. Ребята должны приготовить дома овощной или фруктовый салат, а также составить натюрморт на тему «Овощи. Фрукты. Ягоды», сфотографировать его и распечатать результат.
Звучит стихотворение «Человеку нужно есть…».
1-й ведущий. Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный день! Мы будем искать кладовые здоровья – в саду и огороде. Питание очень важно для каждого. От того, что мы едим, зависит не только наше здоровье в целом, но и наше настроение, работоспособность.
Вы знаете, что многие лекарства можно найти на грядке, в саду, на поле и в лесу? (Да!) Если человек рационально питается и знает свойства продуктов, то ему не нужна аптека. С помощью правильно подобранной пищи можно предупредить многие болезни.
2-й ведущий. Нам в школу пришло необычное письмо от Винни Пуха: «Здравствуйте, друзья! Пишу из больницы… У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах мушки, вялость. Доктор говорит, что мне поможет правильное питание. Я уже составил себе меню: завтрак – чипсы, шоколад; обед – торт с лимонадом, сухарики; ужин – мороженое. Это моя любимая еда. Теперь я быстро выздоровею! Ваш Винни Пух».
1-й ведущий. Ребята, как вы думаете, правильно ли наш друг составил меню? (Нет!)
Разложи еду
Надо разложить продукты по степени их полезности: чипсы, шоколад, мороженое, яблоко, карамель, вафли, лимонад, тыква.
2-й ведущий. Значит, самыми полезными продуктами оказались яблоко и репа.
1-й ведущий. Надеюсь, что вы проснулись, сделали зарядку, умылись, почистили зубы. Время завтракать. Завтрак должен быть сытным. Приблизительно четвёртую часть дневной нормы калорий мы должны съесть утром. Как вы думаете почему? (Ответы детей.) А какие блюда должны быть в меню? (Каша. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются организмом. Наиболее полезна гречневая каша, затем идут овсяная, рисовая. Манная – самый калорийный продукт. Её необходимо есть перед контрольной, соревнованиями, работой.)
Откуда берётся каша?
По рисунку растения надо найти соответствующую карточку с крупой и назвать её.
2-й ведущий. С завтраком мы успешно справились. Пришло время обеда. Проголодались? Тогда мойте руки и садитесь за стол. Очень много витаминов и других полезных веществ содержится в овощах. Они как бы «приглашают аппетит», потому что в организме начинается выделение желудочного сока, благодаря чему лучше усваиваются и другие блюда.
Салатный мастер
Дети готовят салаты (по рецептам приготовленных дома), придумывают им названия и презентуют ведущим и классу.
1-й ведущий. С аппетитом всё в порядке, можно приступать к первому блюду.
Готовим суп
Дети делятся на команды и выбирают из набора картинок те, которые необходимы им для приготовления супа (щей, борща, рассольника, ухи, крем-супа и т. д.)
2-й ведущий. Что подают в обед на второе? (Гарнир с мясом или рыбой.)
Рыбалка
Задача – «наловить» рыбы больше других, назвав как можно больше её видов.
1-й ведущий. А теперь немного отдохнём. Об овощах и фруктах сложено много загадок. Попробуем разгадать! (Загадывает о тыкве, горохе, чесноке, хрене, капусте, картофеле.) Как вы понимаете высказывание «Пока есть хлеб и вода – всё не беда»? (Ответы детей.) Действительно, хлеб и вода очень полезны для нашего организма.
Пока есть хлеб и вода – всё не беда
Необходимо записать как можно больше аргументов о пользе хлеба и воды.
1-й учащийся. В хлебе находится много питательных веществ. Это один из лучших источников углеводов. Хлеб из муки грубого помола содержит большое количество пищевых волокон, витаминов группы В и полезных минералов.
2-й учащийся. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал о воде так: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете…».
3-й учащийся. Вода помогает организму поглощать и усваивать питательные вещества из крови, позволяет избежать формирования камней в почках, ускоряет вывод ядов и продуктов распада из организма. Потребление достаточного количества чистой воды сокращает риск развития некоторых видов рака: толстой кишки, груди, мочевого пузыря, почек. Она снижает воспаление, риск таких травм, как растяжение и разрыв связок и мышц, улучшает работу мозга.
Запомни и найди фрукт
Ведущий показывает таблицу, в некоторых клетках которой написаны названия фруктов (банан, яблоко, апельсин, груша, ананас). Необходимо запомнить и воспроизвести её.
Проворный огородник
Надо на скорость сложить мозаику с изображением овощей.
2-й ведущий. Вот пришло время и для ужина. Ужинать необходимо не позже чем за 2 часа до сна. Это должна быть легкоусвояемая пища. А что это за продукты, мы узнаем, отгадав народные загадки.
Белорусские загадки
1. Я расту не на ствале, я заўсёды на стале. Мяне ўкусіш, небарача, дык адразу і заплачаш. (Цыбуля.)
2. Чорная свінка мае тры спінкі. (Грэчка.)
3. На дварэ зялёны, а ў хаце салёны. (Агурок.)
4. Румяны Піліп да палкі прыліп. (Яблык.)
5. У кашулі нарадзіўся, а голы ходзіць. (Сыр.)
Рассыпанные пословицы
Дети собирают пословицы и объясняют их смысл.
Начало |
Конец |
Лук… |
что праздник без музыки |
Обед без овощей – |
избавишься от хвори на целый год |
Положи свежих ягод в рот – |
от семи недуг |
Викторина
1. Какие овощные растения обладают бактерицидными свойствами? (Лук, чеснок, морковь.)
2. Какое блюдо имеет такое же название, как овощ? (Салат.)
3. Из какого овоща белорусы получают больше всего витамина С? (Из картофеля.)
4. В каком овоще каротина не меньше, чем в моркови? (В тыкве.)
5. Какой витамин помогает предупреждать простудные заболевания? (Витамин С.)
6. Листья каких овощных растений едят? (Зелени: салата, петрушки, укропа.)
1-й ведущий. Вот и подошло время прощаться. Думаю, что время мы провели не зря. А вы как считаете? (Не зря!) Правильно! Ведь мы подтвердили, что правильное питание – залог нашего здоровья. А что мы ответим Винни Пуху?
Дети сочиняют и записывают ответ Винни Пуху. Примерное послание: «Привет, Винни Пух! Чтобы правильно питаться, необходимо исключить из меню сладости, чипсы и газировку. Лучше пей молоко, ешь сыр, овощи, фрукты, каши. Это тоже вкусно. Попробуй, и сам убедишься. Твои друзья».
2-й ведущий. А завершим мы мероприятие выставкой натюрмортов на тему «Овощи. Фрукты. Ягоды». Благодарю за активное участие! До новых встреч!
НАТАЛЬЯ БАЧУН, учитель химии и биологии Жукневского детского сада – базовой школы Толочинского района